|
Сказка - ложь, да в ней намекАвтор статьи: Костинская Галия
Одна женщина вспоминает, как ей было тяжело в состоянии депрессии, что у нее было ощущение, как будто камень лежал на груди, не давая дышать, двигаться. А я подумала, что есть такая сказка - про камень на груди, всем известная с детства - "Аленушка и братец Иванушка". Решила написать свои соображения - о чем на самом деле эта сказка. Я думаю, что как раз о депрессии и идет в ней речь. Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Уже в самом начале сказки мы встречаем не совсем обычную ситуацию – старые родители умирают, оставляя детей-сирот. Что мы знаем о родителях – какие они были, как жили, какие у них были характеры, привычки?... – ничего. Можно предположить, что так и не успели родители «поставить на ноги» своих детей, в психологическом смысле – не передали в достаточной мере тех знаний и умений, а также опыта, которые давали бы возможность детям самостоятельно жить. И дальнейшее повествование нам это подтверждает: Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы. «Пошла Аленушка на работу» - эта фраза в связи с последующим рассказом вызывает недоумение – о какой работе идет речь? Что это за дальний путь? Но если мы свяжем эту «работу» с «проблемой» Иванушки, то можем предположить, что дети идут «искать себя», найти ответ на вопрос «кто я?». А этот путь, конечно же, длиною в жизнь. В чем «проблема» Иванушки? Смотрите, как Иванушка зависит от того – из какой лужи он выпьет воды (от кого чему научится, с какой компанией свяжется, додумываем мы), и желание стать в конце концов хоть кем-нибудь – побеждает – становится козленочком. Такие процессы характерны для подростков. Если у подростка есть проблемы с самоопределением (причины могут быть различными, например, родители развелись, и портрет отца или матери, на кого должен быть похож ребенок, отсутствует или негативный), что важно именно для этого возраста, ребенок начинает «пробовать» себя в различных, как правило «нехороших» ситуациях, чтобы почувствовать себя, чтобы у него сложился внутренний портрет себя, с которым потом ему придется жить. Ну, вроде бы с Иванушкой определились – хоть так. А что с Аленушкой? Читаем дальше: Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Купец ей говорит: Где здесь желание Аленушки? Мы даже не знаем – была ли у нее симпатия к будущему мужу. Знакомая ситуация – «кто меня, несчастную, замуж возьмет? Вот, нашелся добрый человек, буду ему хорошей женой». Нет, здесь ничего плохого нет. Только вот последствия таких или подобных мыслей часто бывают плачевными. Женщина в таком браке всеми силами пытается угодить своему мужу, старается быть для него во всем идеальной. А если она до этого не очень себе представляла – кто она на самом деле, то и вовсе картина получается удручающая. Женщина совершенно себя теряет, она становится тенью мужа. Разве что козленочек еще ей напоминает, что она из другого рода-племени, но найти корни уже совсем непросто. Отсюда до депрессии совсем уж близко (ведь депрессия всегда связана с утратой – близкого человека, или части себя). И – как часто в сказках бывает – на помощь героине, чтобы она совсем уж не зачахла в браке, появляется «ведьма» - совершенно противоположный образ «безликой» Аленушке. И, конечно же, этот образ так соблазнителен, так и тянет, так и манит… Видимо, этот образ так привлекателен, что это и есть та скрытая часть Аленушки, которую она не рискует предъявлять, чтобы не впасть в немилость благородного супруга. Стали они жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки. Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на нее, привязала Алёнушке на шею камень и бросила в воду. А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал. А в этом месте мы точно не понимаем – где же наша Аленушка, как это – никто ведьму не распознал. Неужели наша «святая», идеальная Аленушка вела себя как ведьма? Это как это? А вот так. Как в русской пословице говорится? «В чужом глазу соринку вижу, а в своем бревно не замечаю». Да, часто мы ведем себя, как нам кажется, идеально – почему же вдруг другие люди так «нехорошо» к нам относятся? Мы же к ним со всей своей добротой… Конечно же, это иллюзия, что у нас нет плохих качеств, мы просто их не замечаем, и не верим другим людям, которые указывают нам на них. Из-за того, что мы не обращаем внимания на свои недостатки, мы и не в состоянии их исправить – так и живем впустую всю жизнь «идеальными»… Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет: — Алёнушка, сестрица моя!.. Козленочек здесь призван соединять «старую» и «новую» Аленушку, он чувствует, что только в соединении этих двух образов будет настоящая Аленушка – его сестра, да и его «выздоровление» возможно только после «возрождения» Аленушки (ведь и у него – мы же знаем – не все в порядке с идентификацией личности). Быстрее всего Иванушка здесь как символ связи с родителями. Можно также предположить, что козленочек – это тоже какая-то часть личности Аленушки, возможно – мужская? Или детская?, в которой кроется энергия, необходимая для излечения – ну, можно еще подумать об этом, поразмышлять. Узнала об этом ведьма и стала просить мужа — зарежь да зарежь козлёнка... Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные. Опять же – заметьте – никаких признаков недоверия своей жене, как будто купец «всю жизнь с такой жил»… И вот сейчас начинается процесс «исцеления» - долгий, неподъемный, тяжелый, рутинный…но тем не менее настойчивый, упрямый и несдающийся… Представьте, сколько энергии необходимо, чтобы выбраться из депрессии – «костры высокие, котлы чугунные, ножи булатные» - все это делается, чтобы «поднять», возродить Аленушку.
— Аленушка, сестрица моя! Аленушка из реки ему отвечает: — Ах, братец мой Иванушка! А ведьма ищет козленочка, не может найти и посылает слугу: — Аленушка, сестрица моя! А из реки ему отвечают: — Ах, братец мой Иванушка! Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле. И мы видим, что процесс исцеления - в соединении, интеграции образов Аленушки и ведьмы – и этот, уже соединенный образ гораздо краше, насыщеннее, чем был до этого. Важно не отвергать свои части личности – какие бы они ни были «ужасные», на наш взгляд. Отказываясь от себя, мы теряем жизненную энергию, а наше тело вообще не желает таким образом жить. Присвоение различных частей личности – вот «лечение» от депрессии. Оригинал статьи на моем сайте Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|