Роль семейных воспитательных групп в реабилитации несовершеннолетних

Служба «Семейная воспитательная группа» «Красноармейского центра социальной помощи семье и детям «Семья» осуществляет свою деятельность с 2002 года.   За этот период в центре открыто 72 семейные воспитательные группы.

Всего с 2002 года реабилитацию в семейных воспитательных группах прошли 480 несовершеннолетних:

- возвращены в родные семьи - 265 н/л;

- выбыли в госучреждения - 87 н/л;

- переданы под опеку - 95 н/л.

Несовершеннолетние помещаются в центр в связи с неблагополучной обстановкой в семье и для оказания медицинской, правовой и психолого-педагогической помощи. Но само изъятие ребенка из семьи не является помощью, так как травмирует психику несовершеннолетнего. Поэтому на базе центра “Семья” и организована практика создания семейных воспитательных групп, основной целью которых, является реабилитация детей в семейных условиях.

Впервые о необходимости создания механизма, который позволил бы сократить число интернатских детей, сказал президент В.В. Путин в своем первом послании Федеральному Собранию от 8 июля 2000 года:
“Самая естественная, самая лучшая среда для развития ребенка – это семья. Детский дом, даже самый образцово-показательный, практически не в состоянии вырастить нормального человека, восполнить отсутствие любви и понимания”.

В любом учреждении, каким бы хорошим оно ни было, много детей и много взрослых, но ребе­нок тотально одинок. Сотрудники учреждения не в состоянии позволить себе выде­лять одного ребенка: они должны заботиться обо всех. Взрослые приходят и уходят, увольняются и поступают на работу. Ребенку снова и снова приходится пере­живать боль разлуки и утраты. В результате у него начинает нарушаться способность к привязан­ности. Воспитываясь в учреждении и не имея возможности участво­вать в жизни семьи, пусть даже неродной, ребенок привыкает, что в его жизни от него ничего не зависит, и нередко ощущает себя беспомощным. Каждому ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Семейные воспитательные группы - это аналог патронатного воспитания, широко применяемого за рубе­жом.

Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается с целью реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье, провозглашенного в Конвенции о правах ребенка и закрепленного в Семейном кодексе РФ. При этом есть две заинтересованные стороны: воспи­танники социального учрежде­ния и воспитатели, желающие дать им семейное тепло. В ходе такого сотрудниче­ства дети получают позитивный опыт семейной жизни, а воспитатели, в свою очередь, дают им возможность выра­ботать представления о разнооб­разии социальных ролей в семье и способов внутрисемейных от­ношений.

Семейная воспитательная группа оказывает благоприятное влияние на устранение последствий депривации несовершеннолетних различной направленности. Именно через семейную воспитательную группу реализуются:

  • возможность формирования грамотных представлений о семейных ролях, традициях, взаимосвязях;
  • повышение социальной компетентности и социализации воспитанников;
  • удовлетворение потребности в заботе и любви;
  • стабилизация нервно-психического состояния;
  • создание положительного эмоционального фона и благоприятного психологического климата для несовершеннолетних;
  • корректировка отношения к себе, к реальности, к окружающим людям.

В функционировании СВГ реализуются интересы сторон:

  • ребенок воспитывается в естественной семейной обстановке, получает право на персональную любовь и заботу;
  • учреждение организует реабилитационный процесс в новых условиях, решает проблему семейного устройства несовершеннолетнего;
  • воспитатель получает рабочее место, реализует внутреннюю потребность в помощи определённой категории детей.

Воспитание в домашних условиях, в группах с небольшим количеством детей, позволяет проводить индивидуальную работу с ними, а именно: обучать их навыкам самообслуживания (готовить, стирать, убирать), что в стенах учреждения не всегда возможно. В период пребывания в СВГ именно воспитатель ежедневно взаимодействует с ребенком, от его компетенции зависит эффективность процесса реабилитации. Поэтому в своей работе воспитатели используют разнообразные формы и методы, ищут индивидуальный подход к каждому ребёнку. Они планируют и проводят коррекционно-реабилитационную работу на основе пунктов программы реабилитации по направлениям: ЗОЖ и ОБЖ, Познание, Творчество, Этика и эстетика, Труд и профориентация.

Воспитанники учреждения чувствуют тоску по дому, семье, им не хватает личного пространства. Семейная воспитательная  группа даёт это: у них есть своя комната, много игрушек и книг, во дворе есть  домашние животные, за которыми они ухаживают.  Другими словами, переживание своей уникальности, самости, идеальной ценности, необходимое для нормального личностного развития ребенка, во многом определяется тем, что у него есть своё пространство (отдельная комната или место, где стоит его стол, кровать), свое место за обеденным столом (свой стул, своя посуда, свои вещи и т.д.)

В летний период дети из семейных воспитательных групп оздоравливаются и приучаются к труду на приусадебном участке. В огороде они учатся различать сорняки, удалять их, поливать и пропалывать грядки и с большим удовольствием осенью собирать урожай с огорода. Воспитанники приобретают навыки ведения домашнего хозяйства: приготовление пищи, уборка дома, забота о животных и др.

Воспитатели СВГ совместно с воспитанниками регулярно участвуют и сами организуют культурно-массовые и досуговые мероприятия («Новогодние посиделки», «Пасхальные каникулы», чаепития, спортивные игры, трудовые десанты, занятия творческого кружка «Волшебная мастерская» и др.). Досуг служит одним из параметров качества жизни. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное и физическое здоровье детей. У несовершеннолетних, которые принимают активное участие в различных мероприятиях, наблюдается повышение эмоционального фона, развиваются коммуникативные способности. Участие в различных конкурсах и праздниках, спортивных мероприятиях, организация кукольных театров, посещение музеев, театров и выставок способствуют единению, сплочению, установлению взаимопонимания между воспитанником и воспитателем СВГ, а также приобщают несовершеннолетних к культурному наследию своей страны.

Специалисты центра систематически контролируют работу семейных воспитательных групп и анализируют эффективность проводимых с детьми мероприятий, отслеживают психоэмоциональное состояние воспитанников. Особое место в работе воспитателей СВГ отводится вопросам взаимодействия со специалистами учреждения. Воспитатели знают, что они не останутся один на один с проблемами ребенка, проблемами взаимоотношений с ним, что они члены коллектива, и все вопросы могут решать совместно со специалистами центра.

Анализируя проделанную работу, специалисты отмечают, что за период реабилитации в условиях СВГ у детей значительно обогащаются знания об окружающем мире, пополняется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, у воспитанников школьного возраста восполняются пробелы в знаниях по большинству школьных предметов. Также активно формируются санитарно-бытовые и трудовые навыки, актуализируется творческий потенциал. Дети продвигаются в своем эмоцио­нальном развитии: они ощущают себя более эмоцио­нально благополучными, способны самостоятельно выполнять поло­жительные социальные роли в семье, классе. У них в меньшей степени проявляются нарушения в поведении. Практически у каждого ребенка, которые прошли реабилитацию в семейных воспитательных группах, сформированы социально-значимые навыки, воспитанники могут корректировать свое поведение в зависимости от социальной ситуации, они эмоционально проживают встретившиеся на их пути жизненные проблемы, приобретая индивидуализированный опыт их решения.

Приобретенный опыт социализации несовершеннолетних в семейной воспитательной группе благотворно влияет и на морально-психологическое состояние ребёнка после его возвращения в кровную семью. В большинстве случаев они не теряют закреплённые навыки, то есть способны самостоятельно за собой ухаживать, могут организовать свой досуг, помогать родителям по хозяйству, присматривать за младшими братьями и сестрами, уважать труд взрослых, ценить моменты, проведённые с семьей.

Как показывает практика, родители детей, находившихся ранее в СВГ, положительно отзываются о периоде, когда их ребенок проживал в семейной воспитательной группе. Они отмечают, что дети стали менее конфликтными, более общительными, овладели   культурно-гигиеническими навыками, у них появились интересы к различным видам деятельности. Свои отклики и пожелания они пишут в «Книге отзывов».

 



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • Что такое “сексуальные забастовки” и чем они опасны для семейных отношений?
  • Кризисы семейной жизни. Как они проявляются?
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Бесценные сокровища Женщины. Где они? Есть ли они?
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Ваши внутренние границы. Есть ли они у вас и какие они?
  • Финалы семейных мифов. Как они на нас влияют
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Животные лучшие воспитатели, врачи и друзья для детей-сирот. Почему? Читайте.
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • О вреде гаджетов для детей или Почему они хотят стать блогерами?
  • Что такое "семь смертных грехов", и какое место они занимают в нашей жизни.
  • Проблемы в семье. Для чего они нужны? Работа в системном подходе.
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.
  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни
  • Что такое потребности и какую роль они играют в нашей жизни?
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Деньги. К кому они «приходят» и от кого они «уходят»
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • Обзор техник Славинского. Что они могут вам дать
  • Есть ли место свободной игре в современном мире для детей
  • 12 привычек младших детей, которые они берут во взрослую жизнь.
  • Знаем ли мы своих детей? Знаем ли мы, что они ждут от нас всю жизнь?
  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Общение при достижении воспитательных целей в условиях закрытого воспитательного пространства
  • Психотерапевтические группы похудения: что они дают?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь