"Это страшное слово - экзамен"

Автор статьи: Юлия Бокачёва

Это страшное слово «ЭКЗАМЕН»...

Выпускникам, абитуриентам и их родителям

 

Пора экзаменов – время нелегкое и для тех, кто эти экзамены сдает, и для их ближайшего окружения. Попробуем разобраться, в чем состоят основные сложности процесса подготовки и сдачи экзаменов и как сделать так, чтобы не растратить в это время слишком много энергии и нервов.

 

Экзамен – это всегда проверка и оценка. Придуман он для того, чтобы проверять знания и их же уровень оценивать. Но частенько экзамен превращается в проверку на эмоциональную устойчивость. Ведь по идее – что нужно сделать, чтобы не волноваться перед экзаменом? Хорошо подготовиться! Однако этого бывает недостаточно! И хорошо подготовленные школьники или студенты в большинстве своем волнуются, переживают, а иногда и вообще «впадают в ступор» и не могут продемонстрировать свою компетентность. Почему так происходит? Основа волнения в ситуации экзамена – это страх оценки. Всегда, когда нас оценивают, уровень тревоги растет. А ведь если он не зашкаливает, то может быть даже полезным, тонизирующим и способствующим лучшим достижениям. Представьте, если человек совершенно не волнуется и не переживает перед экзаменом? В крайне редком случае это может быть в ситуации отличной подготовки. Но чаще – это проявление так называемой «выученной беспомощности», когда человек чувствует: что бы он ни делал, ничего не изменится. Такое состояние не мотивирует к подготовке, и, естественно, не приводит к высоким результатам.

Страх оценки может быть ярче выражен у людей, склонных к перфекционизму («У меня все должно быть по высшему разряду!») или у людей с недостаточным уровнем самопринятия («Я хорош только тогда, когда соответствую требованиям»). В этом случае можно наблюдать усиленную (неадекватную) подготовку, дополнительное изучение материала, нарушение аппетита и бессонные ночи. Конечно, сама по себе тщательная подготовка к экзамену – это хорошо, но до определенных пределов. Если при этом человеку удается сохранять комфортный режим бодрствования, сна, питания и отдыха с развлечениями – это отлично! Но часто ли вы с таким сталкивались? Упорядоченность и режим – не самые сильные стороны нашей культуры. Мы преимущественно работаем аврально и к экзаменам готовимся в последние дни (а чаще – ночи).

Что же делать? Как правильно готовиться? Советы везде одни и те же. И они правильные. Правда, как мне кажется, всегда возникает вопрос – как ими воспользоваться? Тем не менее, предлагаю сначала рассмотреть их…
Первое – конечно, нормально учиться в течение года, семестра, или всей школьной (студенческой) жизни. Это та база, которая даст возможность найти правильные ответы, даже если вы не повторили эти вопросы накануне. Второе – нормально подготовиться перед экзаменом. Нормально – значит, размеренно, потратив на это определенное время (а не последнюю ночь). При необходимости воспользоваться помощью репетиторов, если какой-то материал всё-таки оказался упущенным. Неумение (или нежелание?) грамотно распланировать своё время – это одна самых частых проблем, с которой мы сталкиваемся при подготовке к экзаменам. В период подготовки нужно обязательно находить время и для отдыха. Погулять, позаниматься спортом, пообщаться с друзьями – все эти приятности позволят сохранить эмоциональное здоровье и пройти через экзамены без валерьянки.

Непосредственно перед экзаменом надо ОТДОХНУТЬ от подготовки! Даже если выучено или повторено не всё, не надо тратить вечер и ночь перед экзаменом на судорожное изучение чего-то. Эта информация всё равно не запомнится, а уставшая (и не выспавшаяся) голова не сможет вспомнить на экзамене и то, что знает. Это очень важно – идти на экзамен в хорошем физическом и эмоциональном состоянии.

Что делать с негативными мыслями типа: «а вдруг я не сдам! Я плохо подготовился. Будет ужасно, если я сдам плохо»? Хорошо бы переделать их в более приятные. Например, можно повспоминать свои «победы» на экзаменах и вообще различный позитивный опыт, который у Вас уже был в подобных ситуациях, и, сконцентрировавшись на нем, не позволять негативным мыслям засорять сознание. Попробуйте заменить их на что-то типа: «Я много знаю и сдам нормально!», «Я столько готовился, что сдам хорошо», «Экзамен – это интересно».

Волнение и беспокойство проявляется и физически. «Скинуть» напряжение помогут физические упражнения и дыхательные техники. Кстати, кроме спорта, отлично помогут танцы. Можно неделю учить, а накануне экзамена пойти потанцевать. Только без алкоголя и не ночь напролет! Не забываем выспаться!

