Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева.

Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

Пётр Чаадаев

Андерсен всегда обижался и горячо протестовал, когда его называли «детским писателем», он справедливо полагал, что человек в любом возрасте может интересоваться сказками, каждый раз постигая для себя новые смыслы.

Как и другие сказки Андерсена, «Снежная королева» -  многослойное, многоуровневое произведение. Фольклорная основа «Снежной королевы» — древние языческие мифы о потустороннем мире и посмертной жизни души. Герда отправляется в Мир Мёртвых за душой Кая, украденной Духом Смерти. Это архетипический сюжет. 

Не детский взгляд на детскую сказку Снежная королева

Маленький Андерсен, как и сказочный Кай, много времени проводил с соседской девочкой, которую ласково называл сестричкой, она была первой слушательницей его сказок. Возможно, что именно эта девочка стала прообразом маленькой Герды. И именно в ней воплотился образ заботливой, преданной, оберегающей женщины, похожей на идеальную мать.

А. Штерн [9] считает, что имя главному герою дано не случайно:

«Его инициация записана в вечности задолго до его рождения, она предопределена его неслучайным именем - Кай. Руна "Ка" - человек с поднятыми руками, подбрасывающий вверх солнце символ воскресшего из мёртвых (незнающих, профанов), инициированного, возродившегося к весенней жизни, к Новому циклу; архетип адепта, "нового человека"». 

Резникова К.В.  [5] отмечает, что имя Герда созвучно имени Герта, так звали одну из женщин, которая способствовала переселению жителей с обжитых, но атакуемых врагами земель, в новые:

«собственно, по ее имени новая земля и получила наименование Гертмания (Германия)». 

Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма - Снежная королева, владычица над зимой и смертью. Этот образ часто встречается в скандинавском фольклоре и шаманских мифах. Когда умирал отец Ханса Кристиана, его последними словами были: «вот идет Ледяная Дева, и она пришла ко мне».

В начале сказки мы узнаем, что ученики тролля разбили его волшебное зеркало, осколки которого разлетелись по всему свету.

Один осколок попал Каю в сердце, отчего «сердце превратилось в кусок льда», второй осколок попал Каю в глаз. По мнению Т.Василец[3], в сказке о Снежной Королеве представлен подростковый этап становления мужественности, когда мальчик может быть грубым и безжалостным. «Сердце, как будто превращенное в кусок льда» - такое безэмоциональное поведение характерно для подростков, боясь показать свою ранимость, они стремятся спрятать эмоции, подменяя их рациональным отношением к миру.

Второй осколок попал Каю в глаз: «Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны». Т.Василец [3] пишет:

«На ранних этапах созревания мужское начало еще «слепо»…, то есть недостаточно осознает, не видит само себя». 

В составе нашей личности, как полагают Белова М., Бисенова Л.[2], есть трикстер-тролль:

«как и всякий трикстер, он появляется в тот момент, когда в психике возникает застой, он переворачивает всё с ног на голову, заставляет всё видеть в другом свете». 

В периоды кризисов мы чувствуем себя так, как будто осколки дьявольского зеркала пронзили наше тело, поведение может меняться до неузнаваемости.

Раненный осколками зеркала Кай начинает проявлять к окружающим неуважение и гордыню, затем тщеславие и переоценка своих возможностей приводят к тому, что Кай привязывает свои сани к самым большим и быстрым, великолепным саням, которые принадлежат Снежной Королеве, и Снежная Королева уносит его в свое царство. 



Попавшего в царство Снежной королевы Кая, родные считают погибшим. «порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом».

Герда отправляется искать Кая, надев новые красные башмачки. Судакова Ю.[7] в статье «Женские инициации: посвящение в силу» пишет:

«Первая инициация - это время, когда к девочке первый раз приходят месячные. Во многих культурах этот день отмечался особым образом, ибо девочка переходила из состояния ребенка в состояние девушки… Инициация очень важна в этот период, так как она разрывает связь с детскими энергиями, и девушка включается в новый, более мощный энергетический эгрегор, она обретает новую силу» и далее «Для многих женщин месячные — это ненавистное время, которое ассоциируется с чем-то грязным и с болью — это значит нет принятия сексуальности, нет понимания своей силы». 



Герда пытается отдать башмачки реке, пугаясь своей сексуальности, и стремясь отказаться от неё, но, вернуть Кая таким способом не получается. Затем Герда в лодке «несется по течению реки», что может символизировать движение по «реке жизни». И вот она

«приплыла к большому вишневому саду, в котором приютился домик с цветными стеклами в окошках и соломенной крышей».

В мифологии переправа через реку означает переход в Иной Мир. Считается, что уход по течению реки приносит забвение.

В некоторых российских деревнях до сих пор запрещено говорить: «пойти за водой», эти слова воспринимаются как «уйти в иной мир, к мертвым, по течению реки» принять говорить: «пойти по воду».

Там, куда приплыла Герда «нигде не было видно ни одной человеческой души» и «у дверей стояли два деревянных солдата», то есть, даже стражники неживые. «Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка». Она напоминает Бабу Ягу, встречающую героиню на границе Мира Живых и Мира Мёртвых. Эту главу Андерсен назвал «ЦВЕТНИК ЖЕНЩИНЫ, УМЕВШЕЙ КОЛДОВАТЬ», подчеркивая в названии главы колдовскую силу старушки.



Герда «спросила старуху, не видала ли она Кая. Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что девочке пока не о чем горевать». Вероятно, она имела в виду, что пока Кай находится в Мире Живых, хотя обязательно когда-нибудь окажется в Мире Мертвых. Старуха «заперла дверь на ключ», кормила Герду спелыми вишнями и «позволяла играть на солнышке». Гребень в сказках часто символизирует потерю памяти. Колдунье «очень захотелось оставить у себя Герду», она «расчесывала ей волосы золотым гребешком» и «чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая». Состояние, в котором Герда находится у старушки — регрессивное, напоминающее пребывание в лоне матери. Это состояние естественно возникает при взрослении, так как психика стремится вернуться к тому, что для нее является безопасным и привычным.

Белова М., Бисенова Л. [2] пишут, что

«в регрессивном состоянии женщина не осознает ни свою чувственность, ни сексуальность, ни желания, пряча их глубоко в Бессознательном, отказываясь от них, как от красных башмачков. Рано или поздно женщина или девочка почувствует неудовлетворенность этим состоянием, и, как Герда, она заплачет, и её сексуальность и желания, её знание того, что ей нужен именно Кай, выйдут на поверхность. Она начнёт спрашивать у тех, кто её окружает, как же его найти». 

Отдыхая у колдуньи, Герда набирается сил, в ней проявляется естественное стремление к развитию. По мнению Беловой М., Бисеновой Л.[2]:

«Если девочка удачно прошла этот этап, осознала его плюсы и минусы, она научается пользоваться своим умением отдыхать в мире грез, книг, фантазий». 

Герда убегает от колдуньи и встречает ворона, между ними происходит следующий диалог:

«- Вот если бы ты понимала по-вороньи, я рассказал бы тебе обо всем куда лучше.

- Нет, этому меня не учили! – сказала Герда. – Бабушка – та понимает! Хорошо бы и мне уметь!»

Однако, Герда отлично находит взаимопонимание с вороном, что помогает ей осознать в себе умения бабушки, что делает Герду еще немного взрослее. С помощью ворона Герде попадает во дворец, а также знакомится с Принцем и Принцессой.

«Девочка могла жить да поживать во дворце припеваючи, но она прогостила всего несколько дней и стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, – она опять хотела пуститься разыскивать по белу свету своего названого братца. Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала золотая карета с сияющими, как звезды, гербами принца и принцессы; у кучера, лакеев и форейторов – ей дали и форейторов – красовались на головах маленькие золотые короны. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути».

Герда снова отправляется в путь. Однако, «карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам».

От гибели Герду спасла маленькая разбойница, которая символизирует женщину-амазонку, воительницу. Такая часть личности - внутренняя амазонка в небольшом количестве может быть очень полезна для личности женщины. Но, когда ее много, она способна разрушить все вокруг.

Maленькая разбойница держит взаперти живых зверей и пугает их. У нее есть любимый Олень, который с восторгом говорит о царстве Снежной королевы: «там вечный снег и лед, чудо как хорошо!» и «Там я родился и вырос, там прыгал по снежным равнинам!»

Олень у северных народов считается одним из главных магических животных Например, у саамов олень является необходимым спутником шамана в Мир Мёртвых. Маленькая разбойница «отерла слезы Герде» и отпустила ее, отдав девочке своего любимого оленя, чтобы он доставил Герду в царство Снежной королевы.

«Северный олень подпрыгнул от радости. Маленькая разбойница посадила на него Герду, крепко привязала ее, ради осторожности, и подсунула под нее мягкую подушечку, чтобы ей удобнее было сидеть.

- Так и быть, – сказала она затем, – возьми назад свои меховые сапожки – будет ведь холодно! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша! Но мерзнуть я тебе не дам; вот огромные матушкины рукавицы, они дойдут тебе до самых локтей! Сунь в них руки!» и «Вот тебе еще два хлеба и окорок!»



Еще долго путешествует Герда, постепенно слабея, но северные жители – Лапландка и Финка поддерживают ее.  Лапландка согрела Герду, покормила и напоила,

«написала пару слов на сушеной треске для Финки, велела Герде хорошенько беречь ее, потом привязала девочку к спине оленя, и тот снова помчался».

А потом Герда встретилась с финкой, которая дала указание оленю:

«В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно!»

Царство Снежной королевы – холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега – воплощение самой смерти. Солнце — символизирует жизнь, оно не проникает в загробный мир, ледяные залы Снежной королевы освещаются не солнцем, а северным сиянием, следовательно, герой, попавший туда — умерший.

«Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады». «Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, – слово «вечность».

Кай хотел постичь мир, не понимая, что это невозможно сделать без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным, разумом.

Хлюпин В.в статье «Зловещее очарование туфельки» пишет:

«У детей, воспитанных в невротически-стерильной среде возникает риск атрофии инстинкта выживания, утрачивания психологической гибкости, и, если это случается, они превращаются, что называется, в вечных детей (puer aeternus), вечных студентов и т.д. Личность застывает, цепенеет в своем развитии, меняются только персоны. Прилагательное "вечный" в этом смысле имеет значение консервативный, неизменный. В семейном мифе таких детей всегда можно обнаружить "замороженных" родителей, Снежного короля-отца или Снежную королеву-мать».

 Похожую мысль излагает и Т.Василец[ 3]:

«Злой Тролль, разбивший волшебное зеркало, и Снежная Королева — отражение негативных аспектов отца и матери». 

Возвращаемся к сказке, Герда нашла Кая, но

«Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный, словно неживой», тогда Герда «заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела:

Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа.

Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался».

Осколки дьявольского зеркала удаляются в обратном порядке, сначала  — из сердца, затем – из глаза. Сначала исцеляется эмоциональная сфера - восстанавливается способность испытывать и высказывать истинные чувства, затем - способность «видеть» и «узнавать» других. Для выздоравливающей психики сначала восстанавливается внутренний мир, а потом — внешний. И при этом возникает полноценное ощущение себя и мира.

Герда так радовалась, что

«даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева; сложив его, он мог сделаться сам себе господином, да еще получить от нее в дар весь свет и пару новых коньков».

У Кая было задание, данное Снежной королевой, которое он должен был выполнить. Сложив слово - ВЕЧНОСТЬ, Кай становится «сам себе господин». Еще он должен был получить коньки, которые можно рассматривать, как символ превосходства человека над льдом. Коньки Кай не получил. Но, встреча с Гердой не только избавила Кая от осколков зеркала, но и привела к тому, что задание, данное Снежной Королевой, выполнилось само собой, так как при соединении разума, представленного Каем и эмоций, воплощенных в Герде, человек становится целостным, и все поставленные им цели становятся легко достижимыми. И слово «ВЕЧНОСТЬ» стало означать не вечную смерть, а вечную жизнь, спасение.

Когда Кай и Герда вернулись домой,

«Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»

Вечность - это начало без конца. Для Андерсена очень важно, чтобы человек, став взрослым, оставался в душе ребёнком, сохранил веру в Бога. Он полагал, что если человек забыва­ет о Боге, увлекается суетой мира, то в вечности он обрекает себя на страдания и мучения.

Финка сказала о Герде: 

Сила – в ее милом, невинном детском сердечке».

Герда ведет себя как ребенок, она открыто проявляет чувства. Открытое проявление чувств – признак психологически здоровой личности. Она живет полной жизнью, потому что жить – это чувствовать. Чувствовать и проявлять всю палитру эмоций, например, таких, как радость, печаль, счастье и боль. 

Рационализму Герда противопоставляет простоту и веру. При этом Герда - уверенный в себе человек. Она знает, чего хочет, может говорить о своих желаниях, ставить цели и достигать их.

 Она разрешает себе и поныть:

«Ай, я без теплых сапог! Ай, я без рукавиц! – закричала Герда, очутившись на морозе»,

потому что сапоги и рукавицы остались у Финки.

Когда ей было страшно и грустно, Герда плакала, например, когда лодка вместе с ней отошла от берега, Герда «ужасно испугалась и принялась плакать и кричать»;

 она плакала, поняв, что в цветнике нет горячо любимых ею роз;

плакала, когда расставалась с принцем, принцессой и воронами;

плакала, когда на нее напали разбойники;

«смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами»;

Герда заплакала, когда нашла Кая, а «он сидел … неподвижный и холодный». Может сложиться впечатление, что Герда слишком часто плачет, но, также искренне она проявляет и другие чувства, например,

«Герда прыгала от радости»

в красивом цветнике колдуньи; когда Кай

«узнал Герду … радость была такая, что даже льдины пустились в пляс».

Для Герды характерно проявлять свои чувства через поцелуи, так, она

«принялась целовать розы, выросшие на месте ее слез в цветнике старушки»;

«чуть не задушила ворона поцелуями»;

«поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зацвели розами, поцеловала его в глаза, и они заблистали, как ее глаза; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым».



Герда говорит о своих желаниях. Когда ей что – то нужно, просит, например, у принца и принцессы она попросила: «чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков», и получала значительно больше, чем ожидала.

Она не забывает сказать: «Спасибо!» каждому, кто помогает ей, и проявляет уважение даже к вороне, перед которой «Герда присела и поклонилась».

Неудивительно, что Герда стремилась к Каю, ее желание подогревали реальные приятные воспоминания: Герда и Кай жили в мире гармонии, покоя и уюта, они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, Герда пела Каю, а он ей подпевал, они устраивали веселые игры, а

«Как он улыбался ей, когда они, бывало, сидели рядышком под кустами роз!»

На протяжении всей сказки Герда ни разу не вспомнила Кая недобрым словом, несмотря на то, что в последнее время он был злым, насмешливым, надменным. Она умеет концентрировать внимание на хорошем. «О Кай, мой милый Кай…» – твердит девочка. Герда верит в то, что Кай ею любит:

«Только бы Кай услышал, что я тут, сейчас бы прибежал за мною!»

И у нее есть основания верить в него и гордиться им. У Кая много положительных качеств. Например, Кай стремился защитить Герду от Снежной королевы, Андерсен пишет, что в круглом отверстии на замерзшем стекле «выглядывал веселый, ласковый … мальчик», когда ворон рассказывал о принце, который «держался очень свободно и мило», Герда узнала в нем известные ей качества Кая; привлекательна и тяга Кая к знаниям, он умел считать, и знал много информации о различных странах.

Таким образом, мы видим, что положительный образ Кая – это не фантазии Герды, а реальность.



Герда -  сильная духом девушка, она не боится терять, не боится сталкиваться с трудностями. Она способна получать удовольствие от своей силы и слабости одновременно. У нее большое и доброе сердце, она может сострадать и сочувствовать, прощать слабости. Девушка, похожая на Герду, всегда знает, чего она хочет от жизни, и делает реальные шаги для достижения этих целей.  А ее теплое и доброе сердце способно любить и себя, и других.

 

Литература:

  1. Андерсен Г.Х. Снежная королева.
  2. Белова М., Бисенова Л. Женская инициация. Мама и счастье в личной жизни (по сказке "Снежная королева").
  3. Василец Т. Мужчина и Женщина — тайна сакрального брака. 
  4. Любимов П. "ЛЕДЯНАЯ ИГРА РАЗУМА" или КАК СЛОЖИТЬ СЛОВО "ВЕЧНОСТЬ"
  5. Резникова К.В.  «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СЕВЕРНОГО МИФА «ХРОНИКА УРА ЛАНДА»
  6. Самадуров.М.«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕРОЕВ СКАЗКИ.
  7. Судакова Ю. Женские инициации: посвящение в силу.
  8. Шаманка Голда. Про Снежную Королеву.
  9. Штерн А. "СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА" И ПРОБЛЕМЫ ИНИЦИАЦИИ.

 

 

Анализ любимых сказок:

 Золушка или на первом месте у женщины – ее муж

Символика туфельки в сказке.

История Золушки или как удачно выйти замуж.

Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.

Дюймовочка: путь от фантазий к реальности.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2

Красавица, чудовище и отделение от родителей.

Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики.

Вы похожи на Красную Шапочку?

Ужасные сказки для детей.

Вот она какая, сказка непростая.

 



Просмотров: 604
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Герда, Маленькая разбойница или Снежная Королева?
  • Тебе, маленькая Герда
  • "У меня нет чувств, я как Снежная Королева из сказки..."
  • Амплификация сказки "Снежная королева" в песочном пространстве.
  • Ловушки псевдолюбви на примере сказки «Снежная Королева». История Герды. Любовь или зависимость?
  • Ловушки псевдолюбви на примере сказки Андерсена «Снежная Королева» Заблуждение Кая.
  • Ловушки псевдолюбви и их последствия на примере сказки Андерсена «Снежная королева». Ловушка №1.
  • Тайна "снежной королевы"
  • Психоанализ сказки «Снежная королева»
  • Если мать-королева... Снежная королева
  • Мать - снежная королева и другие типы матерей.
  • Сказка для Снежной Королевы
  • «В плену у Снежной Королевы». Мать и дочь. Долгая дорога к дому.
  • Дочь Снежной Королевы.
  • Снежная королева и Кай. Архетип Великой матери.
  • Женщина. Снежная королева...
  • Про Герду. Путь и жизнь в чарующем цветнике.
  • Снежная королева, встреча первая.
  • Снежная королева, 2-я встреча
  • Снежная королева, 3-я встреча
  • Кто Ты, Снежная Королева?
  • Снежная королева
  • Снежная королева.
  • Аллегории одной сессии. Снежная Королева.
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Как таяла снежная королева
  • Несказочные истории: Снежная Королева
  • Весна. Снежная королева не желает оттаивать!
  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь