|
Сказка ложь, да в ней намек.Автор статьи: Маковская Бэлла Ринатовна
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам (кстати, почему только молодцам) урок» - учили нас с самого «сказочного детства». Урок доброты справедливости и так далее. А на самом деле…В оригинальных сказках, что придумывали не общество членов писателей, а сам народ, от такой лжи по правде кровь стынет в жилах и руки предательски потеют от не сказочных деталей и сюжетов. Могилы, отрубленные пятки, садистские наказания, изнасилования и прочие «не сказочные» детали. Особенно страшными считаются сказки записанные братьями Гримм. Благодаря У.Диснею, «Белоснежка и семь гномов» стала уже не такой страшной. «Зимним деньком, в то время как снег валил хлопьями, сидела одна королева и шила под окошечком, у которого рама была черного дерева. Шила она и на снег посматривала, и уколола себе иглой палец до крови. И подумала королева про себя: «Ах, если бы у меня родился ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как черное дерево!» И вскоре желание ее точно исполнилось: родилась у ней доченька - белая, как снег, румяная, как кровь, и черноволосая; и была за свою белизну названа Белоснежка. И чуть только родилась доченька, королева-мать и умерла. Год спустя, король женился на другой. Эта вторая жена, оказалась полной ведьмой, конечно, не потому что разговаривала с зеркалом и оно отвечало ей. «Зеркальце, зеркальце, молви скорей, Кто здесь всех краше, кто всех милей? Тогда и отвечало ей зеркальце: Ты, королева, всех здесь милей». Когда мы впервые услышали эти слова, прочитанные нам на ночь, или в затемненном зале кинотеатра, в диснеевской версии, мы понимали, что эта красивая и властная женщина нас завораживает. Не все дети будущие психологи, но каждый ребенок пытается познать свою и чужую душу. Не нужно быть профессиональным психологом, что бы понять, что человек, задающий такой вопрос, сомневается в себе и боится конкуренции. Сказки изображают драмы человеческой души, не путем запутанного сюжета и неоднозначного поведения героя, а путем сказочного – сновидческого символизма. Мало кто хотел бы, что бы ему приснился кошмар, но фильмы и рассказы ужасов не теряют свою популярность. Так и ранние сказки были не фантастически преувеличенной действительностью, а человеческой борьбой со сказочным злом. В сказках нет единого сказочного или реального способа борьбы со злом. В некоторых историях герою нужно использовать «оружие врага», как Гретель в «Гензеле и Гретель». Пользуются такой же хитростью, как прежде ведьма, что бы затолкнуть ее в ее же духовку. В других рассказах, лесть побеждает дьявола, в некоторых требуется и физическая битва. Иногда, герою помогают и магические помощники, помогая ему стать невидимым или просто улететь. В сказках персонажи скорее типологические, чем психологические. Они заключают в себе известные «типы», а не конкретных существ или людей, что облегчает психологическое понимание персонажей. Многие сказки часто начинаются с состояния дефицита. Король умер, или королева бесплодна, или у бедного мельника нет денег. Кризис, порождающий страдания, символизирует психологическую боль. Герой или героиня берет на себя задачу разрешить кризис и положить конец страданиям. Именно так, кризисы в нашей собственной жизни могут ускорить поиск смысла и трансформации в новую, улучшенную версию себя, совсем как Гадкий Утенок. В нашем случае Зло - это не безобразный лесной монстр, а напротив, привлекательная женщина, о которой муж и подумать не мог, что она на такое способна. Но она полна ярости, зависти, ревности, жадности. Её хитрый ум и сверхъестественные способности не готовы терпеть конкурентов – падчерица должна исчезнуть! Редко в сказках можно встретить добрую мачеху (разве что сказка про Дюймовочку, но там ее роль не значительна). Как и все сказочные персонажи, мачеху можно назвать архетипическим символом, а не иллюстрацией реального человека, чьи чувства, эмоции и мысли нам близки. Злая мачеха содержит все, чего мы боимся и ненавидим. Женскую ипостась злых сил, чья дьявольская природа и жестокость пугают нас. В отличие от ее коллег-мужчин, монстров и Синей Бороды, которые населяют другие сказки, действуют открыто: участвуют в кровавых битвах и волшебстве, оружие ведьмы - мачехи является наиболее коварным: сплетни, отравы и указания другим выполнить за себя всю грязную работу. Как универсальная фигура, ведьма, мачеха или женщина-злодейка появляются в сказках во времени и на разных континентах. То, что она при том еще чья то мать или выполняет ее роль, порождает в нас особую волну недоумения. А значит особенный бессознательный страх. Ведь так не может, не должно быть! Фигура злой матери представляет собой сказочный парадокс. В детстве мы наивны, слабы и беззащитны и нам нужны наши матери, чтобы заботиться о нас. Но злая мать готова пожрать наше существо! В «Белоснежке» нам демонстрируются две крайние формы женского «Я». В то время, как Королева «вся плохая», Белоснежка «слишком хорошая»: «Ты, королева, красива собой; А все же Белоснежка выше красой». Она слишком чиста, слишком невинна и наивна, и потому неспособна распознать зло. Однако, быть «хорошим» это не страховка от страданий, и потому она оказывается замурованной в стеклянном гробу. Как не сравнить эту глубокую визуальную метафору с таким страшным состоянием как кататония. В отличие от сыновей, которые отправляются, чтобы завоевать свое состояние, которые идут к приключениям, дочери - изгои, убегающие. Принцы обычно возвращаются в конце истории, принося с собой сокровища и волшебных невест. Принцессы не возвращаются в отчий дом, они начинают новую жизнь уже в своем царстве. «Белоснежка» - это история об эмоциональном развитии, приведенном в движение присутствием Зла. Героиня не смогла закончить свою трансформацию самостоятельно и маленькие мужчины ее не защитили, понадобился принц. (Ой, лучше не читать оригиналы сказок современным феминисткам). Но может быть не нужно убирать «излишнюю жестокость» из сказок, как пытаться запретить фильмы ужасов и компьютерные игры. Ведь в каждой сказке есть свои, «сказочные» понятия о справедливости. Злая королева вынуждена танцевать до смерти в раскаленных железных туфлях. В сказке, как и в жизни, только зло может заставить нас стремиться к лучшей жизни, а не «просто проживать свой век». Без злой мачехи не было бы поучительной сказки, а просто история о реаниматологе, который не только решил жениться на своей пациентке, но и оказался по царски богат. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|