Непосредственно на экзамене – не паниковать и спокойно ознакомиться с заданием. После окончания – внимательно всё проверить! Много обидных ошибок – следствие невнимательности. Если экзамен устный (что, правда, встречается всё реже), постарайтесь думать, что экзаменатор – ваш друг (ну, или хотя бы хороший доброжелательный человек, а не монстр). Это важно, потому что при непосредственном контакте многое зависит от атмосферы вашего общения – и ваш настрой, и отношение экзаменатора.

Если удастся хорошо подготовиться и справиться с волнением, то, скорее всего, результат экзамена вас порадует. Если же всё-таки результат не так хорош, как ожидалось, стоит ли сильно расстраиваться? Не стоит! Экзамен – это не оценка Вас как личности, а лишь результат небольшого периода усилий.

Отдельно хотелось бы обратиться к родителям и бабушкам-дедушкам тех, кто сдает экзамены. Ведь во многом волнение экзаменующихся - это результат их «благих» намерений. Во-первых, для того, чтобы человек готовился к экзамену, он должен осознавать значимость этого события для себя и быть ответственным за подготовку и результат. Чтобы так было, школьник (или уже студент) должен воспринимать учебу как сугубо свое личное дело. А для этого родители не должны в учебу сильно вмешиваться. Понятно, что воспитание ответственности – процесс длительный, и начинать его надо уже в начальной школе (если не раньше), и тем не менее… Нельзя запихать знания в голову человеку, который не осознает необходимость этого! Поэтому частенько деньги, которые родители отдают репетиторам, ничего не гарантируют. Увы…

Как формировать ответственность – вопрос серьезный, и мы обратимся к нему в следующих номерах журнала…

В экзаменационную жаркую пору родителям, во-первых, самим необходимо сохранять спокойствие (возможно, даже делать что-то специальное для этого – советы те же: спорт, прогулки, концерты, прочие приятности). Беспокойные родители индуцируют и так волнующихся детей. Не надо дергать детей постоянно напоминанием об экзаменах и вопросами, что они уже выучили, и «когда они собираются…??» Не надо пугать разговорами о том, что будет, если они не сдадут экзамены.

В это время ребенку больше всего нужна ваша поддержка и вера в его силы. Как это проявить? Во-первых, собственным спокойствием и хорошим настроением вы лучше подбодрите ребенка, чем нервными словами о том, что всё будет хорошо. Во-вторых, своим легким отношением к экзамену – не надо переоценивать значимость этих оценок! Ведь, по большому счёту, оценки - это НЕВАЖНО. Они совершенно не связаны с личностными качествами, успехом и счастьем человека. В-третьих, необходимой (внимание! той, которая нужна, а не той, которую вы навязываете) помощью, например, организацией удобной спокойной обстановки, наличием вкусной еды. А лучше всего спросить у ребенка, как вы можете ему помочь. Ведь бывает, что лучшая помощь – это полное невмешательство.

После экзамена – порадоваться вместе с ребенком, что экзамен сдан и при необходимости поддержать, если кажется, что сдан недостаточно хорошо. А главное, родителям надо помнить две вещи: первое - это не ваш экзамен;

второе – экзамен сдает ваш любимый ребенок, и он замечательный, умный и любимый вне зависимости от того, как он его сдаст!

 



Просмотров: 539
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Как быть, если не хочется что-то делать, а надо?
  • В отношениях должно быть хорошо... А если нет, то зачем Вам такие отношения?
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Экзамен на право быть
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Если все хорошо, то отличить оптимиста от пессимиста – можно лишь по физиономии
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Если друг оказался вдруг... или, что делать, если Лучшая подруга стала бывшей.
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Экзамен! Что делать?
  • Если всё хорошо, то почему так плохо? О нарциссической семье
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Надо ли уживаться с нарциссом? А если надо, то как это сделать?
  • 5 типов родовых травм, которые влияют на нас, даже если мы этого не осознаем
  • Хорошо, когда мужчина стоит перед женщиной на одном колене, плохо, когда на обоих
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Обучение системным расстановкам. Что же делать, если вы не знаете предков, если человек был усыновлен?
  • Если Ваш близкий человек употребляет химические вещества, что Вам надо знать?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как быть, если Вы все время «дуетесь»
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Зачем мне психолог, если у меня всё хорошо?
  • Как быть счастливой в отношениях, если все мужчины - мерзавцы и нужно всегда искать кого-то лучше
  • Советы абитуриентам или, как справиться с тревогой перед экзаменом
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Зачем нужен мужчина, если у меня и так все хорошо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь