Сказка ложь, да в ней намек.

Сказка ложь да в ней намек

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам (кстати, почему только молодцам) урок» - учили нас с самого «сказочного детства». Урок доброты справедливости и так далее. А на самом деле…В оригинальных  сказках, что придумывали не общество членов писателей, а сам народ, от такой лжи по правде кровь стынет в жилах и руки предательски потеют от не сказочных деталей и сюжетов. Могилы, отрубленные пятки, садистские наказания, изнасилования и прочие «не сказочные» детали.

Особенно страшными считаются сказки записанные братьями Гримм. Благодаря У.Диснею, «Белоснежка и семь гномов» стала уже не такой страшной.

«Зимним деньком, в то время как снег валил хлопьями, сидела одна королева и шила под окошечком, у которого рама была черного дерева. Шила она и на снег посматривала, и уколола себе иглой палец до крови. И подумала королева про себя: «Ах, если бы у меня родился ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как черное дерево!»

И вскоре желание ее точно исполнилось: родилась у ней доченька - белая, как снег, румяная, как кровь, и черноволосая; и была за свою белизну названа Белоснежка.

И чуть только родилась доченька, королева-мать и умерла. Год спустя, король женился на другой. Эта вторая жена, оказалась полной ведьмой, конечно, не потому что разговаривала с зеркалом и оно отвечало ей.

«Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

Тогда и отвечало ей зеркальце:

Ты, королева, всех здесь милей».

Когда мы впервые услышали эти слова, прочитанные нам на ночь, или в затемненном зале кинотеатра, в диснеевской версии, мы понимали, что эта красивая и властная женщина нас завораживает. Не все дети будущие психологи, но каждый ребенок пытается познать свою и чужую душу. Не нужно быть профессиональным психологом, что бы понять, что человек, задающий такой вопрос, сомневается в себе и боится конкуренции.

Сказки изображают драмы человеческой души, не путем запутанного сюжета и неоднозначного поведения героя, а путем сказочного – сновидческого символизма. Мало кто хотел бы,  что бы ему приснился кошмар, но фильмы и рассказы ужасов не теряют свою популярность. Так и ранние сказки были не фантастически преувеличенной действительностью, а человеческой борьбой со сказочным злом.

В сказках нет единого сказочного или реального способа борьбы со злом. В некоторых историях герою нужно использовать «оружие врага», как Гретель в «Гензеле и Гретель». Пользуются такой же хитростью, как прежде ведьма,  что бы затолкнуть ее в ее же духовку. В других рассказах, лесть побеждает дьявола, в некоторых требуется и физическая битва. Иногда, герою помогают и магические помощники, помогая ему стать невидимым или просто улететь. В сказках персонажи скорее типологические, чем психологические. Они заключают в себе известные «типы», а не конкретных существ или людей, что облегчает психологическое понимание персонажей.

Многие сказки часто начинаются с состояния дефицита. Король умер, или королева бесплодна, или у бедного мельника нет денег. Кризис, порождающий страдания, символизирует психологическую боль.  Герой или героиня берет на себя задачу разрешить кризис и положить конец страданиям. Именно так, кризисы в нашей собственной жизни могут ускорить поиск смысла и трансформации в новую, улучшенную версию себя, совсем как Гадкий Утенок.

В нашем случае Зло - это не безобразный лесной монстр, а напротив,  привлекательная женщина, о которой муж и подумать не мог, что она на такое способна. Но она полна ярости, зависти, ревности, жадности. Её хитрый ум и сверхъестественные способности не готовы терпеть конкурентов – падчерица должна исчезнуть! 

Редко в сказках можно встретить  добрую мачеху (разве что сказка про Дюймовочку, но там ее роль не значительна). Как и все сказочные персонажи, мачеху можно назвать архетипическим символом, а не иллюстрацией реального человека, чьи чувства, эмоции и мысли нам близки. Злая мачеха содержит все, чего мы боимся и ненавидим. Женскую ипостась злых сил, чья дьявольская природа и жестокость пугают нас. В отличие от ее коллег-мужчин, монстров и Синей Бороды, которые населяют другие сказки, действуют открыто: участвуют в кровавых битвах и волшебстве, оружие ведьмы - мачехи является наиболее коварным: сплетни, отравы и указания другим выполнить за себя всю грязную работу. 

Как универсальная фигура, ведьма, мачеха или женщина-злодейка появляются в сказках во времени и на разных континентах. То, что она при том еще чья то мать или выполняет ее роль, порождает в нас особую волну недоумения. А значит особенный бессознательный страх.  Ведь так не может, не должно быть!  Фигура злой матери представляет собой сказочный парадокс. В детстве мы наивны, слабы и беззащитны и нам нужны наши матери, чтобы заботиться о нас. Но злая мать готова пожрать наше существо! 

 В «Белоснежке» нам демонстрируются две крайние формы женского «Я». В то время, как Королева «вся плохая», Белоснежка «слишком хорошая»: «Ты, королева, красива собой; А все же Белоснежка выше красой». Она слишком чиста, слишком невинна и наивна, и потому неспособна распознать зло.  Однако, быть «хорошим» это не страховка от страданий, и потому  она оказывается замурованной в стеклянном гробу. Как не сравнить эту глубокую визуальную метафору с таким страшным состоянием как кататония.

В отличие от сыновей, которые отправляются, чтобы завоевать свое состояние, которые идут к приключениям, дочери - изгои, убегающие. Принцы обычно возвращаются в конце истории, принося с собой сокровища и волшебных невест. Принцессы не возвращаются в отчий дом, они начинают новую жизнь уже в своем царстве.   «Белоснежка» - это история об эмоциональном развитии, приведенном в движение присутствием Зла. Героиня не смогла закончить свою трансформацию самостоятельно и маленькие мужчины ее не защитили, понадобился принц. (Ой, лучше не читать оригиналы сказок современным феминисткам). Но может быть не нужно убирать «излишнюю жестокость» из сказок, как пытаться запретить фильмы ужасов и компьютерные игры. Ведь в каждой сказке есть свои, «сказочные» понятия о справедливости. Злая королева вынуждена танцевать до смерти в раскаленных железных туфлях. В сказке, как и в жизни, только зло может заставить нас стремиться к лучшей жизни, а не «просто проживать свой век». Без злой мачехи не было бы поучительной сказки, а просто история о реаниматологе, который не только решил жениться на своей пациентке, но и оказался по царски богат. 



Просмотров: 297
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если мать-королева... Снежная королева
  • Ловушки псевдолюбви на примере сказки «Снежная Королева». История Герды. Любовь или зависимость?
  • Психоанализ сказки «Снежная королева»
  • Ложь ли сказка? Белоснежка и семь гномов
  • Ловушки псевдолюбви на примере сказки Андерсена «Снежная Королева» Заблуждение Кая.
  • Ловушки псевдолюбви и их последствия на примере сказки Андерсена «Снежная королева». Ловушка №1.
  • "У меня нет чувств, я как Снежная Королева из сказки..."
  • Сказка – ложь, да в ней – намек: добрым молодцам – урок!
  • Мать - снежная королева и другие типы матерей.
  • Анализ сказки Спящая Красавица. Белоснежка
  • Амплификация сказки "Снежная королева" в песочном пространстве.
  • Король, королева и принц в одной постели. Кто лишний?
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • Я королева, где же ты, мой король?
  • Ты мой Король, а я - твоя Королева!
  • Король и королева, семейные ценности
  • Созависимость: Королева и её Король-алкоголик.
  • Кай и Королева. Сказка.
  • Женщина. Снежная королева...
  • Относитесь друг к другу, как Король и Королева
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Женщина в семье: королева или рабыня...
  • Королева социальных сетей. К чему приводит сказка?
  • О Королях замолвим слово...Королева или...Шлюха / Кухарка...Быть ли благосостоянию семьи?
  • Снежная королева и Кай. Архетип Великой матери.
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Королева Драмы
  • Королева в каждой из нас
  • Служанка? Принцесса? Королева? Случай из моей жизни.
  • Потому что нельзя быть красивой такой. Психологические ограничения в проявлении собственной красоты



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь