|
Дифференциация организации через политику лояльного общенияАвтор статьи: Черников Дмитрий Владимирович
Неотъемлемой частью коммуникации в организациях является общение. Общение как между равными по статусу, так и не равными, например общение руководителя и подчиненного. Отсюда различают соответственно нисходящий информационный поток (от руководителя к подчиненному), восходящий информационный поток (от подчиненного к руководителю) и горизонтальные информационные потоки (между равными по статусу). (Занковский А.Н.Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.) Общение в организации мы рассматриваем как передачу опыта, информации как формального, так и неформального характера.
Наиболее загруженными являются горизонтальные информационные потоки. Так как общение с равными себе, менее проблематичны и более доступны, чем вертикальные потоки, требующие точный перенос информации в официальной атмосфере, деловой обстановки. Тем не менее, в горизонтальных информационных потоках наиболее часто присутствуют коммуникативные барьеры, которые могут возникать и вследствие индивидуальных психологических особенностей (например, некоммуникабельность, чрезмерная застенчивость или скрытность), или в силу отношений неприязни, недоверия и т. п., сложившихся между партнерами по общению, в результате чего возможна проявляющаяся вербальная агрессия. Коммуникативные барьеры носят социальный или психологический характер. С одной стороны они возникают на почве глубокого различия понимания сути дела, основанного на мировоззрении и проявляющиеся в политических, религиозных, статусных и других взглядах, свойственных данной культуре. С другой стороны коммуникативные барьеры это не приговор общению и развитию организации, а лишь стимул для трансформации из неформальных в формальные отношения между сторонами. Это касается как вертикальные, так и горизонтальные информационные потоки. Также коммуникативные барьеры в свою очередь являются предпосылкой конфликтной ситуации в организации. В результате появляется дилемма: Коммуникативные барьеры – это процесс деградации общения и это формализация отношений в организации и следовательно развития информационных потоков, особенно горизонтального характера. Тем не менее постоянная официальная обстановка в коллективе не является стимулом для повышения сплоченности и развития открытости и доверия у сотрудников организации, а является фактором снижающей эффективность и трудоспособность. В связи с этим в последнее время делается упор на повышение статуса неформального лидера в коллективе, который управляет командой изнутри, в помощь формальному лидеру, а иногда и его замену. Неформальный лидер или сервис - лидер чувствует колебания своей группы, с которыми работает и создает атмосферу для повышения эффективности и трудоспособности в коллективе. Связи с чем, эффективно проводятся различного рода мероприятия по разработке и отработке различных навыков и умений с помощью тренингов, семинаров и других профилактических мероприятий. Но не стоит забывать, что как бы сотрудник коллектива не был обучен и проинформирован в своей профессиональной деятельности, регулирование отношений, в частности непосредственного общения с коллегами, будет зависеть только от него самого. И как следствие этого приходит на помощь внешняя детерминанта – это культура. Культура организации как регулятор вербальных отношений внутри коллектива является отражением отношений между сотрудником и клиентом. В связи, с чем принятие некого словаря делового общения внутри коллектива будет детерминировать соответствующую культуру в том коллективе. Т.е. не сама система ценностей данной культуры организации будет создавать частные случаи в виде профессионального сленга в коллективе, а создание определенного профессионального позитивного словаря свойственного этой субкультуре будет определять ценности и взаимоотношения в коллективе. Кроме того, сотрудники приверженные использовать элементы словаря во внутренних взаимоотношениях, непосредственно также будут культивировать их и на общении с клиентами. Что в свою очередь будет дифференцировать эту организацию, ее культуру с ценностями от других профильных организаций, выпускающих ту же продукцию, или предоставляющую подобную услугу. Соблюдение и регулирование норм использования внутреннего словаря и ценностей контролируется самими сотрудниками, а также сервис лидером и непосредственно руководителем организации, через различные мероприятия. Важно, чтобы ценности культуры организации, язык взаимоотношений и политика организации были единым целым. Проведение подобной политики отвечает требованиям для повышения лояльности как сотрудников в целом, так и их клиентов. Изменение внутри организационного языка взаимоотношений в системе коллега – коллега и руководитель – подчиненный внесут свои положительные тенденции при возникновении коммуникативных барьеров и следовательно недопущения конфликтных ситуаций. Что в свою очередь приостановит процесс деградации общения во взаимоотношениях и прекратит деструктивную формализацию отношений в организации, приводящую к возникновению стрессовых состояний на рабочих местах и снижению продуктивности и работоспособности, что напрямую влияет на успех организации. Лояльность, возникающая как следствие принятия внутреннего словаря в организации, переносится не только на клиента и его интересы, но и на личную жизнь самого сотрудника, будь он членом самого низкого или самого высокого звена этой организации. Важно понять, что главное это не только сама информация, но и качество передачи этой информации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|