"Я чувствую себя нормально": алекситимия

Чувства, эмоции - это постоянный, непрерывный и текучий фон, на котором разворачивается наша жизнь. Эмоции стремительно сменяют друг друга, как меняются события в нашей внешней и внутренней жизни. Любое изменение в мире приводит к изменению этого самого эмоционального фона, взбаламучивая поток, выхватывая из него актуальную, соответствующую событию эмоцию. Эмоционально здоровый человек не застревает в том или ином переживании, а, пропуская его через себя, позволяет ему течь, и живет насыщенной, богатой на ощущения и события жизнью. Но это, скорее, идеал. Практически каждый из нас в меру невротичен, и где-то застреваем в тех или иных переживаниях, где-то мы их подавляем — слишком они тяжелы.

[/url]Но есть люди, которые либо очень слабо, либо совершенно не осознают своих эмоций, и не могут их выразить. Подчеркну: эти люди переживают те или иные чувства, но до уровня сознания они  не доходят. В наиболее выраженной форме такое состояние называют алекситимией. Это не болезнь, а особое состояние, в котором очень трудно понять, какие эмоции испытываешь.

При обращении к алекситимичному человеку с вопросом «что ты сейчас чувствуешь?», можно получить такие варианты ответа:
а) Нога затекла... Плечи напряжены... Голова болит... (но это — телесные проявления, это не чувства).
б) Я думаю над вчерашней проблемой... Я пытаюсь понять ваши слова... (но это — рационализация, мыслительные операции, а не эмоции)
в) Нормально... Хорошо... Плохо... Никак... (это — оценка своего эмоционального состояния, но не эмоция). Иногда звучит: «ничего я сейчас не чувствую. А чего я должен сейчас чувствовать?»

Откуда берется эта алекситимия или более слабые ее проявления? Причиной часто может быть какой-то длительный и эмоционально травматичный опыт в прошлом — например, жизнь ребенка в выражено деструктивной семье. Тогда одной из стратегий преодоления непрерывного стресса будет отказ от чувств. Ничего не ощущаешь, подавляешь первые, едва возникающие движения души — и обеспечивается душевная анестезия. Стратегия, вполне разумная и понятная для ребенка, его психика таким образом защищает себя. Но она становится при этом малоподвижной, застойной, и когда внешняя жизненная ситуация становится иной — старая стратегия продолжает работать без сбоев.

Другой возможной причиной может быть отсутствие обучения. Да, эмоции и чувства нужно учиться ощущать и распознавать. Маленький ребенок ревет, но не может назвать эмоцию. Тогда на помощь приходит мама: «Тебе грустно? Тебе обидно? Ты плачешь, потому что ударился и тебе больно?» - «Да!» - плачет малыш, но вскоре успокаивается — мама поняла, что мне плохо, и даже подсказала, как именно. Разумеется, что не будет способствовать осознанию переживаемых состояний такая реакция родителей: «чего ревешь?» или «заткнись!». Грустно и немного забавно слышать вопрос от родителей, обращенный к ребенку, который еще не научился понимать себя: «ты не реви, а внятно скажи — чего тебе надо?!». «Нельзя реветь!», «надо всегда быть сдержанным», «веди себя всегда прилично» и тому подобные установки тоже блокируют выражение эмоций.

В результате сильные эмоции могут пугать. В случае травмы — своей силой и возвратом к уже давно забытой, но по-прежнему пугающей боли. В случае подавления со стороны родителей выросший человек просто не знает, как справляться с этими чувствами, они нередко выходят из-под контроля. «Сам не знаю, что на меня нашло».

Меня недавно спросили: «если разобраться, то все чувства и сводятся к "хорошо-плохо-никак". От "плохо" уходим, к "хорошо" стремимся. Простая арифметика)) Какой смысл их детализации?» А действительно: какой смысл? Знаешь, что тебе хорошо — ну и хватит. Чувствуешь, что плохо — этого достаточно, чтобы что-то делать.

В общем, так тоже вполне можно жить — живет же так множество людей. Но подобное восприятие чувств можно сравнить с дальтонизмом. Точнее, даже с отсутствием цветового зрения. Мир — черно-серо-белый. Жить и ориентироваться на местности — можно. Но отчего так хочется красок? А красок хочется обязательно, потому что никто не рождается с этим монохромным зрением. Дети — исключительно эмоциональны, их бурный поток эмоций только со временем удается направить в более-менее аккуратно подготовленные каналы-берега.

И возникает тоска по чему-то утраченному. Но так как тоска — тоже чувство, то она ощущается не напрямую, а через тело. Например, через голод. Эмоциональный голод трансформируется в потребность поесть, причем она активизируется именно в одиночестве, когда некому давать хотя бы минимальную подпитку. Часто — вечером, когда начинаешь есть — и не можешь толком остановиться. Потому что голод-то — не физический, и едой его удовлетворить нельзя. Еще можно ощутить эту тоску как «внутреннюю пустоту», как бессмысленность жизни, как апатию или постоянную физическую усталость.  Можно услышать про ощущение себя как «робота».

Как преодолеть алекситимию? Трудно. Этот опыт можно получить, постепенно учась прислушиваться к движениям своей души. Ведь они есть, и тело очень красноречиво. Голос может быть ровным, но почему-то пальцы стиснуты или отчаянно мнут платок. Или ноги нетерпеливо подергиваются на фоне бесстрастных размышлений. Обращать внимание на то, что происходит с телом — и постепенно улавливать то, что происходит в душе. Постепенно образуются новые нейронные связи как отражение  нового опыта. Важно видеть и слышать другого человека, который более свободно обходится со своими эмоциями, который может их называть и обозначать — и не боится выражать, что особенно нужно в данной ситуации. Поэтому рациональные методы психотерапии здесь не очень подходят, и лучше будут гуманистические, особенно гештальт-терапия (напомню только, что первична все-таки личность терапевта, а не его метод). Может помочь выражение своих состояний через искусство — и здесь на помощь приходят разные варианты арт-терапии.

Но процесс этот долгий, и, более того, чреватый тем, что первыми на поверхность начнут выходить именно негативные эмоции — те самые, которые были заблокированы. Негатив ощущать и выражать проще, чем позитивные эмоции (которых, к тому же, попросту меньше). И это пугающий и иногда критический для терапии момент — клиент может испугаться и не пойти дальше, не преодолеет этот барьер. А «тащить» его невозможно — странно будет выглядеть картина, в которой психолог заставляет клиента испытывать чувства. Если удастся прожить эмоциональные бури, растопить замороженность — жизнь начнет постепенно расцветать красками весны, придя на смену долгой черно-бело-серой зиме.



Просмотров: 723
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • "Хлеба и зрелищ" тогда и сейчас. Эмоции в нашей жизни
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №4 "Чувства"
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • "Чтоб тебе повылазило" или как эмоции разрушают наше тело
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №1 "Вводная"
  • Эмоции и чувства - "краски жизни".
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Почему выражать позитивные и негативные эмоции важно? Психология эмоций.
  • Кричать на детей - хорошо или плохо? Можно или нельзя?
  • Эмоции и чувства: как нам понять друг друга
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №2 "Ощущения"
  • Как выражать эмоции здесь и сейчас экологичным образом?
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь