Из опыта организации психолого-педагогического сопровождения инвалидов в БПОУ «ОКПТ»

В соответствии с современными образовательными стандартами «Омский колледж профессиональных технологий» всеми способами стремится создать условия, способствующие получению качественных образовательных услуг, всеми обучающихся, в т.ч. и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляется это благодаря сопровождению образовательного процесса, которое носит непрерывный и комплексный характер. Виды сопровождения инвалидов и обучающихся с ОВЗ представлены на рис.1.

Главной целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для успешного обучения, развития, социальной адаптации обучающихся, в т.ч. и обучающихся с ОВЗ, а так же психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Участниками психолого-педагогического сопровождения являются обучающиеся, родители и педагоги. Пристальное внимание уделяется студентам «особой заботы». К данной категории относятся: инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей.

Основными направлениями деятельности психолого-педагогического сопровождения являются:

  • аналитико-диагностическое
  • консультативное и просветительское
  • профилактическое
  • коррекционно-развивающее
  • методическое
  • экспертное

Период адаптации к учебному заведению является важным этапом в жизни каждого обучающегося. В колледже предусмотрен целый комплекс адаптационных мероприятий для реализации этой задачи: часы общения, презентации отделов служб, экскурсии по колледжу, посещение музея, туристический слет, праздничный концерт и другие. Так к примеру, адаптационный тренинг «Равный-равному», который в начале года проводится во всех группах первого курса, помогает группе сплотится, а обучающемуся с ОВЗ получить новый коммуникативный опыт и найти друзей.

Аналитико-диагностическая деятельность в колледже организуется согласно плану скрининговой диагностики. Диагностические исследования условно можно подразделить на: общеколледжные, сопутствующие, специализированные и исследования по запросу.

В течении учебного года проходят общеколледжные исследования:

  • диагностика «Адаптация обучающихся к условиям образовательного процесса»
  • диагностика «Трудности в обучении»
  • диагностика «Множественный интеллект»
  • диагностика уровня развития профессиональной компетентности студентов «Профиль умений»
  • изучение степени социализированности
  • анкетирование по проблеме экстремизма
  • изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
  • исследование уровня тревожности и уровня суицидальности
  • исследование склонности к употреблению ПАВ

Сбор данных для общеколледжных исследований проводится при помощи электронных анкет Google. На сегодняшний момент разработано более 35 анкет. Затем данные обрабатываются методами математического и статистического анализа, в результате получаются аналитические справки с выводами по исследуемой теме по которым принимаются соответствующие управленческие решения.

В процессе сопровождения формируется банк данных. Куратор курса ведет специальные личные карточки на каждого обучающегося с ОВЗ, при формировании которых большое внимание уделяется работе с родителями студентов с ОВЗ, туда так же попадают данные психодиагностических исследований и результаты коррекционно-развивающей работы, сведения об успеваемости и личных достижений в спорте и творчестве.

Для оценки когнитивных функций, особенностей личности и социально-психологических трудностей обучающихся «особой заботы» разработана специальная комплексная диагностика. Виды методик входящие в комплекс:

  1. Монреальская шкала оценки когнитивных функций
  2.  Опросник на выявление социально-психологических проблем инвалидов
  • Характерологический опросник (К.Леонгард)
  • КОС. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей
  • Тест уверенности в себе Рейзаса
  • Индекс жизненной удовлетворенности
  • Диагностика учебной мотивации (Е.В.Лепешовой)

Результатами комплексной деятельности становятся: психологи и аналитические справки с рекомендациями для классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования, руководителя студенческих объединений и администрации о индивидуализации и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Планирование коррекционно-развивающих и просветительских мероприятий происходит с учетом результатов диагностических исследований.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися особой заботы очень важна. Типичными для них являются проблемы в коммуникационной и эмоционально-волевой сферах, а так же проблемы с самооценкой и повышенная тревожность. Наиболее часто применяемые виды коррекционно развивающей работы – это индивидуальное консультирование и тренинговые занятия.

Служба психолого-педагогического сопровождения организует психолого-педагогическое просвещение всех участников образовательного процесса в рамках советов классных руководителей, психолого-педагогических консилиумов, инструктивных совещаний собственными силами и привлекая специалистов из других организаций.

Одной из форм подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования являются психолого-педагогические консилиумы. Эта форма работы активно используется нами, так, к примеру, в сентябре этого года мы провели уже два консилиума, где обсудили трудности адаптации, обучения и поведения всех 10 инвалидов и обучающихся с ОВЗ поступивших в колледж в этом году, решения протоколов приняты к исполнению.

В системе ППС активно используются информационные технологии. С учетом понимания потребностей современных студентов и их информационного мышления, создана страница педагога-психолога в социальной сети ВКонтакте, где студенты могут получить информацию о мероприятиях ППС и задать вопросы психологу. И надо сказать, что именно инвалиды очень активно пользуются этим ресурсом.

Колледж организует комплексное сопровождение и к работе со студентами «особой заботы» привлечены все специалисты Центра поддержки студентов, а также за каждым обучающимся закреплены наставники из числа классных руководителей, которые осуществляют организационно-педагогическое сопровождение в учебной и внеучебной деятельности, работают с родителями, организуют волонтеров. Ежемесячно классные руководители составляют отчет о сопровождении студентов с инвалидностью.

Значима так же и роль волонтерского сопровождения обучающихся с ОВЗ, которое осуществляется в двух направлениях:

  • сопровождение обучающихся с инвалидностью во время образовательного процесса;
  • сопровождение людей с инвалидностью в рамках социального направления, которое осуществляется через взаимодействие с социальными партнерами в рамках проектной деятельности во время соревнований, тренировочных процессов и культурно-массовых мероприятий.

В прошлом году волонтерский отряд получил много наград и положительных отзывов, которые способствуют приобретению новых и укреплению существующих связей с другими организациями, а так же улучшают имидж нашего колледжа и привлекают внимание и поддержку со стороны общественности.

С начала учебного года все структуры колледжа были активно вовлечены в подготовку к региональному чемпионату «Абилимпикс».

Для того, чтобы чемпионат прошёл успешно специалистами по психолого-педагогическому сопровождению разработана комплексная программа психологической подготовки.

Ряд психиатров и психологов считают, по распространенности страх публичных выступлений стоит на втором месте (среди страхов вообще) после страха смерти и что подобный страх в разной степени испытывают около 95 % людей.

Дважды в неделю участники (обучающиеся колледжа) встречались на групповых гетеротренингах, где обучались навыкам управления эмоциями и расслаблению, а так же общались друг другом и обменивались опытом.

Те участники, которые испытывали волнение или прочие трудности эмоционального характера приходили на индивидуальные консультации, где педагог-психолог при помощи психокоррекционных техник помогала им справится с повышенной тревожностью и настроится на успех.

Для всех участников в региональном этапе соревнований 16 октября на базе колледжа был организован тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости», где знакомили с навыками саморегуляции, учили, как психологически подготовиться к соревнованию. В тренинге участвовало 32 человека. Участники тренинга отметили, что они действительно мало знали о стрессе и его воздействии на организм и настроены использовать полученные навыки при подготовке к соревнованию.

Конечно, над повышением качества инклюзивного образования трудится весь коллектив и сотрудники ЦПС, и педагоги, и администрация, в том числе одним из ключевых элементов в структуре психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования является правильный административный настрой.



Просмотров: 409
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике
  • Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения в школе
  • Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
  • Использование игровых методов в работе по адаптации обучающихся с ОВЗ
  • Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС дошкольного образования.
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрама в режиме школьного сопровождения психолога
  • Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации учеников 5-х классов
  • Особенности оказания психолого-педагогической поддержки обучающимся с ОВЗ
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
  • Психолого-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения социальных сирот
  • Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога
  • Психолого-педагогические рекомендации для нравственно-духовного развития обучающегося медицинского вуза
  • Психолого-педагогические рекомендации для нравственно-духовного развития обучающегося медицинского вуза
  • Роль психокоррекционного сопровождения в повышении адаптационного потенциала личности детей с ОВЗ
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образования
  • Методика воспитания волевых качеств юных хоккеистов на основе психолого–педагогического подхода
  • Памятка родителям обучающихся. Почему так страшна ГИА?
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида
  • Рекомендации родителям по снижению уровня внутреннего напряжения у обучающихся
  • Воспитание обучающихся в дополнительном образовании: модель отслеживания уровня воспитанности детей
  • Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
  • «Мониторинг качества работы районного методического объединения учителей экономики с помощью психолого-педагогической диагностики»
  • О профилактике суицидального поведения среди обучающихся
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 4.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Введение.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 3.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь