Сказка – ложь или для доброго молодца есть урок?

Сказка  ложь или для доброго молодца есть урок

Все реже современная мать поет колыбельные и читает потешки ребенку, все чаще включается смартфон с играми. Кто герои этих игр и сказок,  мультяшек? Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок – сегодня эта формула работает, сохранилась?

Сказка – ложь? Или в ней еще есть намек и тому, кто желает быть добрым? Осуществляется ли в сказке ее главная во все века идея: борьба добра со злом, либо  зло уже победило? А кому-то нужен, что бы ребенок был добрым, в отличие от злого или стал добрым? Либо добро от зла уже неотличимо?

В современных переписанных сказках герой уже не убивает злую ведьму, и Иван-царевич не сражается со змей Горынычем.  Все персонажи как бы выравниваются, дружат и ставятся в один порядок. Мир становится разнообразным и разноцветным. Иван-царевич и змей Горыныч, Василиса-краса и баба Яга  и др. – все поставлены в один ряд как равные друг другу. С кем ребенок может себя идентифицировать? Быть как кто? Выбирать любого? А где горизонт развития, ведь чтобы субъект не делал, он в этом мире будет один из всех, как все как каждый. Равноправие и уравнивание во всем.

Намек на смерть как утрату или расплату за содеянное зло, как на избавление от кого-то или чего-то исчезает.  Не превращает ли это объект в бессмертный, и связь с объектом не становится ли тотальной, где свобода невозможна и даже немыслима?

В компьютерных играх все  еще проще – ловкость рук и реактивность должна обеспечить переход на новый уровень. Вся идея сводится к победе над всеми, война ради войны, смерть ради смерти. Герой тот, кто перешел на новый уровень. Различение добра и зла остается недоступным.

Тоже происходит и в жизни. Мир пугает своим разнообразием или соблазняет? Войди в мир и станешь как все, как один из всех? Это может быть формой соблазна? Бодрйяр утверждает, что соблазнить можно только тем, что скрыто.  Как тогда войти мир ребенку, если его никто не соблазняет?

Сказки для детей отражают реальность наших дней. Родители стремятся сегодня дружить со своими детьми. А зачем? Ради справедливости. Просто послушаться мать или отца без всяких аргументов, а лишь по тому, что это твои родители уже не считается справедливым. Бабушки сегодня не желают быть бабушками и просят детей и внуков обращаться по имени. Зачем? Родители всегда были больше, чем просто друзья и приятели. И никто не считал, что как-то может быть иначе.

Когда я вижу, как воспитатели или учителя стремятся дружить с детьми в детском саду или школе, хочется спросить «А зачем взрослой тетеньки дружить с маленькими детками?». Не затем ли, как и взрослым дяденькам? Но услышит ли кто-то, кто разместил уже свои фото на море и включил в «Друзья» своих учеников?

Место значимого, взрослого в душе не утрачивается? Если в прошлом поколении любой взрослый мог что-то сказать ребенку, и он мог услышать и изменить в себе что-то, то сегодня возможно ли произнести слово? Будет ли оно услышано ребенком?

Случай из практики.

Ростислава из неблагополучной семьи. Растет с младшим братом в условиях постоянного пьянства отца и жестокого обращения со стороны и отца и матери. Соседи относятся и к детям с осуждением.Но однажды Ростислава с братом куда-то шла. Кричала и дергала его, как это делали родители.  Им встретился какой-то дедушка, который остановился и сказал: «Девочка, что же ты так кричишь на своего братика. Посмотри, какой он маленький, слабенький. Он же твой родной братик…». Она остановилась, и увидела своего маленького брата беззащитным, и ей стало его жалко: «Я же его люблю… и правда, зачем кричу на него?». С этих пор на многие годы открытая любовь к брату у нее сохранилась. Кричать на него как все Ростислава больше не стала.

Почему это было возможно? Может потому, что в обществе была структура другая, и не было уравнения, где стар и мал – все равны? То, что говорили в школе или  в семье подтверждалось и  обществе. А можно ли сейчас что-то сказать подростку, ребенку?

Кто-то хочет кого-то услышать?

Так как же в новых условиях ребенку войти в мир людей?

Какой мир мы можем ему предложить?

 Остается надеется, что где-то берегут традицию и место Отца и Матери сохраняется. Что различение на мужчин и женщин, на детей и родителей на молодых и пожилых будет естественной, а признание и жизни и смерти помогут искать личностный смысл каждому.


Просмотров: 405
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что делает людей несчастными? Как перестать быть несчастным уже сегодня
  • Как то все не так.. или Мир наоборот.
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Сказка – ложь, да в ней – намек: добрым молодцам – урок!
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • У кого-то ВСЕ получилось, потому что-то кто-то всегда ЗНАЛ и ВЕРИЛ
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Про проекции или как вернуть себе ощущение, что со мной все в порядке?
  • Я себе все уже доказал... (или как поднять самооценку)
  • Все начинается с правил или Как правила помогают ребенку обрести контроль над своими эмоциями.
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Хочешь придумать,что-то не как все, думай не как все!
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Как вспомнить все, что мы когда-либо читали?
  • Кто сказал, что не Возможно? Все Возможно!
  • "Не такой, как все" или как семье относиться к ребенку с ограниченными возможностями.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Как отличить невроз от депрессии? или Все, что нужно знать о тревожно-депрессивном расстройстве.
  • Я и… все-все-все, или Как сжечь старые грабли
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь