|
Ловушки псевдолюбви на примере сказки Андерсена «Снежная Королева» Заблуждение Кая.Автор статьи: Блищенко Алёна Викторовна
Ловушка №2. Заблуждения Кая. «Идеализация = любовь.» Образ Кая с его ориентацией на ледяную, прекрасную деву и выходом в царство вечного холода кажется мне невероятно иллюстративным в отношении данного заблуждения. Вспомним, о чём повествует читателю бессмертная сказка Андерсена? Снежная Королева по сути своего образа не способна испытывать горячие чувства. Она выбрала Кая из симпатии и расчёта. Свой выбор она чуть позже гениально претворит в жизнь – это верно. Но если оценивать сказку в целом, исходя из анализа типажей, создаётся впечатление крайней органичности сказочного сюжета. Почему конкретный поворот сказки не вызывает сомнения? Предположу следующее: Кай заведомо имел склонность к подобным тандемам. С Гердой он чудесно дружил – это правда, но восхищаться, преклоняться и подчиняться он мог лишь женщине, чей образ был для него недостижимо высок, еле уловим, не доступен, будто из другого пространства. И Снежная Королева своим прохладным величием и возрастным превосходством крайне отвечала этому образу. Всё в этой сказке, так же как в и в человеческих историях, на своих местах, не с бухты-барахты, а по очень веским причинам. И напрасно милая Герда так всполошилась, бросившись на поиски друга. Кай не нуждался в её спасении, он оказался в Снежном царстве по глубинным внутренним склонностям. По сути психологических расстановок сказочного сюжета Снежная Королева – заместитель холодной матери подрастающего юноши, чьей любви в детском возрасте мальчик (судя по всему) был многократно лишён и чьё одобрение он надеялся заслужить в опосредованной форме взрослых взаимоотношений с женщиной. Застывшая мерзлота – олицетворение его душевной потерянности. Кай согреется, если холодная «мать» приблизит его к себе. Парадокс заключается в том, что холодная дева не способна источать теплое принятие, лишь некоторое, дистантное сближение. Речь в данном случае о феномене ретравматизации: когда человек, не проработав внутренние проблемы, бессознательно воссоздаёт психотравмирующие обстоятельства детства, с ложной надеждой сыграть сюжет по-другому – результат тем не менее повторяется, так как вовлечённые в сюжет люди играют его по свойственным им законам. Но мы слегка отошли от темы… Вдумайтесь: мог ли Кай, лишённый материнской любви, испытывать к кому-либо настоящие чувства? Вряд ли, верно… Как же охарактеризовать то, что влекло его к холодной избраннице?!... Восхищение, идеализация, которые мальчик наивно принял за любовь, но которые подлинной любовью не являются. Давайте разберём два понятия… Идеализация и любовь. В чём схожесть и отличие этих определений? Я отвечу. Идеализация – не что иное, как первая (к слову, вовсе не обязательная) стадия отношений возлюбленных, иными словами крайняя степень влюблённости. Синоним идеализации – обожествление, лакировка. Идеализированный партнёр видится влюблённому в совершенной, нереальной представленности. И, соответственно, додумывается, дорисовывается влюблённым. Таится ли опасность в таком отношении? Безусловно! Помните библейское: «Не возведи себе кумира»? Мудрый афоризм именно об этом – идеализации, обожествлении кого либо. Люди – такие, какие есть – живые, несовершенные, из своего «хорошего» и «плохого», по другому не бывает. И любовь в этом случае более зрячая единица: любовь не приписывает, любовь знает, но принимает безусловно – таким, какой есть, готовая как к добрым открытиям, так и к возможным разочарованиям близости. Идеализация же, рано или поздно столкнувшись с несовершенством придуманного ею образа, не простит его партнёру и уйдёт в другую крайность отношений – тотальное обесценивание – партнёра, отношений, жизни вообще. Вот она ловушка идеализации – застывшее ледяное пространство, в котором нет ничего: ни очарования, ни надежд, ни просветлений, ни движения сердца – только вечная мерзлота. А теперь спросим себя: способна ли Герда вытащить Кая из ледяного царства его души? Говоря откровенно, это очень сомнительно. Присмотритесь внимательней: девочка сущностно не монтируется в снежное измерение Кая. Сформировавшиеся герои – люди разных, не совместимых пространств. Думаю, достигнув пределов Кая и хорошенько присмотревшись к нему, Герда, наконец, осознает, что так и не нашла своего потерянного героя или, быть может, по-своему его сочинила… Но это уже совсем другая история… Продолжение следует... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|