|
Безвольный ребенок у волевой мамы. Работа для психолога.Автор статьи: Алфимова Елена Николаевна
«Сидит как на стуле трехлетний, ребенок у ней на груди…» «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…» Образ русской женщины в стихотворениях Некрасова. Хочется продолжить – «я могу бежать впереди паровоза и могу толкать весь состав сзади» Одна из разновидностей Материнского Комплекса – Сильная, умная, волевая, целеустремленная, всезнающая и всепонимающая Мать, знающая как правильно воспитывать своего ребенка, как за ним ухаживать самой, чему учить, как учить, как не допустить, чтобы ребенок в чем-то нуждался или испытывал трудности. И вот такая женщина – мать берет ответственность только на себя за воспитание своего ребенка, да и воспитание мужа, заодно, тоже. Продолжаем дальше - «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик» Тем самым муж, отец ребенка, символически лишается своей главенствующей функции, и ему не дается право, опять же символически, быть носителем мужских черт, мужского поведения в воспитании своего ребенка. Для ребенка мальчика в такой семье – это трагедия. У девочки тоже будут потом трудности с принятием себя как женщины, потому что маме она будет конкурентка. Как при такой маме можно будет проявить Свои желания и потребности, как узнать, каким образом они проявляются и выводятся вовне, из себя, как воспринимаются окружающими. Как это, вообще, самому чего – то хотеть и стремиться к этому? Безволие ребенка формируется благодаря волевой, сильной, целеустремленной, умной, всезнающей и всепонимающей маме. Женщина – мать, которая всегда знает, чего хочет она, да и чего хотят ее муж и дети, знает тоже именно она. Гиперопека, сверхконтроль, мамина повышенная тревожность (не будем пока описывать причины), подавляют потребность ребенка желать, делать, да и чувствовать тоже. Мама всегда точно знает, что нужно ее ребенку именно в этот момент времени, а вот ребенку не дается право это ощутить, почувствовать и пожелать. Почему и как это происходит? Вариант первый. Да просто мама наперед знает, что и как, и уже начала это осуществлять. Ребенок просто не успевает не то, что озвучить свое желание, да и пожелать что-то. Просто мама это все делает быстрее, исходя из своего личного видения, опыта, ну и, может быть, темпераменте тоже. А если и ребенок обладает темпераментом слабее маминого (флегматик, например, против мамы холерика) как говориться, без шансов. Ребенок соглашается, не успев познакомиться со своей личной потребностью.
И вот такая мама приводит к психологу ребенка с запросом: «Он ничего не хочет делать, ничем не интересуется, у него нет желаний»
Вариант второй. А если темперамент ребенка активнее маминого, то ребенок успевает и почувствовать, и пожелать, и озвучить, но мамина уверенность в том, что именно она правильно знает, не дает возможности ребенку получить желаемое для себя. Ребенок, может быть и протестует, но приходиться соглашаться с силой выше, маминым знанием и желанием. И вот такая мама приводит к психологу ребенка с запросом: «Он непослушный, все время протестует, кричит, требует своего, а я ведь забочусь о нем!» И ее запрос о том, чтобы в результате терапии, психолог сделал ребенка послушным, то есть, слушался ее. Терапия. Работа с ребенком будет иметь успех, если мама «включится на ребенка». И именно такая мама будет недовольна в терапии тем, что психолог попытается донести до нее личностные свойства ее ребенка – его уровень организации личности, темперамент, характер, его психологические защиты, его реакции на жизненные обстоятельства и трудности, и показать ей как он сам может с этим справляться. Таким мамам это не нужно, ведь она и сама знает про своего ребенка все и знает, как его защитить от внешних обстоятельств и реальности. И вот работа психолога с такими мамами и заключается в том, чтобы сначала «включить маму» на понимание своего ребенка, его личности. А потом на сепарацию именно мамы от ребенка, хотя в идеале должно быть наоборот – ребенка от мамы. Про личную терапию самих матерей - сверхсложная задача, они не дают возможности терапевтам направить их внимание на самих себя, заглянуть внутрь себя, включают все мыслимые и немыслимые психологические защиты, и первого и второго порядка. Работа с такими уже мамашами очень сложна. Работа для психолога. Профилактика))) Выход я вижу в профилактике))) Например - Детские психологи на этапе «мой ребенок ничего не хочет» - выявлять таких мамаш и силком их в терапию))) и Перинатальные психологи на этапе – «я для своего ребенка сделаю все, чтобы он ни в чем не нуждался и, не дай бог, не испытал трудностей», «я буду идеальной мамой!», «я сильная, я знаю, как правильно воспитать своего ребенка, я сама со всем справлюсь!». Просветительство в воспитании ребенка, осознанное родительство - в современном обществе «модно». И я очень рада, когда ко мне на групповые занятия приходят молодые будущие родители, чтобы научиться понимать своего, даже еще и нерожденного ребенка, чтобы принять его с его характером темпераментом, и не помешать ему расти свободной личностью.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|