|
Ложь ли сказка? Белоснежка и семь гномовАвтор статьи: Татьяна Крюкова
Вильгельм и Якоб Гримм «Белоснежка и семь гномов» 1812(дополнена в 1854). Действующие лица: Король; Королева – мать(умершая вскоре после рождения дочери); Белоснежка(«прекрасна как ясный день»); Королева – мачеха(вторая супруга короля, «… красавица, но и горда, и высокомерна, и никак не могла потерпеть, чтобы кто-нибудь мог с нею сравнится в красоте»; Псарь; Повар; Семь гномов; Королевич.
Если поразмышлять, то по сюжету сказки перед читателем появляются представители конкретных королевских династий. Король после смерти своей Королевы-супруги на основании общепризнанных и негласных в то время правил имеет право брать в жены женщину с соответствующей родословной. По сути, происходит брак между представителями правящих родов: Король + Королева - мачеха из иной властвующей знатной ветви. Логично отметить, что на протяжении ряда веков «брак по расчету» был доминирующим, следовательно, мотив заключения брака здесь имеет больший прагматичный характер(финансовый аспект- существенное взаимовливание в казну, обеспечение государства Королевой, матерью для имеющейся дочери и будущего продолжения рода). Чувства любви отсутствует, есть холодный, рассудочный расчет, отношения реализуются в модусе «иметь», подобное взаимодействие, как мы дальше можем увидеть, не отличается ни глубиной чувств, ни интенсивностью и содержательностью межличностных контактов супругов. Муж и жена не больше, чем компаньоны по совместному предприятию(браку династий), соответственно, нуждаются они друг в друге до тех пор, пока их взаимодействие считается прибыльным. Образуется новая семья, как малая социальная группа, базирующаяся на супружеском союзе, родственных связях(Король и его дочь - Король и его гипотетический наследник от его второй супруги) и совместное проживание, причем территориальный тип проживания - патрилокальный, поскольку после замужества новоиспеченная Королева переселилась во владения супруга, а так же общее хозяйство и бюджет. По формальному составу семья нуклеарная, функционально неполная, поскольку один из супругов, а в данном случае отец Белоснежки(Король) не выполняет собственные регулярные семейные обязанности, да и совсем как действующая персона отмечается лишь в начале повествования и отстранен от прямого или косвенного участия в происходящем. В свою очередь, мачеха, заменяющая Белоснежке мать, осуществляет родительские(материнские) обязанности безнравственно, некачественно, с тенденцией в девиантное русло. Вообще, характер взаимодействия в семье специфичен как для своего времени, так и для XXI века. Особенность распределения ролей можно охарактеризовать как традиционно авторитарное матриархального типа, поскольку единоличное главенство и авторитет принадлежит женщине – «властительнице». Королева отдает различные наказы, указы и приказы(один из которых Псарю – убить Белоснежку). Власть мачехи безгранична, она контролирует все внутренние процессы и принимает решение за всех окружающих. В этой семье Королева – мачеха – гиперфункционал, а Король-отец напротив – гипофункционал, так как не позиционирует себя как главу государства и семьи, не реализует себя как мужа, мужчину-родителя, не вовлекаясь эмоционально и физически, он дистанцируется и не ориентирован на активность, совсем пассивен. Обращаясь к функциональной структуре данной семьи, виден ее дисбаланс в связи с тем, что: ☐ Репродуктивная функция супругами не реализована. Муж без инициативен, иначе деторождение бы уже произошло, а супруга центрирована на себе и вовсе не допускает мысли о рождении наследника(как вариант, включается защитный механизм в виде страха ухудшить свою внешность[1], боязнь потерять привлекательность и внимание противоположного пола и т.