Психологические аспекты формирования навыка.

Психологические аспекты формирования навыка

         Психологические аспекты формирования навыка.


     
Когда мы осваиваем новое хобби, неважно танец ли это, пилотирование самолета, плавание, езда на мотоцикле и т.д., то мы сталкиваемся с тем, что на овладение даже элементарными навыками требуется время.

     Как это происходит? Можем ли мы влиять на скорость нашего обучения?

     Рассказываю :)

     Первое, с чего начинается любое обучение, это формирование общего понятия об упражнении и зрительный образ, соответственно, задействованы зрительный канал (нам показывают) и слуховой (нам объясняют).

     Инструктор демонстрирует нам выполнение конкретного движения и у нас складывается зрительное представление об этом упражнении. Так вот, полнота и достоверность этого представления зависят от некоторых индивидуальных психических процессов, например, от способности быстро переключать внимание, от кратковременной и долговременной памяти. Поэтому у обучающихся формирование зрительного образа происходит с разной скоростью.

     Когда зрительное представление и словесное объяснение мы имеем, то это тот самый момент, когда кажется, что сейчас мы, например, возьмем в руки штурвал и сделаем идеальную посадку. Но не тут-то было: руки не слушаются и, вцепившись в штурвал как в спасательный круг, излишне тянут его на себя, причем с такой уверенностью, как будто мы всю жизнь мечтали о «козлении» и вот счастливый час настал, а от ветра мы прикрываемся таким креном, что у инструктора на лбу выступает испарина.

     Таким образом, первоначально контроль действий осуществляется посредством зрительного, слухового, тактильного каналов, тогда как мышечные, суставные ощущения выражены слабо. То есть обратная связь о выполняемом действии в большей мере идет от зрительного, слухового и тактильного анализаторов («внешняя» обратная связь).

      На этом этапе мы знаем, что и как надо делать, имеем четкий образ движения, но не обладаем нужной координацией, движения наши размашисты и несоразмерны. Это следующая стадия обучения.

      Интересно и то, что, при первоначальных тренировках в напряжении находятся и те мышцы, которые задействованы в выполнении движения, и те, которые не задействованы. Это связано с распространением возбуждения по нервным центрам и излишней фиксированностью двигательного аппарата. Грубо говоря, наш мозг не может сразу «понять» и прочувствовать, какие мышцы нужно «включить» и «включает», условно говоря, все. Но после многочисленных проб, ошибок и коррекций ненужные мышцы выключаются.

      Поэтому, когда в этот период инструктор просит расслабить руки и не пытаться вырвать с корнем руль автомобиля, мы все понимаем, но сделать это не всегда получается, т к все тело находится в напряжении и именно поэтому после первых тренировок усталость ощущается во всем теле.

      На этой стадии происходит разучивание движений, сопоставление их с образцом, который мы храним в памяти и, в итоге, на основе простых, освоенных ранее движений мы создаем более сложные двигательные комплексы. Здесь уже кроме зрительного и слухового каналов включаются мышечно-двигательные ощущения, тактильные, вестибулярные - вместе они образуют сложную программу по формированию и закреплению двигательных навыков.

     Когда мы совершаем двигательный акт, информация об этом поступает в виде нервного импульса по нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь происходит анализ, сличение выполняемого движения с имеющимся в памяти образцом, затем из головного и спинного мозга сигнал (нервный импульс) идет к скелетной мышце, в итоге, мы совершаем движение и сокращение мышцы происходит уже с соответствующей поправкой. Так происходит коррекция движений. Таким образом, мы начинаем дифференцировать мышечные сигналы («внутренняя» обратная связь) и происходит формирование навыка посредством многократного повторения нужного движения с постоянными перешифровками.

      Непростые физиологические реакции «приправлены» букетом эмоциональных реакций: новизна деятельности (парашют - круто!), желание сделать правильно (а с какой силой кольцо дергать...?), зашкаливает волевое усилие (Леха сам прыгнул, я чо хуже…?), присутствует неуверенность (может ремни еще раз проверить?), а в некоторых случаях и страх (в смысле, я прыгай? может я тут посижу? холодно там…)

       Постепенно мы приближаемся к нужному образцу, уходят неуверенность и страх, эмоциональное состояние становится более сбалансированным, ослабевают защитные двигательные реакции и происходит переход к автоматизации действия.

     И, конечно, важную роль в обучении играют вегетативный компонент, осознанность, мышление, память, количество повторений, обратная связь – об этом я с удовольствием расскажу вам на консультации.

     Если у вас есть сложности в обучении или вопросы относительно формирования новых навыков в любых хобби, жду вас на консультации.

Удачи вам в любых начинаниях!

Психолог Гришина Марина.

Запись на консультацию по т. 8 916 970 81 31

Прием ежедневно с 10:00 до 21:00 без выходных

ст. м. Крестьянская застава



Просмотров: 310
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • И, именно поэтому, так и происходит! Мозг оправданий без чувств.
  • Что происходит, когда внешняя оценка действия становится важнее внутреннего содержания?
  • Психофизиология зрительного восприятия. Динамические иллюзии движения. Особенности в изображении
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Когда мы начинаем интересоваться тем, что происходит в нашей психике?
  • Что происходит когда мы не можем управлять собой
  • Что происходит, когда жизнь не работает? Или о путях совладания (экзитенциальный анализ)
  • Матрица – первопричина или почему с нами происходит то, что происходит?
  • Почему со мной происходит то, что происходит или, что я чувствую к миру?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Что происходит, когда вы откладываете свою жизнь.
  • Что происходит с семьей, когда супруги борются за роль «семейного президента»
  • Что происходит с семьей, когда супруги борются за роль «семейного президента»
  • Как происходит работа терапевта? Когда психолог отказывает в терапии?
  • Когда ничего не происходит
  • Когда ничего не происходит
  • Когда происходит исцеление?
  • Когда чуда не происходит...
  • Когда ничего не происходит
  • Когда ничего не происходит
  • Когда происходит взросление ?
  • Что происходит, когда мать кричит?
  • Что происходит с ребенком когда кричат
  • Когда в жизни ничего не происходит
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Что происходит, когда уходит стабильность?
  • Что происходит, когда сбывается мечта?
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь