|
Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева.Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
Андерсен всегда обижался и горячо протестовал, когда его называли «детским писателем», он справедливо полагал, что человек в любом возрасте может интересоваться сказками, каждый раз постигая для себя новые смыслы. Как и другие сказки Андерсена, «Снежная королева» - многослойное, многоуровневое произведение. Фольклорная основа «Снежной королевы» — древние языческие мифы о потустороннем мире и посмертной жизни души. Герда отправляется в Мир Мёртвых за душой Кая, украденной Духом Смерти. Это архетипический сюжет. Маленький Андерсен, как и сказочный Кай, много времени проводил с соседской девочкой, которую ласково называл сестричкой, она была первой слушательницей его сказок. Возможно, что именно эта девочка стала прообразом маленькой Герды. И именно в ней воплотился образ заботливой, преданной, оберегающей женщины, похожей на идеальную мать. А. Штерн [9] считает, что имя главному герою дано не случайно:
Резникова К.В. [5] отмечает, что имя Герда созвучно имени Герта, так звали одну из женщин, которая способствовала переселению жителей с обжитых, но атакуемых врагами земель, в новые:
Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма - Снежная королева, владычица над зимой и смертью. Этот образ часто встречается в скандинавском фольклоре и шаманских мифах. Когда умирал отец Ханса Кристиана, его последними словами были: «вот идет Ледяная Дева, и она пришла ко мне». В начале сказки мы узнаем, что ученики тролля разбили его волшебное зеркало, осколки которого разлетелись по всему свету. Один осколок попал Каю в сердце, отчего «сердце превратилось в кусок льда», второй осколок попал Каю в глаз. По мнению Т.Василец[3], в сказке о Снежной Королеве представлен подростковый этап становления мужественности, когда мальчик может быть грубым и безжалостным. «Сердце, как будто превращенное в кусок льда» - такое безэмоциональное поведение характерно для подростков, боясь показать свою ранимость, они стремятся спрятать эмоции, подменяя их рациональным отношением к миру. Второй осколок попал Каю в глаз: «Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны». Т.Василец [3] пишет:
В составе нашей личности, как полагают Белова М., Бисенова Л.[2], есть трикстер-тролль:
В периоды кризисов мы чувствуем себя так, как будто осколки дьявольского зеркала пронзили наше тело, поведение может меняться до неузнаваемости. Раненный осколками зеркала Кай начинает проявлять к окружающим неуважение и гордыню, затем тщеславие и переоценка своих возможностей приводят к тому, что Кай привязывает свои сани к самым большим и быстрым, великолепным саням, которые принадлежат Снежной Королеве, и Снежная Королева уносит его в свое царство. Попавшего в царство Снежной королевы Кая, родные считают погибшим. «порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом». Герда отправляется искать Кая, надев новые красные башмачки. Судакова Ю.[7] в статье «Женские инициации: посвящение в силу» пишет:
Герда пытается отдать башмачки реке, пугаясь своей сексуальности, и стремясь отказаться от неё, но, вернуть Кая таким способом не получается. Затем Герда в лодке «несется по течению реки», что может символизировать движение по «реке жизни». И вот она
В мифологии переправа через реку означает переход в Иной Мир. Считается, что уход по течению реки приносит забвение. В некоторых российских деревнях до сих пор запрещено говорить: «пойти за водой», эти слова воспринимаются как «уйти в иной мир, к мертвым, по течению реки» принять говорить: «пойти по воду». Там, куда приплыла Герда «нигде не было видно ни одной человеческой души» и «у дверей стояли два деревянных солдата», то есть, даже стражники неживые. «Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка». Она напоминает Бабу Ягу, встречающую героиню на границе Мира Живых и Мира Мёртвых. Эту главу Андерсен назвал «ЦВЕТНИК ЖЕНЩИНЫ, УМЕВШЕЙ КОЛДОВАТЬ», подчеркивая в названии главы колдовскую силу старушки. Герда «спросила старуху, не видала ли она Кая. Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что девочке пока не о чем горевать». Вероятно, она имела в виду, что пока Кай находится в Мире Живых, хотя обязательно когда-нибудь окажется в Мире Мертвых. Старуха «заперла дверь на ключ», кормила Герду спелыми вишнями и «позволяла играть на солнышке». Гребень в сказках часто символизирует потерю памяти. Колдунье «очень захотелось оставить у себя Герду», она «расчесывала ей волосы золотым гребешком» и «чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая». Состояние, в котором Герда находится у старушки — регрессивное, напоминающее пребывание в лоне матери. Это состояние естественно возникает при взрослении, так как психика стремится вернуться к тому, что для нее является безопасным и привычным. Белова М., Бисенова Л. [2] пишут, что
Отдыхая у колдуньи, Герда набирается сил, в ней проявляется естественное стремление к развитию. По мнению Беловой М., Бисеновой Л.[2]:
Герда убегает от колдуньи и встречает ворона, между ними происходит следующий диалог:
Однако, Герда отлично находит взаимопонимание с вороном, что помогает ей осознать в себе умения бабушки, что делает Герду еще немного взрослее. С помощью ворона Герде попадает во дворец, а также знакомится с Принцем и Принцессой.
Герда снова отправляется в путь. Однако, «карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам». От гибели Герду спасла маленькая разбойница, которая символизирует женщину-амазонку, воительницу. Такая часть личности - внутренняя амазонка в небольшом количестве может быть очень полезна для личности женщины. Но, когда ее много, она способна разрушить все вокруг. Maленькая разбойница держит взаперти живых зверей и пугает их. У нее есть любимый Олень, который с восторгом говорит о царстве Снежной королевы: «там вечный снег и лед, чудо как хорошо!» и «Там я родился и вырос, там прыгал по снежным равнинам!» Олень у северных народов считается одним из главных магических животных Например, у саамов олень является необходимым спутником шамана в Мир Мёртвых. Маленькая разбойница «отерла слезы Герде» и отпустила ее, отдав девочке своего любимого оленя, чтобы он доставил Герду в царство Снежной королевы.
Еще долго путешествует Герда, постепенно слабея, но северные жители – Лапландка и Финка поддерживают ее. Лапландка согрела Герду, покормила и напоила,
А потом Герда встретилась с финкой, которая дала указание оленю:
Царство Снежной королевы – холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега – воплощение самой смерти. Солнце — символизирует жизнь, оно не проникает в загробный мир, ледяные залы Снежной королевы освещаются не солнцем, а северным сиянием, следовательно, герой, попавший туда — умерший.
Кай хотел постичь мир, не понимая, что это невозможно сделать без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным, разумом. Хлюпин В.в статье «Зловещее очарование туфельки» пишет:
Похожую мысль излагает и Т.Василец[ 3]:
Возвращаемся к сказке, Герда нашла Кая, но
Осколки дьявольского зеркала удаляются в обратном порядке, сначала — из сердца, затем – из глаза. Сначала исцеляется эмоциональная сфера - восстанавливается способность испытывать и высказывать истинные чувства, затем - способность «видеть» и «узнавать» других. Для выздоравливающей психики сначала восстанавливается внутренний мир, а потом — внешний. И при этом возникает полноценное ощущение себя и мира. Герда так радовалась, что
У Кая было задание, данное Снежной королевой, которое он должен был выполнить. Сложив слово - ВЕЧНОСТЬ, Кай становится «сам себе господин». Еще он должен был получить коньки, которые можно рассматривать, как символ превосходства человека над льдом. Коньки Кай не получил. Но, встреча с Гердой не только избавила Кая от осколков зеркала, но и привела к тому, что задание, данное Снежной Королевой, выполнилось само собой, так как при соединении разума, представленного Каем и эмоций, воплощенных в Герде, человек становится целостным, и все поставленные им цели становятся легко достижимыми. И слово «ВЕЧНОСТЬ» стало означать не вечную смерть, а вечную жизнь, спасение. Когда Кай и Герда вернулись домой,