п.); ☐ Сексуально – эротическая функция, предположительно, нарушена, в связи с тем, что она подразумевает полную гармонию с партнером, отожествление его как уникальной и неповторимой личности, а Королева – мачеха, не относится к категории людей, готовых разделить персональную «исключительность» и заботу о ком – то кроме себя. Королева нарциссична, у нее преувеличено чувство собственной значимости. Король – отец, вероятно, мазохистический тип, предпочитающий оставаться молчаливым, невидимым мучеником. При союзе нарциссического партнера с мазохистическим есть большая вероятность безжалостной эксплуатации, подчинения[2] и манипулировании первым второго(Королевой Короля). ☐ Материально – производственная(экономическая) и наряду с ней хозяйственно – бытовая функция имеет большую брешь в виде отсутствия распределения обязанностей, игнорирования потребностей каждого члена семьи. При этом, в гостях у Гномов Белоснежка наводит порядок и уют, вполне возможно, что подобной домовитости и бережливости поспособствовало ее наблюдение за служанками и поваром – единственными людьми, с которыми она могла безбоязненно и свободно(на равных) контактировать. ☐ Воспитательная функция отцом вовсе игнорируется. У мачехи стиль воспитания проявлен в навязчивом стремлении к тотальному надзору за поведением ребенка(какие – либо самостоятельные действия падчерицы наказуемы). Королева изначально старалась вмешаться в сознание Белоснежки – подкосить ее автономность, снизить самооценку. Существенны не только фактические обстоятельства(поверхностное, предвзятое, принижающее достоинство ребенка отношение мачехи), но и внутренний мир(душевные переживания, отсутствие опоры от отца, чувство ненужности и отвергнутости – сильнейшая психологическая травма). ☐ Функция духовного общения не развита. Это особенно очевидно в обращении с падчерицей – любой коммуникативный акт с ней нацелен на то, чтобы ее использовать(заставить принять ядовитый гребень, отравленное яблоко, заколдованный шнурок для избавления), пренебречь, раскритиковать(обесценить ее существование и красоту). В анализе эмоциональной коммуникации превалирует отчаяние и страх со стороны ребенка(отвержения, наказания, смерти) и гнев[3], ненависть, отвращение и зависть от Королевы. Поэтому взаимообогащения как – такового не было, как и создание условий личностного роста. Отношения Белоснежки и Королевы были созависимы, т.е. совместно зависимые – вне свободы, но с большой долей эмоционального насилия, агрессии, борьбы за статус не на жизнь, а на смерть(Мачеха ведь желала остаться единственной безупречной красавицей, убив падчерицу). Как видно, чувство безопасности у Белоснежки не было, ведь мачеха ее находила неоднократно, сочувствия падчерица не получала, в этой связи функция эмоциональной поддержки и принятия не исполнена семьей, однако, отчасти реализована гномами, у которых она нашла приют, поддержку и защиту. ☐ Рекреативная(восстановительная) функция была активирована уже в конце истории, когда со злой мачехой было покончено[4], а Белоснежка обрела друзей – гномов, Королевича – любящего и заботливого супруга. А атмосфера спокойствия, безопасности, эмоционального уюта всегда обеспечивает стабилизацию, восстановление нервно – психического равновесия и гармонизацию личности. На основании рассмотренного, дисфункциональность семьи, в которой проживала Белоснежки очевидна. Нормальная, адекватно развитая, гармонично действующая семья, в противовес описанной, подразумевает дружелюбные, миролюбивые межличностные отношения, теплую эмоциональную привязанность, отсутствие противостояния и конкуренции, эффективное выполнение ролевых обязанностей, демократичное, слаженное управление без узурпации власти[5]. Данный же вариант семейных отношений имеет существенное искажение структуры ролей и значимый перекос во всей семейной организации. Наблюдается неравномерность эмоциональных связей, чрезмерная зависимость членов семьи и обитателей особняка от настроения Королевы, отсутствие взаимоподдержки и взаимопомощи в разрешении проблем. Систематически игнорировались и не удовлетворялись базовые потребности членов семьи, плюс между оными была жестокая конфронтация(Мачеха против