|
"Это страшное слово - экзамен"Автор статьи: Юлия Бокачёва
Это страшное слово «ЭКЗАМЕН»... Выпускникам, абитуриентам и их родителям
Пора экзаменов – время нелегкое и для тех, кто эти экзамены сдает, и для их ближайшего окружения. Попробуем разобраться, в чем состоят основные сложности процесса подготовки и сдачи экзаменов и как сделать так, чтобы не растратить в это время слишком много энергии и нервов.
Экзамен – это всегда проверка и оценка. Придуман он для того, чтобы проверять знания и их же уровень оценивать. Но частенько экзамен превращается в проверку на эмоциональную устойчивость. Ведь по идее – что нужно сделать, чтобы не волноваться перед экзаменом? Хорошо подготовиться! Однако этого бывает недостаточно! И хорошо подготовленные школьники или студенты в большинстве своем волнуются, переживают, а иногда и вообще «впадают в ступор» и не могут продемонстрировать свою компетентность. Почему так происходит? Основа волнения в ситуации экзамена – это страх оценки. Всегда, когда нас оценивают, уровень тревоги растет. А ведь если он не зашкаливает, то может быть даже полезным, тонизирующим и способствующим лучшим достижениям. Представьте, если человек совершенно не волнуется и не переживает перед экзаменом? В крайне редком случае это может быть в ситуации отличной подготовки. Но чаще – это проявление так называемой «выученной беспомощности», когда человек чувствует: что бы он ни делал, ничего не изменится. Такое состояние не мотивирует к подготовке, и, естественно, не приводит к высоким результатам. Страх оценки может быть ярче выражен у людей, склонных к перфекционизму («У меня все должно быть по высшему разряду!») или у людей с недостаточным уровнем самопринятия («Я хорош только тогда, когда соответствую требованиям»). В этом случае можно наблюдать усиленную (неадекватную) подготовку, дополнительное изучение материала, нарушение аппетита и бессонные ночи. Конечно, сама по себе тщательная подготовка к экзамену – это хорошо, но до определенных пределов. Если при этом человеку удается сохранять комфортный режим бодрствования, сна, питания и отдыха с развлечениями – это отлично! Но часто ли вы с таким сталкивались? Упорядоченность и режим – не самые сильные стороны нашей культуры. Мы преимущественно работаем аврально и к экзаменам готовимся в последние дни (а чаще – ночи). Что же делать? Как правильно готовиться? Советы везде одни и те же. И они правильные. Правда, как мне кажется, всегда возникает вопрос – как ими воспользоваться? Тем не менее, предлагаю сначала рассмотреть их… Непосредственно перед экзаменом надо ОТДОХНУТЬ от подготовки! Даже если выучено или повторено не всё, не надо тратить вечер и ночь перед экзаменом на судорожное изучение чего-то. Эта информация всё равно не запомнится, а уставшая (и не выспавшаяся) голова не сможет вспомнить на экзамене и то, что знает. Это очень важно – идти на экзамен в хорошем физическом и эмоциональном состоянии. Что делать с негативными мыслями типа: «а вдруг я не сдам! Я плохо подготовился. Будет ужасно, если я сдам плохо»? Хорошо бы переделать их в более приятные. Например, можно повспоминать свои «победы» на экзаменах и вообще различный позитивный опыт, который у Вас уже был в подобных ситуациях, и, сконцентрировавшись на нем, не позволять негативным мыслям засорять сознание. Попробуйте заменить их на что-то типа: «Я много знаю и сдам нормально!», «Я столько готовился, что сдам хорошо», «Экзамен – это интересно». Волнение и беспокойство проявляется и физически. «Скинуть» напряжение помогут физические упражнения и дыхательные техники. Кстати, кроме спорта, отлично помогут танцы. Можно неделю учить, а накануне экзамена пойти потанцевать. Только без алкоголя и не ночь напролет! Не забываем выспаться! Непосредственно на экзамене – не паниковать и спокойно ознакомиться с заданием. После окончания – внимательно всё проверить! Много обидных ошибок – следствие невнимательности. Если экзамен устный (что, правда, встречается всё реже), постарайтесь думать, что экзаменатор – ваш друг (ну, или хотя бы хороший доброжелательный человек, а не монстр). Это важно, потому что при непосредственном контакте многое зависит от атмосферы вашего общения – и ваш настрой, и отношение экзаменатора. Если удастся хорошо подготовиться и справиться с волнением, то, скорее всего, результат экзамена вас порадует. Если же всё-таки результат не так хорош, как ожидалось, стоит ли сильно расстраиваться? Не стоит! Экзамен – это не оценка Вас как личности, а лишь результат небольшого периода усилий. Отдельно хотелось бы обратиться к родителям и бабушкам-дедушкам тех, кто сдает экзамены. Ведь во многом волнение экзаменующихся - это результат их «благих» намерений. Во-первых, для того, чтобы человек готовился к экзамену, он должен осознавать значимость этого события для себя и быть ответственным за подготовку и результат. Чтобы так было, школьник (или уже студент) должен воспринимать учебу как сугубо свое личное дело. А для этого родители не должны в учебу сильно вмешиваться. Понятно, что воспитание ответственности – процесс длительный, и начинать его надо уже в начальной школе (если не раньше), и тем не менее… Нельзя запихать знания в голову человеку, который не осознает необходимость этого! Поэтому частенько деньги, которые родители отдают репетиторам, ничего не гарантируют. Увы… Как формировать ответственность – вопрос серьезный, и мы обратимся к нему в следующих номерах журнала… В экзаменационную жаркую пору родителям, во-первых, самим необходимо сохранять спокойствие (возможно, даже делать что-то специальное для этого – советы те же: спорт, прогулки, концерты, прочие приятности). Беспокойные родители индуцируют и так волнующихся детей. Не надо дергать детей постоянно напоминанием об экзаменах и вопросами, что они уже выучили, и «когда они собираются…??» Не надо пугать разговорами о том, что будет, если они не сдадут экзамены. В это время ребенку больше всего нужна ваша поддержка и вера в его силы. Как это проявить? Во-первых, собственным спокойствием и хорошим настроением вы лучше подбодрите ребенка, чем нервными словами о том, что всё будет хорошо. Во-вторых, своим легким отношением к экзамену – не надо переоценивать значимость этих оценок! Ведь, по большому счёту, оценки - это НЕВАЖНО. Они совершенно не связаны с личностными качествами, успехом и счастьем человека. В-третьих, необходимой (внимание! той, которая нужна, а не той, которую вы навязываете) помощью, например, организацией удобной спокойной обстановки, наличием вкусной еды. А лучше всего спросить у ребенка, как вы можете ему помочь. Ведь бывает, что лучшая помощь – это полное невмешательство. После экзамена – порадоваться вместе с ребенком, что экзамен сдан и при необходимости поддержать, если кажется, что сдан недостаточно хорошо. А главное, родителям надо помнить две вещи: первое - это не ваш экзамен; второе – экзамен сдает ваш любимый ребенок, и он замечательный, умный и любимый вне зависимости от того, как он его сдаст!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|