|
Зачем может быть нужен селфхарм?Автор статьи: Дорофеева Ольга Викторовна
«Интеллектуальность боли: сама по себе она обозначает не то, что сиюминутно повреждено, но то, какую ценность имеет это повреждение для всего индивида». Ф. Ницше Как и любой симптом, селфхарм может быть рассмотрен как «попытка психики исцелиться» (З. Фрейд). Предлагаю обратиться к реальным высказываниям подростков, практикующих (или практиковавших ранее) самоповреждения и посмотреть на них через призму психологического и психоаналитического знания. Последние два-три года нахожусь в подавленном состоянии, и оно прогрессирует. Если раньше мне было "просто" все время плохо, то сейчас - сильные истерики, агрессия, с которой невозможно совладать, или страшная физическая усталость. Постоянные мысли о суициде, селф-харм, который раньше казался позерством (ха). А сейчас я понимаю, что он происходит из дичайшей ненависти к самой себе, когда хочется наказать себя просто за то, что существуешь. Взросление в травмирующей, опасной среде учит ребенка полагаться только на себя. В семьях, где существует насилие, ребенок рано понимает, что нельзя рассчитывать на поддержку и помощь других людей, и он начинает думать, что не заслуживает помощи . Злость, печаль, страх в совокупности с чувством вины могут найти выход лишь одним способом – путем обращения на себя самого, поскольку адресовать их другим кажется еще более разрушительным. Причинение себе боли приводит к кратковременному облегчению внутренних страданий – внутренние мучения находят выход буквально, "прочь из тела" с каплями крови. Это способ справиться с ненавистью к тому, кого ненавидеть невозможно или опасно. Физическая боль непосредственно связана с контролем. Тело находится в распоряжении того, кто может причинять ему боль. В этом контексте смысл самоповреждений – восстановление контроля над собственным телом. «Если другой делает мне больно – значит, я принадлежу другому; если я делаю себе больно – значит, я принадлежу себе». Таким образом, причинение себе боли – это способ обрести собственное тело, принадлежность которого была поставлена под вопрос в силу каких-либо обстоятельств. Жестокое обращение с ребенком, невыносимые способы обращения с ним часто вызывают реакцию в виде диссоциации (психологическая защита, при которой происходящее воспринимается крайне отчужденно), по мере взросления выход из этого состояния отчужденности от собственного Я возможен путем причинения себе боли. Порез оставляет метку, знак. Знак другим, в котором существует собственная эстетика и смысл. Иногда порезы – это то, что прячут от одних людей и демонстрируют лишь определенной группе, тем, кому можно доверять. Таким образом, это служит меткой идентификации свой/чужой, способом установить новые социальные связи, найти похожих на себя людей. Кроме того, порез - это заявление своей способности переносить непереносимое. В нашей культуре, где доминируют представления о том, что боль могут выносить лишь «настоящие мужчины» для биологической девушки рана, порез на коже - это способ выразить свое несогласие с культурными ожиданиями, которые к ней предъявляются, способ утвердить свою силу как противопоставление идее «женской слабости». Для биологического юноши, в такой перспективе, раны – это инициация, способ утверждения собственной мужественности. Лично для меня шрамы всегда означают одно - "да, мне было плохо, но я выжила, я справилась с этим, я здесь, а значит все хорошо". Это словно некие отметины, которые говорят о силе.
Не только насилие в семье может стать причиной самоповреждений. Безграничная материнская любовь, когда ребенок – это предмет обожания, также может служить источником напряжения. Попытки сделать из юного субъекта «идеал», бесконечно предъявляемые требования, которым невозможно соответствовать в силу их постоянного ускользания – это то, что иногда оборачивается катастрофой для подростка. Воображаемый Идеал Я, целостный, недостижимый и желанный в детстве (когда лишь став идеалом можно получить родительскую любовь) постепенно навлекает на себя жестокую ненависть. Ощущение собственной неидеальности требует реального доказательства, требуется телесное подтверждение того, что Я – не совершенен. Шрамы или другие телесные модификации, ассоциирующиеся у большинства с непонятными «уродствами» - это способ выйти из поля желания матери, отделаться от ненавидимого идеального образа. Этот способ сопровождается мучительными переживаниями вины и ненависти. Я ненавижу себя. Жгуче, просто невыносимо. Я не могу стерпеть своих ошибок и начинаю гнобить себя за них. Во всем виновата я. Во всех злоключениях, что когда-либо происходили, виновата я. Из-за этого я очень хочу умереть. Также я "наказываю" себя избиениями и порезами. Это ужасно. Меня словно поглощает тьма.
Вокруг селфхарма существует множество мифов (от "это лишь попытки привлечь внимание" до "это неудавшиеся самоубийства"), но правда в том, что эту практику невозможно трактовать единым для всех образом. Нанесение порезов – это ответ, а вопрос у каждого подростка свой собственный. И только поняв этот совершенно уникальный вопрос можно продвинуться на пути поиска более удовлетворительного ответа. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|