|
На финишной прямой (рекомендации родителям выпускников)Автор статьи: Милитенко Елена Сергеевна
«Если не будешь готовиться к экзаменам, то…». Варианты, которые предлагают родители, могут быть разными. Например, станешь дворником, испортишь себе будущее, закроешь перед собой все двери. Прямо скажем, пугающие перспективы, однако не особо мотивирующие. Хотя, казалось бы, что может проще, вообразить себе подобные картинки, испугаться их и приложить все силы к тому, чтобы этого избежать. Однако страх, как известно, действует по-разному. Некоторых он провоцирует на агрессивные действия. Так, например, подросток, может занимать оборонительную позицию, доказывая родителям, что он «обойдется без их советов», или же «он сдаст экзамены без этой муторной (читай ненужной) работы», или, к примеру, подросток заявляет, что «он и так все знает». Для некоторых подростков предпочтительной оказывается позиция замирания. Они могут сидеть над учебниками, даже посещать репетиторов, если на этом настаивают родители, однако же, знания никак не могут уложиться у них в голове, отчего они раз за разом оказываются вынуждены начинать все сначала. Остается последний вариант – это избегание. Подросток ни с кем и не спорит, однако делать все равно ничего не делает. Консультации прогуливает, за учебники не садится, и вообще «втихую» саботирует все попытки родителей до него достучаться. Другими словами, слушает, кивает головой, но воз все равно с места не двигается. Из чего можно сделать вывод, что страх является не самым лучшим мотиватором. Однако применяется он повсеместно, равно как педагогами, так и родителями. Давайте разбираться почему. Итак, во-первых, родители зачастую исходят из собственной тревоги за будущее подростка. Ведь если он (подросток) не сдаст экзамены, то «будет сидеть на шее у родителей», «пойдет по кривой дорожке» и «вообще неизвестно чем это может закончиться». Я привожу лишь некоторые варианты из тех, что мне доводилось услышать. Во-вторых, у родителей может быть собственное представление об этом самом будущем. Так, например, они могут хотеть, чтобы подросток непременно поступил в определенный ВУЗ на определенную специальность. Причины для этого могут быть разными, начиная от мифических представлений, что это поможет подростку стать более успешным и самодостаточным в будущем и, заканчивая ощущением собственной нереализованности в профессии (когда родители исходят из принципа, «учись на моих ошибках»). И, наконец, в третьих, родителей могут бояться осуждения. «Что скажут педагоги, родственники, соседи», варианты могут быть разными, однако все они сводятся к тому, что в глазах других, они (родители) станут «плохими, а именно не способными справиться с возложенными на них родительскими обязанностями». Когда родитель сам обуреваем страхом и тревогой, он оказывается не в состоянии быть опорой подростку, помочь ему трезво оценить его возможности и склонности, определиться с будущей профессией, наметить планы на будущее. И потому самым простым решением оказывается «напугать», или другими словами ввести подростка в состояние, которое иначе как «отрицательной мотивацией» не назовешь. «Если ты не… то…» - довольно простая, однако безнадежная в плане результативности формула взаимодействия с подростком в период подготовки к экзаменам. Однако даже самые устрашающие картинки, которые рисует воображение, могут оказаться далеки от реальности. Я призываю родителей лишь к тому, чтобы не нагнетать и без того напряженную обстановку, в которой оказываются сегодняшние выпускники. Исходя из моего опыта работы с подростками, я могу с уверенностью сказать, что они и сами немало озабочены этим самым будущим. И более всего они бояться разочаровать родителей. Помножьте это на постоянно подпитываемую педагогами тревогу за результаты экзаменов, страх ошибиться, выбрав «не ту профессию», неуверенность в собственных силах и чрезмерную загруженность в связи с подготовкой к экзаменам, и вы увидите, что им, по-настоящему тяжело. Кто-то не выдерживает и «сходит с дистанции», перестает учиться, забрасывает учебники, репетиторов, консультации. Кто-то остается, неся на своих плечах «двойной груз» - собственных ожиданий, тревог, сомнений и ожиданий родителей, которых боится разочаровать. И в заключении я хотела бы дать рекомендации родителям. Будьте вместе со своими детьми, помогайте им, поддерживайте, направляйте. Разделяйте с ними их тревоги, сомнения, страхи, связанные с предстоящими экзаменами. Помогите им сформировать позитивную мотивацию, в основе которой будут лежать их собственные устремления. Адекватно оценивайте их возможности, не требуя от них "превзойти себя" Формируйте у подростка позитивный образ будущего И, наконец, помните, что экзамены - это не еще не вся жизнь, а лишь один из ее этапов. И вариантов выхода даже из самой непростой ситуации всегда больше, чем один.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|