Вечность - это начало без конца. Для Андерсена очень важно, чтобы человек, став взрослым, оставался в душе ребёнком, сохранил веру в Бога. Он полагал, что если человек забывает о Боге, увлекается суетой мира, то в вечности он обрекает себя на страдания и мучения. Финка сказала о Герде:
Герда ведет себя как ребенок, она открыто проявляет чувства. Открытое проявление чувств – признак психологически здоровой личности. Она живет полной жизнью, потому что жить – это чувствовать. Чувствовать и проявлять всю палитру эмоций, например, таких, как радость, печаль, счастье и боль. Рационализму Герда противопоставляет простоту и веру. При этом Герда - уверенный в себе человек. Она знает, чего хочет, может говорить о своих желаниях, ставить цели и достигать их. Она разрешает себе и поныть:
потому что сапоги и рукавицы остались у Финки. Когда ей было страшно и грустно, Герда плакала, например, когда лодка вместе с ней отошла от берега, Герда «ужасно испугалась и принялась плакать и кричать»; она плакала, поняв, что в цветнике нет горячо любимых ею роз; плакала, когда расставалась с принцем, принцессой и воронами; плакала, когда на нее напали разбойники;
Герда заплакала, когда нашла Кая, а «он сидел … неподвижный и холодный». Может сложиться впечатление, что Герда слишком часто плачет, но, также искренне она проявляет и другие чувства, например,
в красивом цветнике колдуньи; когда Кай
Для Герды характерно проявлять свои чувства через поцелуи, так, она
Герда говорит о своих желаниях. Когда ей что – то нужно, просит, например, у принца и принцессы она попросила: «чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков», и получала значительно больше, чем ожидала. Она не забывает сказать: «Спасибо!» каждому, кто помогает ей, и проявляет уважение даже к вороне, перед которой «Герда присела и поклонилась». Неудивительно, что Герда стремилась к Каю, ее желание подогревали реальные приятные воспоминания: Герда и Кай жили в мире гармонии, покоя и уюта, они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, Герда пела Каю, а он ей подпевал, они устраивали веселые игры, а
На протяжении всей сказки Герда ни разу не вспомнила Кая недобрым словом, несмотря на то, что в последнее время он был злым, насмешливым, надменным. Она умеет концентрировать внимание на хорошем. «О Кай, мой милый Кай…» – твердит девочка. Герда верит в то, что Кай ею любит:
И у нее есть основания верить в него и гордиться им. У Кая много положительных качеств. Например, Кай стремился защитить Герду от Снежной королевы, Андерсен пишет, что в круглом отверстии на замерзшем стекле «выглядывал веселый, ласковый … мальчик», когда ворон рассказывал о принце, который «держался очень свободно и мило», Герда узнала в нем известные ей качества Кая; привлекательна и тяга Кая к знаниям, он умел считать, и знал много информации о различных странах. Таким образом, мы видим, что положительный образ Кая – это не фантазии Герды, а реальность. Герда - сильная духом девушка, она не боится терять, не боится сталкиваться с трудностями. Она способна получать удовольствие от своей силы и слабости одновременно. У нее большое и доброе сердце, она может сострадать и сочувствовать, прощать слабости. Девушка, похожая на Герду, всегда знает, чего она хочет от жизни, и делает реальные шаги для достижения этих целей. А ее теплое и доброе сердце способно любить и себя, и других.
Литература:
Анализ любимых сказок: Золушка или на первом месте у женщины – ее муж Символика туфельки в сказке. История Золушки или как удачно выйти замуж. Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики. Дюймовочка: путь от фантазий к реальности. Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2 Красавица, чудовище и отделение от родителей. Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики. Вы похожи на Красную Шапочку? Ужасные сказки для детей. Вот она какая, сказка непростая.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|