|
Хорошо сдать ЕГЭ: инструкция для родителей выпускниковАвтор статьи: Буровихина Ирина Александровна
ЕГЭ как важный итоговый экзамен вызывает волнение и тревогу не только у выпускников, но и у родителей. Взрослым хочется, чтобы ребенок сдал его как можно лучше, проявил ответственность, показал все свои способности. И из этих справедливых и положительных намерений мы как родители начинаем давить на ребенка, заставлять, стращать, стараться все взять под свой контроль. Но часто встречаем сопротивление: "Я сам разберусь, я сам знаю, что делать, не лезь, это мой экзамен!" И родителю становится еще тревожнее, появляется чувство обиды и бессилия, неспособности повлиять на ситуацию. Хотим помочь но не можем. Реальность такова, что ваш ребенок уже не ребенок, он не пятиклассник, которого можно заставить заниматься, посадить, все проконтролировать. Он уже юноша (или девушка), для которого самое главное - ощущение независимости и самостоятельности. Это почти взрослый человек. И с ним очень трудно взаимодействовать, если мы как родители занимаем позицию сверху: оценщика и контролера ("Ты опять ничего не учишь!", "Ты провалишь свой экзамен и пойдешь подметать улицы!", "Сколько ты выучил сегодня?!"…) Или занимаем позицию снизу: все стараемся сделать за него и везде подстелить соломки. С подростком, выпускником возможно наладить хорошие отношения только если родитель занимает позицию рядом, на равных ("Это действительно твоя жизнь и твой экзамен, но я очень беспокоюсь за тебя и мне хочется поддержать и помочь тебе"). Именно при таких отношениях, в которых мы как родители рассматриваем своего ребенка как взрослого, самостоятельного, способного на многое, мы можем действительно быть услышанным, стать для него помощником при подготовке к экзамену. Чем именно может помочь родитель при подготовке к ЕГЭ? Успешный балл на экзамене зависит от трех составляющих:
И если 1 и 2 преимущественно прорабатываются в школе, с репетитором и родитель мало может влиять на них (тем более сейчас - когда экзамен через 2 недели), то в психологическую устойчивость своего выпускника вклад родителя значим и важен. Научные исследования доказали, что эмоциональная неустойчивость (уровень стресса, волнения, тревоги) во многом зависит от того, как человек оценивает ситуацию. Например, в одном любопытном эксперименте взрослым показывали небольшой фильм о том, как в африканском племени юношам делают ритуальную хирургическую операцию на половых органах. Если видео сопровождалось комментариями вроде "какой ужас и кошмар! какую дикость позволяют себе эти аборигены", то уровень стресса после просмотра был очень высок. А у взрослых, которым во время просмотра говорили "все в порядке, это обычная, маленькая, стандартная процедура, к которой жители племени относятся с уважением и спокойствием", стресса не возникало совсем. То есть, как осмыслишь ситуацию, так и переживешь ее - как что-то типичное или как нечто устрашающее. И этот пример показывает, как важно то, как родитель сам оценивает ЕГЭ. Будучи близким и значимым для подростка человеком, он может либо передать ему ровный, спокойный настрой, либо "заразить" волнением и тревогой. ЕГЭ полезно обсуждать дома на языке фактов, а не эмоций: это стандартная процедура, контроль знаний, форма выпускных испытаний, вместо того, чтобы трагедизировать, представлять его как судьбоносное, малоизвестное и сверхсложное мероприятие. Переоцените ситуацию, пресекайте и сами не допускайте ненужных разговоров об ужасах и несправедливостях ЕГЭ, концентрируйте энергию своего выпускника на том, как можно эффективно преодолеть эти трудности. Очень важна в успешном преодолении ЕГЭ эмоциональная поддержка. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Отмечайте малейшие успехи ребенка, говорите ему о его сильных сторонах. Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность ошибок. Все получится! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|