|
3 простых копинг - навыка для ваших детей и подростков.Автор статьи: Наталия Седова
Сразу немного расшифровки, чтобы было все понятно: Копинг (coping, coping strategy) — это то, что делает человек , объединяя все свои навыки, чтобы справиться со стрессом, эмоциями или с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни. Думаю, сейчас все понятно и можно читать дальше, с пониманием, что это действительно пригодится вашему ребенку! Когда мы говорим о контроле эмоций или чувств, первое что приходит в голову - это контроль негативных эмоций. Много написано и рассказано на эту тему. Но я считаю, что детей и взрослых надо учить дружить и справляться с любыми эмоциями. Все они имеют общие корни , и все при переизбытке готовы доставить нам хлопоты - уж такие они - наши эмоции. Иногда надо сдержать не только гнев, но и радость, не только ненависть, но и восхищение.... Кстати, совсем недавно пришел сын и рассказал: -Сегодня раздавали темы докладов, мне попалась очень легкая тема, я так обрадовался.... что учительница сказала : "Александр, вас веселит легкая тема доклада? Пожалуй, я недооценила ваш интеллект... Возьмите, лучше эту тему...." И сколько бы я не сочувствовала и не говорила,что от второй темы он получил больше знаний... Сын твердил одно : "Теперь надо столько сидеть... лучше бы я так не "еее-ху!!! ..... " Ну, что же...я уже писала,что пик любой эмоции наступает примерно к 3-й минуте. Вот за эти 3 минуты мы, обычно, и наламываем дров... ,кстати, всегда об этом напоминаю сыну... но забывает, видимо.. А чем же занять наше подсознание эти 3 минуты, чтобы не запустить механизм "взрыва" , если мы не готовы поделиться своей эмоцией или это может привести к плохому результату? Разрешите, дорогие родители, дать вам несколько простых техник, с которыми вы можете познакомить своих детей и наших вспыльчивых подростков -им особо будет полезно. Техника № 1 - Пальчики. Упражнение простое, но очень быстро переключает вас от мозга к телу. Вот подумайте сейчас о том, что вас недавно очень раздражало или радовало. Вспомнили? Прямо пусть наплывают чувства)) А теперь быстренько, попробуйте поднять по очереди пальцы на ногах вверх... Ну-ну... пробуем! Нееет...не все сразу... а друг за другом... Получилось? Думаю, примерно получилось так ... и это - нормально) вопрос второй -пока вы с пальчиками разбирались - помнили ли вы ситуацию своего гнева или радости, с которой начиналась эта техника? Уверена - нет. Мозг ваш был занят другим. А тут уже и наши 3 минуты прошло...попробовали еще-еще... а тут уже и спад эмоции к 12 минуте. Не расстраивайтесь, что не получилось поднять пальчики по очереди - этого можно достигнуть очень длительной тренировкой . Но данное простое упражнение поможет вам легко предотвратить наплывающую волну гнева нашего чада.Или ему самому где-то справиться с эмоциями.... Техника № 2 - Следик. Если же ваши детки входят в разряд гуттаперчевых и быстро справились с первой техникой, можно научить их еще одной: смысл ее тот же - обмануть мозг, не дать эмоции завладеть сознанием, а спокойно "получить хорошую тему доклада", а попрыгать и покричать "еее-ху" уже за дверью.))) В момент, когда вашим детям требуется сдержаться от выплеска эмоции, пусть они мысленно выберут любимый цвет фломастера, мысленно поставят обе ноги на лист и обведут сначала от середины пятки одну ступню, потом -другую. Так тщательно, словно мама просит этот "следик", чтобы не ошибиться в размере при покупке кроссовок Buschemi 100 MM Diamond! И вот уже ваше чадо корпит в мыслях над "следиком" для "....Diamond", совсем не обращая внимание, что кто-то хочет вывести его на эмоции... И когда рисунок закончен, можно выдохнуть на 1-2-3 и вернуться к реалии)) но мозг ребенка уже упустил раздражающий момент и не запустил эмоции. Техника № 3 - 5,4,3,2,1! Здесь посложнее...Здесь,если ребенок сделает всё, то вообще, забудет - о чем шла речь до этого))) Помним, что цель все тажа -отвлечь мозг ребенка от наплывающей бури эмоций или негатива с чьей-то стороны! Техника проведет вашего ребенка через 5 его чувств - а это, поверьте, сложная работа для мозга. 5 - смотрите : посмотри вокруг и назови (мысленно или вслух -по обстоятельствам,если нужно уже себя успокоить и ты остался один) 5 вещей синего цвета : "Я вижу ручку синего цвета, я вижу футболку синего цвета...и т.д." (Кстати, синий цвет не случайный. Именно на нем нужно сосредоточится при начинающейся панической атаке и вспомнить вещи синего цвета, которые выдел сегодня.) Когда все пять вещей синего цвета названы, переходим к 4 - чувствуйте тело: сосредоточьтесь на своем теле и проговорите 4 чувства, которое сейчас ощущает тело. Например: я чувствую волосы касаются затылка; я чувствую ногам жарко в кроссовках; я чувствую жесткий стул под попой, я чувствую мокрые ладони....и т.д. Как только перечислены 4 "чувствую", перейти к 3 - слушаю: надо отметить 3 звука, которые ты слышишь в эту минуту. Например: у меня урчит живот, я слышу вой сирены, я слышу бег в коридоре,я слышу стук ногтя о ноготь и т.д.... 2 - запах: надеюсь, ваш ребенок,выполняющий эту технику, находится в комфортной обстановке. Он прост перечисляет 2 запаха. Например: я чувствую резкие духи собеседника, я чувствую запах рыбы из столовой... Но если в этот момент ребенок как-то ограничен в этом пункте, он может просто мысленно (или вслух, если он уже один на один с собой и гасит свои эмоции) произнести два своих любимых запаха. 1 - вкус: если ребенок имеет возможность, лучше что-то попробовать. Если нет- вспомнить свой любимый вкус и попробовать его ощутить на языке. Или просто представить, что откусываешь самый кислый лимон. А теперь глубокий вдох на 1-2-3 и такой же выдох... Ребенку или подростку можно себя поздравить - он вышел достойно из бури эмоций или стресса, или неприятного разговора! Вот такие простые 3 техники, которым вы можете обучить ваших детей. Да, и себя тоже - пригодятся! Если вы дочитали до этого места статью, значит я честно заслужила от вас -"сказать спасибо" . А для меня это будет добрый знак, что я была вам интересна и полезна. И сыну пошлю ссылку на статью...вдруг еще доклад зададут) Мир вашему дому! Детский, подростковый,семейный психолог -Наталия Седова. Источники: различные открытые ресурсы интернета.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|