|
Роль семейных воспитательных групп в реабилитации несовершеннолетнихАвтор статьи: Зотова Юлия Александровна
Служба «Семейная воспитательная группа» «Красноармейского центра социальной помощи семье и детям «Семья» осуществляет свою деятельность с 2002 года. За этот период в центре открыто 72 семейные воспитательные группы. Всего с 2002 года реабилитацию в семейных воспитательных группах прошли 480 несовершеннолетних: - возвращены в родные семьи - 265 н/л; - выбыли в госучреждения - 87 н/л; - переданы под опеку - 95 н/л. Несовершеннолетние помещаются в центр в связи с неблагополучной обстановкой в семье и для оказания медицинской, правовой и психолого-педагогической помощи. Но само изъятие ребенка из семьи не является помощью, так как травмирует психику несовершеннолетнего. Поэтому на базе центра “Семья” и организована практика создания семейных воспитательных групп, основной целью которых, является реабилитация детей в семейных условиях. Впервые о необходимости создания механизма, который позволил бы сократить число интернатских детей, сказал президент В.В. Путин в своем первом послании Федеральному Собранию от 8 июля 2000 года: В любом учреждении, каким бы хорошим оно ни было, много детей и много взрослых, но ребенок тотально одинок. Сотрудники учреждения не в состоянии позволить себе выделять одного ребенка: они должны заботиться обо всех. Взрослые приходят и уходят, увольняются и поступают на работу. Ребенку снова и снова приходится переживать боль разлуки и утраты. В результате у него начинает нарушаться способность к привязанности. Воспитываясь в учреждении и не имея возможности участвовать в жизни семьи, пусть даже неродной, ребенок привыкает, что в его жизни от него ничего не зависит, и нередко ощущает себя беспомощным. Каждому ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семейные воспитательные группы - это аналог патронатного воспитания, широко применяемого за рубежом. Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается с целью реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье, провозглашенного в Конвенции о правах ребенка и закрепленного в Семейном кодексе РФ. При этом есть две заинтересованные стороны: воспитанники социального учреждения и воспитатели, желающие дать им семейное тепло. В ходе такого сотрудничества дети получают позитивный опыт семейной жизни, а воспитатели, в свою очередь, дают им возможность выработать представления о разнообразии социальных ролей в семье и способов внутрисемейных отношений. Семейная воспитательная группа оказывает благоприятное влияние на устранение последствий депривации несовершеннолетних различной направленности. Именно через семейную воспитательную группу реализуются:
В функционировании СВГ реализуются интересы сторон:
Воспитание в домашних условиях, в группах с небольшим количеством детей, позволяет проводить индивидуальную работу с ними, а именно: обучать их навыкам самообслуживания (готовить, стирать, убирать), что в стенах учреждения не всегда возможно. В период пребывания в СВГ именно воспитатель ежедневно взаимодействует с ребенком, от его компетенции зависит эффективность процесса реабилитации. Поэтому в своей работе воспитатели используют разнообразные формы и методы, ищут индивидуальный подход к каждому ребёнку. Они планируют и проводят коррекционно-реабилитационную работу на основе пунктов программы реабилитации по направлениям: ЗОЖ и ОБЖ, Познание, Творчество, Этика и эстетика, Труд и профориентация. Воспитанники учреждения чувствуют тоску по дому, семье, им не хватает личного пространства. Семейная воспитательная группа даёт это: у них есть своя комната, много игрушек и книг, во дворе есть домашние животные, за которыми они ухаживают. Другими словами, переживание своей уникальности, самости, идеальной ценности, необходимое для нормального личностного развития ребенка, во многом определяется тем, что у него есть своё пространство (отдельная комната или место, где стоит его стол, кровать), свое место за обеденным столом (свой стул, своя посуда, свои вещи и т.д.) В летний период дети из семейных воспитательных групп оздоравливаются и приучаются к труду на приусадебном участке. В огороде они учатся различать сорняки, удалять их, поливать и пропалывать грядки и с большим удовольствием осенью собирать урожай с огорода. Воспитанники приобретают навыки ведения домашнего хозяйства: приготовление пищи, уборка дома, забота о животных и др. Воспитатели СВГ совместно с воспитанниками регулярно участвуют и сами организуют культурно-массовые и досуговые мероприятия («Новогодние посиделки», «Пасхальные каникулы», чаепития, спортивные игры, трудовые десанты, занятия творческого кружка «Волшебная мастерская» и др.). Досуг служит одним из параметров качества жизни. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное и физическое здоровье детей. У несовершеннолетних, которые принимают активное участие в различных мероприятиях, наблюдается повышение эмоционального фона, развиваются коммуникативные способности. Участие в различных конкурсах и праздниках, спортивных мероприятиях, организация кукольных театров, посещение музеев, театров и выставок способствуют единению, сплочению, установлению взаимопонимания между воспитанником и воспитателем СВГ, а также приобщают несовершеннолетних к культурному наследию своей страны. Специалисты центра систематически контролируют работу семейных воспитательных групп и анализируют эффективность проводимых с детьми мероприятий, отслеживают психоэмоциональное состояние воспитанников. Особое место в работе воспитателей СВГ отводится вопросам взаимодействия со специалистами учреждения. Воспитатели знают, что они не останутся один на один с проблемами ребенка, проблемами взаимоотношений с ним, что они члены коллектива, и все вопросы могут решать совместно со специалистами центра. Анализируя проделанную работу, специалисты отмечают, что за период реабилитации в условиях СВГ у детей значительно обогащаются знания об окружающем мире, пополняется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, у воспитанников школьного возраста восполняются пробелы в знаниях по большинству школьных предметов. Также активно формируются санитарно-бытовые и трудовые навыки, актуализируется творческий потенциал. Дети продвигаются в своем эмоциональном развитии: они ощущают себя более эмоционально благополучными, способны самостоятельно выполнять положительные социальные роли в семье, классе. У них в меньшей степени проявляются нарушения в поведении. Практически у каждого ребенка, которые прошли реабилитацию в семейных воспитательных группах, сформированы социально-значимые навыки, воспитанники могут корректировать свое поведение в зависимости от социальной ситуации, они эмоционально проживают встретившиеся на их пути жизненные проблемы, приобретая индивидуализированный опыт их решения. Приобретенный опыт социализации несовершеннолетних в семейной воспитательной группе благотворно влияет и на морально-психологическое состояние ребёнка после его возвращения в кровную семью. В большинстве случаев они не теряют закреплённые навыки, то есть способны самостоятельно за собой ухаживать, могут организовать свой досуг, помогать родителям по хозяйству, присматривать за младшими братьями и сестрами, уважать труд взрослых, ценить моменты, проведённые с семьей. Как показывает практика, родители детей, находившихся ранее в СВГ, положительно отзываются о периоде, когда их ребенок проживал в семейной воспитательной группе. Они отмечают, что дети стали менее конфликтными, более общительными, овладели культурно-гигиеническими навыками, у них появились интересы к различным видам деятельности. Свои отклики и пожелания они пишут в «Книге отзывов».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|