|
Как работается педагогу-психологу в учреждении для детей сиротАвтор статьи: Князькина Лариса Федоровна
Работа психолога, психотерапевта, это не вытачивание деталей на заводе, это не работа с компьютерной программой и даже не лечение остеохондроза, это возможно сравнить с уходом за растением или животным: ежедневный полив, нежность, уход, забота о листве или о шерстке. Работа психолога это не одноразовый акт помощи (хотя и бывает такое, но не в нашем учреждении) это ежедневная кропотливая работа над поврежденными душами детей: склеивание, подлатывание, замена поврежденного, улыбка, поддержка, принятие, теплота. Кто-то может свести нашу работу к банальной диагностике, групповой коррекции, психопрофилактике и просвещению, но все лежит гораздо глубже. Диагностика однобока, пока не раскроется душа ребенка; коррекция бессмысленна, если мальчик или девочка не осознали, что принимаемы психологом, если психолог не демонстрирует открытости и терпимости, если нет внутреннего желания ребенка измениться. А банальная психопрофилактика и просвещение далеко не у всех детей остается в памяти, если это действо навязано или не связано с их внутренним смыслом. Остается вопрос, чем же тогда заниматься психологу? Диагностикой, коррекцией, просвещением и профилактикой. Но осознано и глубоко. Не торопясь за результатами, не стремясь к быстрым достижениям, это бессмысленно. Средняя психотерапия длится 40 часов, 40 часов на одну проблему. А сколько проблем у наших детей? Поверьте, не одна и не две, их десятки в лучшем случае. Когда просят описать результаты работы, вдруг понимаешь, что эти результаты эфимерны, их невозможно вместить в диаграмму, посчитать в процентах. В какой системе координат произвести расчет: душевного облегчения, внутренней теплоты, «оттаивание ребенка», как посчитать откровенность и улыбку, того, который считается кем-то «неуправляемым хулиганом», как соизмерить изменения ребенка «до и «после» тренинга, беседы, когда общеизвестно, что человек динамическая система, и она все время развивается? Еще Л.Н. Толстой говорил, о том, что мы не можем судить человека, пока мы говорим о том, что он дурной, невоспитанный, плохой, он может развиваться и в эту секунду стать уже совершенно иным. Как описать глаза, которые с надеждой смотрят на тебя в трудной ситуации и верят, когда привыкли уже давным-давно не доверять никому, а верят… и идут за тобой. Хвастать снятыми диагнозами, это равносильно, что бравадиться борьбой за справедливость или собственной лживостью. Этим не стоит гордиться, да работа эта не только психолога, но и огромная работа медицинского персонала, воспитателя. Тогда в чем же измерить достижения психолога, так, чтобы на бумажке, чтобы читаемо и понятно проверяющим инстанциям, начальству, аттестационной комиссией, чем? Не знаю. Журналами строгой отчетности, дневниками наблюдения, заполненными личными делами (диагностиками, протоколами бесед, рисунками, результатами коррекционной работы)? Опять же, нет, это не покажет ничего, кроме умения психолога грамотно вести документацию. Как измерить достижения психолога? Они неизмеримы здесь и сейчас. Возможно работа психолога даст оклик через несколько месяцев, или лет, в каких-то случаях отзыв можно прочитать в глазах и поступках ребенка. Ее можно увидеть в том, как ребенок открывает психологу то, что не открывал раньше, ее можно услышать в смехе, ее можно заметить если подглядеть в замочную скважину во время психотерапевтического сеанса. В рукопожатии, в объятии, в улыбке, в слове «здравствуйте». В искреннем отзыве ребенка на предложение психолога побеседовать или обсудить проблему. Как измерить эти вещи??? Но не только этот вопрос меня беспокоит, с недавних пор меня волнует вопрос, как оценить себя насколько ты «профессионал», насколько ты следуешь тем, требованиям, которые прописаны в методических рекомендациях, разнообразных концепциях, направлениях (и в этом ли профессионализм скрыт?) Вот, например, в этом направлении, я вообще не представляю себя психологом, потому, что не следую правилам строгой и структурируемой поведенческой терапии, а вот в гуманистической – мне, как психологу живется гармоничнее, больше по душе центрированная на клиенте психотерапия, экзистенциализм. Но как выбранное психотерапевтическое направление согласовать с реалиями жизни? Когда необходимо писать характеристики, выступать в суде, быть частью системы, с которой не всегда согласуются взгляды и мнения (например, школа). Остается ждать, как сказано в одной притчи, «остается ждать, очень верно ждать, долго ждать» или же «делай что надо и будь, что будет». И, конечно же, важно, несмотря ни на что, работать над собой, ведь без работы над собой и своей профессиональным выбором: «был психолог… и нет психолога». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|