|
Психолого-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения социальных сиротАвтор статьи: Полозов Сергей Игоревич
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ ПРИ УЧАСТИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Современные тенденции модернизации образования, проявляющие в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель обуславливают необходимость оказания квалифицированной помощи обучаемому в образовательном процессе. Такой помощью может служить педагогическое сопровождение развития личности ребёнка. Под педагогическим сопровождением жизненного самоопределения в системе среднего профессионального образования будем понимать систему организованной деятельности, способствующей включению индивида в социальные отношения путём осуществления психолого-педагогической практики. Объективно ощущается потребность в сопровождении жизненного самоопределения выпускников интернатных учреждений, продолжающих своё обучение в организациях среднего профессионального образования, находящихся в трудной жизненной ситуации, со стороны взрослого (педагога, психолога, наставника) из-за особенностей развития личности данной категории (ранняя депривация, неблагополучная социальная среда, внесемейное воспитание и т.д.). При этом главным является создание необходимых педагогических условий в современном образовательном процессе. Эффективность педагогического сопровождения жизненного самоопределения выпускников интернатных учреждений в системе среднего профессионального образования повышается, если ее участниками являются не только педагогические работники образовательного учреждения, но и представители общественных организаций, оказывающих разностороннюю поддержку выпускникам интернатных учреждений в системе организованного педагогического взаимодействия. Роль общественных организаций при этом заключается в предоставлении социально значимых услуг как средств реализации педагогических условий, позволяющие выпускнику приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации в обществе. В Липецкой области ведется активная работа по сопровождению сирот при участии деятельности общественных организаций. Так в 2009 году создана Липецкая областная общественная организация поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление» (ЛООО «Становление»). Цель данной организации является совершенствование системы социальной адаптации в обществе выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа [3, с. 3]. В ходе психолого-педагогической работы на базе профессиональных образовательных организаций г. Липецка с выпускниками из числа сирот использовались методики, направленные на изучение ценностно-смысловой и мотивационной личностной и когнитивной сферы социальных сирот. В рамках проведённого эмпирического исследования выявлены проблемы взросления детей-сирот, источником которых являются травмирующие факторы предшествующего депривационного детского опыта. В свою очередь это препятствует полноценному целостному становлению личности выпускника. Динамика определения жизненного самоопределения показала, что у социальных сирот наблюдается неадекватная самооценка – 78%, враждебность по отношению к окружающим – 50%, агрессивность – 45,5%. В начале эксперимента у испытуемых отмечается высокий рейтинг ценности материального достатка, развлечений. Незначительное место занимают работа и учеба. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили предположение о том, что в рамках традиционной системы воспитания в образовательном процессе недостаточно эффективно происходит развитие жизненного самоопределения подростков – социальных сирот. Определяющим педагогическим условием выступает приобретение социально-профессионального опыта сиротами в реальной деятельности, которое достигается включением учащегося в волонтёрскую социально значимую практику в ходе профессиональной ориентационной работы социальных педагогов, педагогов-психологов среднего профессионального образования в сотрудничестве со специалистами ЛООО «Становление». Данная работа предполагает включение выпускников из числа социальных сирот в активную учебно-профессиональную деятельность, производственную работу на местах практики города. Таким образом, в результате обеспечения педагогических условий реализации данной модели активизируются психологические механизмы личности выпускника сироты, формируются позитивные стили жизненного самоопределения, включающие успешную адаптацию в социальной среде, активную учебно-профессиональную деятельность, усвоение стандартов поведении в межличностных отношениях. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: 1. Важнейшим направлений работы по педагогическому сопровождению жизненного самоопределения социальных сирот выступает студенческое волонтерское движение в системе среднего профессионального образования во взаимодействии с общественными организациями. Реализация данного направления способствует оптимизации жизненного самоопределения социальных сирот, формированию у данной категории учащихся сознательного выбора профессии и осуществления позитивной линии жизни и субъектной позиции. 2. Формирование индивидуально-личностного эталона жизненного успеха сироты в социальной среде происходит за счёт получения опыта в профессиональной деятельности на местах прохождения производственной практики и реализации личностных смыслов и индивидуальных ценностей жизни в результате построения межличностных взаимоотношениях в ходе практической деятельности выпускника из числа сирот. ЛИТЕРАТУРА 1. Полозов С.И. Жизненное самоопределение молодёжи как шаг в будущее: методическое пособие для специалистов постинтернатного сопровождения, выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. – Липецк: ФПиП ФГБОУ ВПО «ЛГПУ», 2013. – 40 с. 2.Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб. «Питер», 2007. – 416 с. 3. Устав ЛООО «Становление». Протокол № 1 от 20 апреля 2009 года. – Липецк, 2009. – 11 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|