Оптимизация деятельности общественных организаций в решении проблем жизнеустройства сирот

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА СИРОТ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Полозов Сергей Игоревич

В статье рассматриваются актуальные проблемы социальной адаптации выпускников детей-сирот учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, выявляются личностные трудности вступления в самостоятельную жизнь, анализируется деятельность государственной политики по решению данных явлений в стране и предлагается альтернативная проектная  программа Липецкой областной общественной организации по сопровождению выпускников детей-сирот, попавших в сложную жизненную ситуацию.         

Ключевые слова: социализация личности, социальная адаптация, выпускники дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, сопровождение выпускников-сирот, общественная организация.                   

Optimization of social organizations activities in solving orphans problems in lipetsk region

S. I. Polozov

The article is devoted to current problems of social adaptation of orphan-alumni of institutions of primary, secondary, higher education, identifies the personal difficulties of entry into adult life, examines the activities of Governmental policies to address these phenomena in the country and offers an alternative project program of Lipetsk regional public organization for support of orphan-alumni got into difficult life situation.

Keywords: personality socialization, social adaptation, orphan-alumni, children left without parental custody, support of orphan-alumni, social organization.

 

Проблема социальной адаптации выпускников из категории детей-сирот учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования в современном российском обществе является актуальной и насущной. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.

Под «социальной адаптацией» понимается либо собственно процесс включения индивида в социальные отношения (тогда различают активную и пассивную адаптацию), либо специально организованный образовательный процесс, способствующий данному включению. Для нас актуально второе понимание. Под социальной адаптацией детей-сирот в контексте организованной образовательной деятельности при участии общественных организаций будем понимать меры, позволяющие ребенку приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации в обществе.

28 декабря 2012 года, подписан указ Президента России  В. В. Путина: «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Указу, одно из направлений деятельности является социальная адаптация  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В январе 2013 года  стартовал и реализуется одновременно на федеральном и региональном уровнях проект: «России важен каждый ребёнок» партии Единой России. Это комплекс мер, при помощи которых должны быть решены основные задачи проекта: «оптимизация» института, как усыновления так и повышение качества жизни и адаптации детей-сирот.

В нашей стране по разным статистическим источникам на данный момент количество детей-сирот оценивается около 650 тысяч. Негативная ситуация в России в отношении детей-сирот масштабна.  Сложившаяся в России система выявления, сопровождения и устройства детей-сирот является сложной, многоуровневой и запутанной. Она характеризуется фрагментарностью и ведомственной разобщенностью, отсутствием эффективной координации работы, ориентированностью на управление учреждениями, а не на результаты, слабостью мониторинга и индивидуальной работы с детьми.

Результаты исследований общероссийских мониторингов в вопросе постинтернатной адаптации выявили низкий уровень социального и эмоционального самочувствия, а также интеграции в социум молодых людей из числа детей-сирот. 

Главный акцент работы представляется в регионах страны. Исследование постинтернатного жизнеустройства 463 выпускников учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования Липецкой области в 2009 - 2010 гг. показывает, что, несмотря на всестороннюю поддержку со стороны государства, сохраняется низкий уровень адаптации сирот в обществе. У 80% выпускников этот уровень весьма низкий, что особенно заметно проявляется в трудоустройстве и организации семейной жизни, только 50% выпускников, по их собственной оценке, умеют распределять бюджет, остальным не хватает соответствующих знаний и умений.

Важнейший вопрос - обеспечение собственным жильем. В настоящее время по Липецкой области 2411 выпускников из числа сирот десятки лет ждут получения внеочередного льготного жилья (в сравнении в 2012 году 1878), в соответствии со 159 ФЗ: «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».  С каждым годом данная цифра растёт.

Анализ результатов интервьюирования по вопросу наличия умений и знаний по планированию и созданию семьи показал, что выпускники переносят свою инфантильность и иждивенческую позицию на межличностные, семейные взаимоотношения. Также неорганизованность досуга выпускников сиротского учреждения негативно влияет на их социальную адаптацию. Избыток свободного времени у выпускников интерната при неумении организовать позитивное его использование, злоупотребление спиртным в компаниях формирует негативную зависимость, тем более что у большинства социальных сирот плохая наследственность. Негативный социальный опыт выпускников вызывает эффект социальной некомпетентности, искажённые или «ущербные отношения к миру и себе». Возникающее противоречие между имеющимся у сирот опытом и реально складывающейся ситуацией, как правило, приводит к тому, что большинство из них редко преодолевают барьер социализации и находят своё место в обществе.

Проблемы борьбы с сиротством расцениваются как  застоявшиеся сегодня в современном обществе. Усилия, предпринимаемые только государством, становятся явно недостаточны. Для решения негативных явлений государственная политика в стране должна дополняться деятельностью общественных организаций, решающих сходные задачи. Участие в решении этого вопроса должно стать долгом для каждого, кому не безразлично будущее нашей страны.

В Липецкой области ведётся активная работа сопровождения детей-сирот. В 2009 году создана Липецкая областная общественная организация «Становление» (ЛООО «Становление»), целью которой является совершенствование системы социальной адаптации в обществе выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Организация нашла поддержку со стороны Управления внутренней политики Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области, Департамента образования администрации города Липецка, Управления опеки (попечительства) и охраны прав детства, учебных учреждений города, неравнодушных жителей города и области, средств массовой информации.

С 2011 года общественная организация активно участвует в конкурсах  Управления внутренней политики Липецкой области и выигрывает субсидирование на реализацию социально значимых проектов из серии: «Старт в жизнь». Так в 2011 году был реализован проект, который помог выпускникам сиротам обустроить своё жильё, разрешить юридические вопросы по предоставлению жилья, также психологически справиться с трудностями на жизненном пути. В 2012 году данный проект был пролонгирован и включил мероприятия патриотической направленности, духовно-нравственного совершенства выпускников, повышения грамотности в правовом поле и т.д.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации: «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, который определяет направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации», Липецкая областная общественная организации поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление» предлагает реализацию альтернативной проектной программы поктнанаядагогзакреплено жильё в регионах страны.  социальной адаптации выпускников из категории детей-сирот учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  при оптимизации деятельности некоммерческих организаций эффективно взаимодействовать с государственными участниками системы профилактики и борьбы с сиротством. Основные точки такого взаимодействия видятся на разных уровнях: профилактической и аварийной работы с семьями, психолого-педагогической работы со специалистами по постинтернатному сопровождению для выпускников из числа сирот на базах образовательных учреждений города и области, а также – взаимодействие с властными структурами и органами самоуправления.

В реализации национальной стратегии действий в интересах детей по инициативе Липецкой областной общественной организации поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление» в Липецкой области 8 ноября 2012 года основан благотворительный фонд: «Сохранение нации и развитие гражданского общества» (Фонд «СНиРГО») - негосударственный благотворительный фонд, созданный с целью развития институтов гражданского общества и прав человека, основ государственной семейной политики. Это новый институт в Липецкой области для развития и внедрения инструментов благотворительности, а также связанных с использованием сети Интернет, создание и использование эффективной системы привлечения и распределения пожертвований от физических и юридических лиц на благо развития гражданского общества, решения  проблем сиротства в Липецкой области.

Активное сотрудничество представителей ЛООО «Становление» и научных кадров, специалистов, студентов, добровольцев факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Липецкого государственного педагогического университета» позволило выстроить параллельную работу в сопровождении выпускников из числа сирот,  внедрить процесс научно-методических разработок, раскрывающие конкретные модели и технологии помощи лицам из их числа.

Таким образом, была проведена экспериментальная работа на базах профессиональных училищ города в 2012 году в рамках реализации проекта ЛООО «Становление»: «Вступление в самостоятельную жизнь – шаг в будущее» (Всероссийский фестиваль социальных программ «Содействие»), что позволило провести ряд собственных исследований. С помощью диагностического исследования с использованием тестовой работы, проведением психологических тренингов для групп выпускников из числа детей-сирот, совместных лекционных просветительских работ с привлечением общественности информационного характера, культурно-познавательной деятельности, а также индивидуальных встреч в общении с ребятами, разрешило выявить личностные трудности, проанализировать проблемные ситуации выпускников.

Использование научного подхода в вопросах педагогической психологии позволило всесторонне изучить личность выпускника. В ходе психолого-педагогической работы с выпускниками использовались методы наблюдения и эксперимента. В рамках эксперимента были проведены диагностики отечественных и зарубежных авторов, ряд психологических методик, направленных на выявление характерных особенностей, черт личности, таких как 16-факторный личностный опросник Р. Кетелла, психологический тест цветовых выборов М. Люшера, «Оценки структуры целостной индивидуальности» (ОСЦИ) Т.Ф. Базылевич. Неотъемлемой частью работы с данным контингентом являлось проведение методик, направленных на особенности социально-психологической адаптации, таких методик как, опросник Роджерса-Даймонда, морфологический тест жизненных ценностей, методики определения интересов и профессиональных склонностей личности Дж. Голланда, В.Б. Успенского, Е.А. Климова  и др.

Анализ результатов исследования выявил ряд психологических проблем выпускников. Пассивность жизненной позиции, низкая самооценка, высокая импульсивность, рентность установок по отношению к своему статусу, несформированность социальных умений и навыков.

Обобщение  по результатам анализа явно подтверждается, что импульсивность коррелирует с самооценкой. Чем выше импульсивность, тем ниже самооценка. При этом  используются круг примитивных психологических защит: отрицание «не замечай этого», замещение «напади на что – то, заменяющее это».

Функциональная предметная выносливость выступает компенсаторным фактором для вытесненных неприемлемых желаний. Это позволяет нам сделать вывод, что функциональная предметная выносливость входит в структурный компонент процесса самоактуализации.

В рамках проведённого эмпирического исследования выявлены проблемы взросления детей-сирот, источником которых являются травмирующие факторы предшествующего депривационного детского опыта. В свою очередь это препятствует полноценному целостному становлению личности выпускника.

Итогом работы в 2012 году в рамках реализации социально  значимого проекта стала организация клуба выпускников: «Вместе – мы сила». Проведение психологических тренингов на базе профессиональных училищ позволила организовать данную платформу для деятельности клуба. Индивидуальные психологические встречи позволили снизить уровень тревожности выпускников, повысить уровень стрессоустойчивости за счёт позитивных установок.                                               

Таким образом, использование научно-методологических разработок, накопленного опыта на региональном уровне в реализации проектов, результаты и перспективные разработки, имеющие социально значимые вопросы по постинтернатному сопровождению, всесторонний анализ научной литературы по проблематике позволил разработать программу социальной адаптации выпускников на 2013-2014 год, реализация проекта: «Наше будущее».

Главным в проектной программе  2013 - 2014 года: «Наше будущее» видится психолого-педагогический процесс формирования личности выпускника-сироты в непрерывном образовании, включающий всеохватывающий по полноте цикл мероприятий, предоставляющий каждому выпускнику право и возможности реализации собственной программы жизни.

Целевая значимость проектной программы заключается в качественном повышении уровня социальной адаптации в обществе выпускников-сирот 2013 – 2014 гг. учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования Липецкой области.                                                                                            

Для достижения основного результата запланированы ряд основных мероприятий, направление деятельности которых заключается в следующем:

  • привлечение внимания со стороны местной власти, депутатского корпуса, спонсоров, активных, неравнодушных граждан к проблемам сирот;
  •  повышение грамотности выпускников детей-сирот в области права, а также выработка активной позиции выпускников в строительстве гражданского общества;
  • обретение социальных навыков, психологическая подготовленность к вступлению в самостоятельную жизнь, духовно-нравственное совершенствование личности;
  • осознание ценности и важности межполовых отношений -  обозначение мировоззренческой позиции с учетом ценностей семьи, отцовства, материнства, детства;
  • возрождение института наставничества, налаживание межличностных контактов - реализация проектной программы: «Лагерь надежд»;
  • пропаганда успешности выпускников детей-сирот, поощрение  и активная позиция в участии судеб самих сирот;
  • поддержка здорового образа жизни;
  • системная работа по предоставлению услуг для жизненной реализации выпускника: обучение английскому языку, сопровождение в получении водительских прав и т.д.

         Представим в таблице альтернативную проектную программу сотрудничества на 2013 – 2014 гг. общественной организации ЛООО «Становление» с привлечением учреждений системы профилактики и борьбы с сиротством по социальной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 Таблица 1

Проектная программа ЛООО «Становление» сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период постинтернатной адаптации

 

 

№ п/п

 

Реализация социально значимого проекта/проведения мероприятия

 

Показатели деятельности социально значимого проекта/ проведения мероприятия

 

1

 

2

 

3

 

1

 

Консультативная работа по защите прав и интересов сирот, психолого-педагогическая и юридическая помощь (юрист, психолог) на базе организации, связь (сотрудничество)  с управлением опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации города Липецка.

