|
Общение при достижении воспитательных целей в условиях закрытого воспитательного пространстваАвтор статьи: Усольцев Игорь Валерьевич
Цели воспитательной системы учреждения – важнейший компонент этой системы. Проблемы достижения цели в ходе повседневной жизнедеятельности организации различны. При достижении целей воспитательной системы организации, важность эффективного общения людей, реализующих достижение целей, сложно переоценить. Возникновение различных ситуаций, наполненными разнообразными эмоциями, обыденное дело в ходе жизнедеятельности организации. Проблема достижения цели с враждебно и антагонистично настроенным субъектом воспитания, в условиях закрытого воспитательного пространства, сложна обилием авторитарных мер подавления и принуждения, применяемых к подопечному. Подавление и принуждение – это всего лишь ближняя перспектива, и часто неэффективная. Использование общения с целью определения истинной причины враждебности и антагонизма более трудоёмко, но как показала практика – наиболее эффективно в процессе жизнедеятельности и входит в категории средней и дальней перспектив. Достижение цели в процессе общения, установленной воспитательной системой, по мнению учёных, изучающих НЛП, зависит от настройки состояния раппорта между Вами и собеседником. Раппорт – это ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, ощущение доверия; создаётся подстройкой, отзеркаливанием и приспособлением состояния эмпатии или восприятия второй позиции [1]. Эмпатия толковым словарём трактуется как способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения. Под второй позицией понимается ощущение реальности другого человека; восприятие мира с точки зрения другого человека. Находиться во второй позиции это значит, быть настроенным и находиться в контакте с его реальностью [1]. Находится в контакте с его реальностью, нами понимается, как выяснение, знание и понимание интересов собеседника его жизненных устремлений, его целей, намерений, проблем, трудностей, при этом взгляд необходим с точки зрения собеседника. Перед беседой обдумайте несколько вопросов, охватывающих эту области реальности собеседника. Обсуждая интересы собеседника, его жизненных устремления, его цели, намерения, проблемы, трудности, у Вас будет появляться больше данных для более чёткой прорисовки второй позиции в процессе общения с данным собеседником, что повышает эмпатию. Если собеседник настроен враждебно или антагонистично к Вам или к Вашим сообщениям, то необходимо урегулировать его враждебность и антагонистичность. Враждебность и антагонистичность воспитуемых, как показывает личный опыт, заключается в ложном восприятии некоторых вещей или понятий. Урегулирование может занять от нескольких минут до нескольких недель. В это время, время урегулирования, в ходе бесед Вы не должны защищать воспитательную организацию, не пытайтесь убеждать в правильности воспитательной системы организации (учреждения). Враждебность и антагонизм к воспитательной организации (учреждению) у новых воспитуемых в большинстве случаев основан на данных источника, с которым воспитуемый контактировал ранее. Поэтому первое, что необходимо сделать – это выяснить источник информации воспитуемого. Возможны следующие вариации ответов на враждебные нападки: «Я Вас (тебя) услышал, а кто это Вам (тебе) сказал?» «Ваше (твоё) мнение мне понятно, а где Вы (ты) его слышал?». Ваша задача в ходе общения установить конкретный источник информации. Ответы с обобщениями источников – это ложный маршрут линии коммуникации. Под обобщением словарь по логике подразумевает мыслительную операцию, переход от мысли об индивидуальном понятии, суждении, норме, гипотезе, к мысли об общем [2]. Для плодотворного урегулирования воспитуемого необходимо истинное установление конкретных источников информации. Далее необходима критика компетенции источника, как специалиста в области предоставленной информации. Важно понимать, что полное обесценивание источника, при наличии симпатии к источнику информации, не даст положительных результатов. Не критикуйте шире области компетенции предоставленной информации о воспитательной организации. При правильном проведении улаживания, мы обнаружили, что собеседник изменит своё отношение к воспитательной организации, к элементам воспитательного пространства. Как только в восприятии собеседника появилось сомнение к ранее имеющейся информации об организации, мы начинаем лингвистическую атаку. Она заключается в задавании вопросов следующего характера: «Может Вы (ты) просто переняли, чьи то идеи об организации?», «Насколько хорошо Вы (ты) понимаете цели организации?», «Часто ли Вы (ты) основываете своё мнение на информации из вторых рук?». Зерно Вашего труда – побуждение собеседника к разбору, имеющихся у него, ложных суждений, идей и решений по поводу деятельности организации. Поэтому на этом этапе не защищаем себя или организацию. Задаём вопросы вместо разъяснения и навязывания необходимых Вам суждений, идей и решений. Следующим этапом общения по достижению воспитательных целей воспитательной организации (учреждения) является определение состояния жизни в социуме, выяснение суждений, идей и принципов, которыми руководствуется личность при взаимоотношениях с другими членами социума. Это состояние должно стать очевидным для воспитанника и восприниматься, как нежелательное. На данном этапе разъяснение целей организации будет также ошибочна, как и в состоянии враждебности и антагонизма. В ходе этого этапа необходимо на практических примерах, возникающих в процессе жизнедеятельности или же примерах из прошлого опыта личности, рассматриваем суждения, идеи и принципы как разрушающие, или как создающие симбиотные межличностные взаимоотношения. Как показывает собственная практика у личности, находящейся в оппозиции к администрации организации и к социуму имеется какая-либо проблема или трудность, вызывающая у неё разрушение межличностных взаимоотношений. Как только мы выяснили и указали на них, личность распознает это разрушительное отношение. При распознании разрушительного отношения личности, мы добивались согласия с тем, что разрушительное отношение разрушает его жизнь. Важно не завершать данный этап, пока не появится в его восприятие согласия с имеющимся разрушением. Позиция «может быть» означает, что работа по распознанию разрушения ещё не завершена, что отсутствует согласие. Проблема общения в деятельности воспитателя и педагога заключается в существенной роли общения в жизнедеятельности субъектов воспитания в целом. Правильно организованное общение, направленное на достижение целей воспитательной системы, является важнейшим условием полноценного формирования и развития личности субъекта воспитания. Важнейшей составляющей, при работе с враждебно и антагонистично настроенными субъектами воспитания, является общение - наполненное максимальным учетом индивидуальных особенностей, уважением личности, поиском интересов собеседника его жизненных устремлений, его целей, намерений, проблем, трудностей.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|