|
Из опыта организации психолого-педагогического сопровождения инвалидов в БПОУ «ОКПТ»Автор статьи: Пономарёва Ирина Олеговна
В соответствии с современными образовательными стандартами «Омский колледж профессиональных технологий» всеми способами стремится создать условия, способствующие получению качественных образовательных услуг, всеми обучающихся, в т.ч. и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляется это благодаря сопровождению образовательного процесса, которое носит непрерывный и комплексный характер. Виды сопровождения инвалидов и обучающихся с ОВЗ представлены на рис.1. Главной целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для успешного обучения, развития, социальной адаптации обучающихся, в т.ч. и обучающихся с ОВЗ, а так же психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Участниками психолого-педагогического сопровождения являются обучающиеся, родители и педагоги. Пристальное внимание уделяется студентам «особой заботы». К данной категории относятся: инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей. Основными направлениями деятельности психолого-педагогического сопровождения являются:
Период адаптации к учебному заведению является важным этапом в жизни каждого обучающегося. В колледже предусмотрен целый комплекс адаптационных мероприятий для реализации этой задачи: часы общения, презентации отделов служб, экскурсии по колледжу, посещение музея, туристический слет, праздничный концерт и другие. Так к примеру, адаптационный тренинг «Равный-равному», который в начале года проводится во всех группах первого курса, помогает группе сплотится, а обучающемуся с ОВЗ получить новый коммуникативный опыт и найти друзей. Аналитико-диагностическая деятельность в колледже организуется согласно плану скрининговой диагностики. Диагностические исследования условно можно подразделить на: общеколледжные, сопутствующие, специализированные и исследования по запросу. В течении учебного года проходят общеколледжные исследования:
Сбор данных для общеколледжных исследований проводится при помощи электронных анкет Google. На сегодняшний момент разработано более 35 анкет. Затем данные обрабатываются методами математического и статистического анализа, в результате получаются аналитические справки с выводами по исследуемой теме по которым принимаются соответствующие управленческие решения. В процессе сопровождения формируется банк данных. Куратор курса ведет специальные личные карточки на каждого обучающегося с ОВЗ, при формировании которых большое внимание уделяется работе с родителями студентов с ОВЗ, туда так же попадают данные психодиагностических исследований и результаты коррекционно-развивающей работы, сведения об успеваемости и личных достижений в спорте и творчестве. Для оценки когнитивных функций, особенностей личности и социально-психологических трудностей обучающихся «особой заботы» разработана специальная комплексная диагностика. Виды методик входящие в комплекс:
Результатами комплексной деятельности становятся: психологи и аналитические справки с рекомендациями для классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования, руководителя студенческих объединений и администрации о индивидуализации и оптимизации учебно-воспитательного процесса. Планирование коррекционно-развивающих и просветительских мероприятий происходит с учетом результатов диагностических исследований. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися особой заботы очень важна. Типичными для них являются проблемы в коммуникационной и эмоционально-волевой сферах, а так же проблемы с самооценкой и повышенная тревожность. Наиболее часто применяемые виды коррекционно развивающей работы – это индивидуальное консультирование и тренинговые занятия. Служба психолого-педагогического сопровождения организует психолого-педагогическое просвещение всех участников образовательного процесса в рамках советов классных руководителей, психолого-педагогических консилиумов, инструктивных совещаний собственными силами и привлекая специалистов из других организаций. Одной из форм подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования являются психолого-педагогические консилиумы. Эта форма работы активно используется нами, так, к примеру, в сентябре этого года мы провели уже два консилиума, где обсудили трудности адаптации, обучения и поведения всех 10 инвалидов и обучающихся с ОВЗ поступивших в колледж в этом году, решения протоколов приняты к исполнению. В системе ППС активно используются информационные технологии. С учетом понимания потребностей современных студентов и их информационного мышления, создана страница педагога-психолога в социальной сети ВКонтакте, где студенты могут получить информацию о мероприятиях ППС и задать вопросы психологу. И надо сказать, что именно инвалиды очень активно пользуются этим ресурсом. Колледж организует комплексное сопровождение и к работе со студентами «особой заботы» привлечены все специалисты Центра поддержки студентов, а также за каждым обучающимся закреплены наставники из числа классных руководителей, которые осуществляют организационно-педагогическое сопровождение в учебной и внеучебной деятельности, работают с родителями, организуют волонтеров. Ежемесячно классные руководители составляют отчет о сопровождении студентов с инвалидностью. Значима так же и роль волонтерского сопровождения обучающихся с ОВЗ, которое осуществляется в двух направлениях:
В прошлом году волонтерский отряд получил много наград и положительных отзывов, которые способствуют приобретению новых и укреплению существующих связей с другими организациями, а так же улучшают имидж нашего колледжа и привлекают внимание и поддержку со стороны общественности. С начала учебного года все структуры колледжа были активно вовлечены в подготовку к региональному чемпионату «Абилимпикс». Для того, чтобы чемпионат прошёл успешно специалистами по психолого-педагогическому сопровождению разработана комплексная программа психологической подготовки. Ряд психиатров и психологов считают, по распространенности страх публичных выступлений стоит на втором месте (среди страхов вообще) после страха смерти и что подобный страх в разной степени испытывают около 95 % людей. Дважды в неделю участники (обучающиеся колледжа) встречались на групповых гетеротренингах, где обучались навыкам управления эмоциями и расслаблению, а так же общались друг другом и обменивались опытом. Те участники, которые испытывали волнение или прочие трудности эмоционального характера приходили на индивидуальные консультации, где педагог-психолог при помощи психокоррекционных техник помогала им справится с повышенной тревожностью и настроится на успех. Для всех участников в региональном этапе соревнований 16 октября на базе колледжа был организован тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости», где знакомили с навыками саморегуляции, учили, как психологически подготовиться к соревнованию. В тренинге участвовало 32 человека. Участники тренинга отметили, что они действительно мало знали о стрессе и его воздействии на организм и настроены использовать полученные навыки при подготовке к соревнованию. Конечно, над повышением качества инклюзивного образования трудится весь коллектив и сотрудники ЦПС, и педагоги, и администрация, в том числе одним из ключевых элементов в структуре психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования является правильный административный настрой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|