 

Налажена и проводится психолого-педагогическая и юридическая работа по решению проблемных вопросов выпускников детей-сирот, решаются жизненно важные вопросы выпускников.

 

2

 

«Круглый стол». Обсуждение и решение проблем с выпускниками из  числа сирот совместно со специалистами постинтернатного сопровождения и руководителями структур  местной власти г. Липецка, муниципальных образований Липецкой области.

 

Обсуждение и решение проблем с выпускниками из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в различных межведомственных структурах города и области.

 

Продолжение табл. 1

 

1

 

2

 

3

 

3

 

Экскурсии: «Православная Россия». Посещение храмов, монастырей, святых источников Липецкой области и других регионов Российской Федерации, приобретение памятных подарков. Сотрудничество с Липецко – Елецкой епархией.

 

Осуществление данных поездок, просвещение мероприятий в развитии духовно-нравственных ценностей выпускников детей – сирот на сайте организации с фото-частью, налаживание нити сотрудничества в духовном наставничестве.

 

4

 

Экскурсии выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования г. Липецка, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в музей Липецкой милиции. Знакомство с экспонатами, историей Липецкой милиции.

 

Патриотическое воспитание, снижение уровня правонарушений среди молодёжи, укрепление гражданской позиции в правовом поле. Сотрудничество с УМВД России по городу Липецку.

 

5

 

Профилактическая работа на базах училищ города Липецка с элементами фильмотерапии по тематике: «Построение межполового взаимодействия».

Сотрудничество с Липецкой городской общественной организации: «Будущее – без СПИДа», Липецким областным Центром по профилактике и борьбе со СПИД, психологом.

 

Психолого-педагогический процесс сопровождения выпускников училищ просветительскими лекциями, семинарами, показом видеофильмов, направленных на предотвращение негативных явлений в жизненной среде молодёжи.

 

6

 

Спортивно - оздоровительные акции: «Откажись от курения в пользу своего здоровья», «Спорт-весна-экстрим 2013 - 2014», «Рекорд Победы». Проведение спортивных мероприятий в виде конкурса, праздников здорового образа жизни, информационно-просветительских лекций и семинаров о вреде курения, алкоголя, наркотических веществ, психологической диагностики на базе профессиональных училищ. Сотрудничество с ЛООО «Союз Борьбы за Народную Трезвость-Липецк», ГУЗ «Липецким областным наркологическим диспансером».

 

Пропаганда и развитие ЗОЖ среди молодёжи, поддержка мнения за отказ наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений.

 

 

7

 

Спортивно-туристический слет для детей-сирот (2 суток, Задонский район, «палаточный лагерь»). Выезд ребят на природу Липецкого края совместно с ЛООО «Союз Борьбы за Народную Трезвость-Липецк». Туристическое, историко-краеведческое, спортивно-оздоровительное мероприятие.

 

Развитие навыков практического труда, спортивного интереса, поддержание здорового образа жизни в гармонии с природой заинтересованных ребят в общем деле.

 

8

 

Летний «Лагерь надежд» на базе оздоровительного лагеря, закреплённого за профессиональными училищами города и области.  Сопроводительная программа адаптации для выпускников – сирот с участием специалистов и активистов города и области, неравнодушных граждан, желающих  помочь выпускникам-сиротам, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

Отдых ребят, а также практическое получение опыта социальной адаптации в работе со специалистами в рамках  тематической смены сопроводительной программы: «Наше будущее!» по разрешению разноплановых проблем каждого выпускника.

 

Продолжение табл. 1

 

1

 

2

 

3

 

9

 

Культурно-познавательная программа для выпускников из числа сирот учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования города Липецка путём посещения культурно-развлекательных заведений города по разработанной досуговой программе.

 

Проведение досуга молодёжи для получения опыта культурно-нравственного, историко-просветительского развития.

 

10

 

 

Индивидуальные психолого-педагогические консультации на базе профессиональных училищ, требующие индивидуальный подход. Создание условий благоприятной психологической атмосферы внутреннего душевного климата в отдельном пространстве (комната психологической разгрузки).

 

Стабильная психологическая работа в строго установленное время. Психоанализ проблематики личности выпускника в разрешении основных психологических трудностей на данном этапе жизненного пути.

 

11

 

Психологические тренинги для групп выпускников детей – сирот на базе профессиональных училищ по специальной психологической программе социальной адаптации выпускников. Выработка способностей выпускниками к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации и осознанию ответственности за принятое решение.

 

Проведение цикла занятий для установления и прослеживания психологической динамики группы, направленных на реализацию собственных сил выпускников, раскрытие внутреннего ресурса личности, подготовленности к вступлению в самостоятельную жизнь, формирование позитивных жизненных установок.

 

12

 

Работа клуба выпускников детей-сирот: «Все вместе!».

Социальная адаптация выпускников детей-сирот, формирование готовности к самостоятельной жизни: социальной готовности, сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовая ориентация, организация самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу.

                           

 

Осуществление коллективной деятельности заинтересованных лиц посредством плановых встреч, мероприятий, а также освещение важных проблемных вопросов в сети Интернет (на сайте организации, в группе сообщества ЛООО «Становление» в контакте), направленных на общую цель по  разрешению негативных явлений  с привлечением общественности.

 

13

 

Выпуск информационно-методического справочника:  «В помощь выпускнику» - защита своих прав, осведомление с возможностями по трудоустройству и др. важные аспекты, предусмотренные законодательством РФ.

 

Распространение справочников для выпускников начального, среднего, высшего профессионального образования, имеющих статус сироты. Повышение грамотности в области правовых вопросов.

 

Окончание табл. 1

 

1

 

2

 

3

 

14

 

Оказание индивидуального юридического сопровождения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (написание документов, заявлений, представительство в судах общей юрисдикции, сопровождение в помощи сбора документов в постановке на учёт в получении жилого помещения)

Правовое просвещение, деятельность по защите прав и свобод человека.

 

Проведение юридических встреч, работа с документами правового характера;  Решение сложных вопросов запутанного характера, требующих системной работы правоохранительных, судебных органов и иных представителей законопорядка.

 

15

 

Сопровождение выпускников детей-сирот специалистами по изучению английского языка по творческой специальной методике на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Обучение английскому языку, получение знаний для использования международного языка в важных вопросах жизнедеятельности.

 

16

 

Обустройство быта.

Покупка и обеспечение детей-сирот мебелью, бытовой техникой и иными предметами быта.

 

Благоустройство мест проживания  выпускников необходимыми предметами быта первой необходимости.

 

17

 

Сопровождение выпускников в получении водительских прав. Жизненная реализация выпускника при помощи получения профессиональных альтернатив на рынке труда за счёт получения водительских прав.

 

Обучение водительскому мастерству, прохождение теории и практики, сдача экзаменов на получение водительских прав для жизненной реализации выпускника.

 

18

 

Выпуск информационного печатного издания: «Вестник Становления». Информационное озвучивание проблем сирот, успешность в делах выпускников, поиск возможных выходов через читателей - призыв к неравнодушным гражданам города и области.

 

Выход журнала в квартал в рамках Липецкой области для масштабного информирования о проблемах сирот в регионе, обеспечение наглядности успешности в делах выпускников – развитие социальной рекламы.

 

19

 

Выпуск психолого-педагогического методического пособия: «Жизненное самоопределение молодёжи как шаг в будущее» (первые шаги вступления в самостоятельную жизнь – социально-психологические факторы).

 

 

 

Осведомление в вопросах жизнеустройства и их разрешение с помощью психологической литературы. Распространение литературы на базах профессиональных училищ, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

20

 

Акция: «Добро – добром!». Проведение творческих мероприятий самими выпускниками-сиротами, имеющими положительный опыт социальной адаптации (являющимися успешными), в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Обеспечение успешности выпускников-сирот, увеличение запаса положительного опыта, воспитательного примера для ребят подрастающего поколения, имеющий статус детей-сирот.

 

 

           

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. При активной в целом политике государства в отношении жизнеустройства детей-сирот, ее результаты являются неоднозначными и оцениваются как проблемные. Усилия, предпринимаемые государством в области борьбы с проблемой сиротства, явно недостаточны.

2. Комплексный анализ показывает, что выявлен большой спектр проблем борьбы с сиротством, которые включают в себя экономические, юридические, социо-культурные, педагогические, организационные, стратегические, а также проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в общественном мнении. 

3. Государственная политика по разрешению негативных явлений в стране в решении данных многочисленных проблем должна дополняться деятельностью общественных организаций.

4. Существуют сферы возможного сотрудничества государства и некоммерческих организаций, однако  нет единой  параллельно-выстроенной системы  для совместной работы и взаимодействия в решении большого пласта проблем, связанных с сиротством в России, недостаточно раскрыты технологии сотрудничества взаимодействия некоммерческих организаций и системы различных учреждений, организаций и других участников системы борьбы с сиротством.

5. Наиболее проблемным вопросом в этом исследовательском поле следует признать дефицит научно-методических разработок, раскрывающие конкретные модели и технологии помощи лицам из числа детей-сирот.

Таким образом, представленная проектная программа показывает с одной стороны, - параллельно-выстроенную систему сотрудничества некоммерческих организаций с привлечением учреждений системы профилактики и борьбы с сиротством по социальной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С другой, - раскрывает конкретные технологии помощи лицам из числа детей-сирот, практической разносторонней деятельностью, представленных в виде всеохватывающего цикла мероприятий по улучшению их качества жизни, становления личности, интеграции в социум, предоставляющий каждому выпускнику право и возможности реализации собственной программы жизни.

Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с разработкой единой модели постинтернатного сопровождения, развитием сети взаимодействия государственных (муниципальных) структур и некоммерческих организаций в оказании социальных услуг по сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В целом,  всесторонним стимулированием деятельности общественных организаций, развитием института благотворительности с использованием эффективной продуманной системы привлечения и распределения пожертвований от физических и юридических лиц на благо развития гражданского общества, решения  проблем сиротства как в Липецкой области, так использования опыта в других регионах страны.

 

Библиографический список

 

  1. Ослон, В.Н. Организационная модель службы выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период постинтернатной адаптации/ В.Н. Ослон, Е.В. Селина//Детский дом. – 2011. - № 1. – С. 21 – 29
  2. Полозов, С.И. Проблемы деинституционализации интернатных учреждений и возможности разрешения этих проблем на примере Липецкой областной общественной организации «Становление» / С.И. Полозов // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. – Липецк: ЛГПУ, 2012. – Вып. 9 – Ч. 2. – С. 44 – 50.
  3. Полозов, С.И. Жизненное самоопределение молодёжи как шаг в будущее: методическое пособие для специалистов постинтернатного сопровождения, выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа / С.И. Полозов. – Липецк: ИП Семендяев А.В., 2013. – 40 с.
  4. Толстых, Н.Н. Психология сиротства / Н.Н. толстых. – СПб. «Питер», 2007.
  5. Устав ЛООО «Становление». Протоков № 1 от 20 апреля 2009 года. – Липецк, 2009. – 11 с.

 

 





Просмотров: 482
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Как работается педагогу-психологу в учреждении для детей сирот
  • Значение экскурсией для детей – сирот , воспитывающихся в государственных учреждениях
  • Животные лучшие воспитатели, врачи и друзья для детей-сирот. Почему? Читайте.
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Характеристика эмоционально-нравственных эталонов детей-сирот
  • Представления об идеальной семье у детей-сирот
  • Психолого-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения социальных сирот
  • Хорошо сдать ЕГЭ: инструкция для родителей выпускников
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • 5 ошибок родителей выпускников
  • Анализ методов социальной адаптации детей с аутизмом
  • Специфика общения с юношами и девушками выпускников закрытой школы для мальчиков
  • Сказкотерапия. Аудио-сказка для тревожных детей и сверхчувствительных детей
  • Возможности песочной терапии для адаптации детей к дошкольному учреждению
  • Принципы здоровой жизни для родителей и детей
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Для родителей, заинтересованых в успешности своих детей
  • Судебная психологическая экспертиза детей при разводе. Информация для родителей
  • Адаптация к детскому саду для детей и их родителей
  • Плохие руки или программа разрушения. Про детей для родителей.
  • Как любить детей (памятка для родителей)
  • Сказкотерапевтическая помощь для детей и их родителей
  • Советы для родителей активных детей
  • Сказки для детей и родителей (продолжение). Зависть.
  • Через 15 лет после выпуска: динамика отношений выпускников
  • Семейный кодекс для детей и их родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь