|
Детская ложь: что могут родители?Автор статьи: Светлана Селезнева
Часто ко мне обращаются родители, обеспокоенные и обескураженные тем, что ребенок их обманывает. Многие психологи сходятся во мнении, что ложь – «типичная проблема детства» . Ни один ребенок не вырос без обмана. Ложь, как феномен, является неотъемлемой частью социальной жизни. Не только дети, но и взрослые, периодически говорят неправду. «Любой воспитанный человек вынужден или просто лгать, или говорить полуправду исключительно из чувства такта, хорошего тона» . Но, когда речь идет о детях, родители очень болезненно реагируют на малейшую ложь. Обман ставит под угрозу доверительные отношения в семье. Говоря о детской лжи, важно выделить, как минимум, два возрастных периода. В дошкольном возрасте точнее говорить не о лжи как таковой, а скорее о фантазировании, попытке совместить мир реальный и воображаемый. Дети часто придумывают различные истории, пытаясь с помощью собственных фантазий понять и объяснить явления окружающего мира. В школьном возрасте, по мере развития интеллектуальных способностей, ребенок осваивает все более сложные формы лжи. Для обмана, приукрашивания и утаивания появляется все больше поводов. Почему же школьники лгут? Пол Экман – американский психолог, специалист по вопросам детской лжи, выделяет несколько причин: • Страх наказания; • Возможность получить то, что недостижимо другим способом; • Попытка заслужить одобрение; • Попытка привлечь внимание; • Копирование поведения значимых взрослых и сверстников; • Желание сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, избежать давления; • Способ продемонстрировать превосходство; • Хвастовство; • Ложь с целью защиты друзей; • Страх унижения; • Ложь с целью выполнения социальной роли; • Ложь, как способ проверки собственной силы. Итак, единичные случаи лжи встречаются в жизни каждого ребенка. От реакции родителей на обман, от их способности поддерживать с ребенком доверительные отношения, зависит, станет ли ложь привычным способом решения проблем и достижения целей. Если речь идет о фантазировании в раннем возрасте, обнаружив обман, достаточно дать ребенку понять, что родитель знает, что это фантазия, можно обратить инцидент в шутку или на некоторое время поддержать игру. Если речь идет о настоящем осознанном обмане в более старшем возрасте, для начала, попытайтесь определить, по какой причине ребенок говорит неправду, какая потребность стоит за обманом. - Может ли ребенок доверить вам свои переживания? - Умеете ли вы слушать безоценочно? - Обратите внимание на уровень требований к нему, не слишком ли много вы ожидаете? - Есть ли у ребенка право на частную жизнь? - Проанализируйте, насколько честны вы с ребенком и окружающими, часто ли прибегаете ко лжи и с какой целью? Скорей всего, проделав такой анализ, вы определите причину частых обманов. Поговорите с ребенком о доверии, о том, что ложь делает невозможными доверительные отношения. Как правило, если члены семьи по-настоящему доверяют друг другу, ребенок это ценит и не захочет рисковать доверием взрослых. К тому же, в этом случае, у него есть поддержка родителей и ему знакомы другие способы решения своих проблем. Обсудите, что ложь является не единственным и далеко не лучшим способом достижения цели. Поговорите о том, как можно решить проблему, не прибегая к обману. По мнению Пола Экмана главный вопрос, которым стоит задаться родителю – «как сохранить доверие, не вторгаясь сверх меры в автономный мир ребенка?» Ответ на этот вопрос не сформулировать в нескольких предложениях. Здесь речь идет об умении слышать, принимать и поддерживать, с уважением относиться к себе и своему ребенку. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|