падчерицы). Такой тип выделяется в подсистеме дисфункциональных структур семей Д. Олсона как скрытая коалиционная семья. В рамках таких семей происходит объединение(правда, не всегда добровольное) нескольких членов семьи(в данной вариации, Королевой подавлено все окружение и никто не осмелился нарушать ее планы, кроме, Псаря) или единоличное враждебное противостояние с одним из членов семьи. Подобный стиль жизни всей семьи строился на прочно интегрированных неправдоподобных убеждениях, подкрепляемых регулярно каждыми членами семьи. Их представления о взаимодействии и полноценном, гармоничном функционировании искривлены на подсознательном уровне. Делается это неосознанно для поддержания целостности семейной системы, в результате чего образ семьи мифологизируется, идеализируются – вырабатывается стойкая, четкая структура поведения, основанная на принятии деструктивных взаимоотношений как непоколебимого факта и условия существования. Некоторыми из подобных мифов, выраженных в сказке «Белоснежка и семь гномов» является, на мой взгляд, миф о «вырождении мужчин» и, вытекающий из него миф о «маскулинизации женщин»[6]. Особенно они видны на фоне спутанности семейных ролей и отсутствующей дифференциации прав и обязанностей членов семьи: Королева – мачеха, возложила на себя миссию по управлению страной, она и карающий орган власти, и поощряющий, и опекающий. Супруг же Королевы не несет, как оказалось, ответственности ни за страну, ни за благополучие и обеспечение семьи, т.е. он даже на половину не реализует социально – экономический круг действий, предписанный ему историей. Читая сказку, ребенок, словно, губка впитывает в себя сведения и как – бы примеряет их на себя. Истории формируют мировоззрение личности ребенка, которое с годами ограняется и корректируется в соответствии с приобретенным опытом. Язык символов и метафор преобразует человека, подготавливая к принятию решений, преодолению трудностей. Рассмотренные в данной сказке неконструктивные стереотипы межличностного взаимодействия внутри семьи наталкивают на мысль о том, что ознакомляясь с ней, ребенок вынесет определенный жизненный сценарий и отношение, которое, на мой взгляд, может, как негативно сказаться на всей жизни личности, так и позитивно, все зависит от подачи материала и интерпретации. Для кого – то злая мачеха – будущий социальный критик, выказывающий недовольство, подготавливающий к совершенствованию себя, а кто-то, особенно, девочки новую партнершу отца начнут принимать в штыки, сосредотачивая и проецируя на будущую мачеху весь предписанный сказкой негатив. Идентифицируя себя с Белоснежкой, читательницы трансформируют собственную стратегию поведения так, что или пустят энергию в рациональное русло, преображая себя как женщину, мать, хозяйку в ожидании искренней любви и мужчины(Принца), либо начнут вовсе отвергать чувство любви и обесценивать мужскую позицию вовсе, характеризуя противоположный пол как слабую, пассивную фигуру(пешку) в своей жизни. Еще одна альтернатива - тенденция к «жертвенности». Вспомним о Белоснежке – сначала ее пожалел Псарь и не стал убивать, затем семь гномов сжалились над бедной девочкой и дали пристанище, чуть позже Королевич спас ее от вечного сна и злой мачехи. Если посмотреть с этой стороны, то свойства личности читателя могут преобразоваться в предрасположенность становиться жертвой воздействия и манипуляции окружающих людей, жертвой обстоятельств, неосознанно создавая ситуации, вызывающие страдания и «необходимость» отказаться и пренебречь собственными жизненными ценностями и ориентирами. [1] «первая красавица во всей стране» [2] О. Кернберг «Отношения любви: норма и патология», главы 9-10. [3] «ужаснулась королева// сердце от злобы на части разорваться готово» [4] «ее заставили вставить ноги в раскаленные башмаки и до тех пор плясать в них, пока она не грохнулась наземь мертвая». [5] Личко А. Е. (1989). [6] Обозова(1984). #train_of_thoughts Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|