|
Как научится уметь или уровни организации навыкаАвтор статьи: Андриевская Ульяна Ростиславовна
Как часто у нас есть заветная цель, но что-то мешает ее исполнить. Отсутствие навыка (умения, компетенции) можно преодолеть и восполнить, если понимать уровни организации навыка. Проанализировать моменты «застревания» и сконцентрироваться поэтапном прохождении препятствий. Матрица как обычно проста:
1) Первый этап организации навыка – бессознательная некомпетентность. На этой стадии человек часто даже и не догадывается о существовании такого навыка. А любое упоминани е о возможности его приобрести может вызывать СТРАХ перед новизной: «Не знаю, и не хочу знать». Например, человек, не умеющий кататься на велосипеде, не рассматривает возможность использовать его для проведения отпуска или как способ передвижения в городе. Этот предмет чужд и бесполезен.
2) Второй этап организации навыка – сознательная некомпетентность. Эта стадия характеризуется ЯСНОСТЬЮ основ, изучением теории. Человек знает о существовании навыка и хочет овладеть им. Проявляет интерес, много читает, знакомиться с нужными людьми. Он понимает, что для того чтобы ехать на велосипеде нужно поворачивать руль, крутить педали и держать равновесие, но на практике пока этого сделать не может. 3) Третий этап организации навыка – сознательная компетентность. Этот уровень переходный и очень важный, тратится много времени и усилий на изучение, чтобы довести навык до автоматизма. Если приостановить тренировку, можно легко опуститься на второй уровень сознательной некомпетентности. На третьей стадии человек чувствует свою СИЛУ. Гордиться своими результатами и активно делиться своими успехами. Часто распирает желание научить кого-то этому навыку или дать совет. Реализованное желание быть наставником помогает преодолеть этот уровень. Я могу ехать по прямой дороге и иногда поворачивать, но если я поеду по серпантину с горы, я обязательно упаду, поскольку мои навыки еще не совершенны и могут быть применены только в учебной обстановке.
4) Четвертый финальный этап – бессознательная компетентность. Где-то глубоко в себе вы понимаете, что владеете тем или иным навыком, но действие осуществляется автоматически, оно просто как инструмент к достижению новых целей. Если кто-то попросит человека объяснить как «работает» его автоматический навык, это будет затруднительным делом. Каждое утро Вы , не задумываясь, садитесь на велосипед и едете по своим делам, будь-то на работу или в поход в горы. Если потребуется описать обыденный путь от работы до дома, это будет проблематично, поскольку эти действия совершаются бессознательно и можно просто получать удовольствие от процесса.
Какой навык вы сейчас осваиваете? На каком уровне организации находитесь? Что чувствуете: страх, ясность, силу, удовлетворение? Желаю успехов в достижении ваших целей! Вторая часть статьи о преодолении барьеров на пути к своей целе (http://www.psyoffice.ru/article/organsation-levels-of-a-skill-pt2/) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|