|
Отношения - ключевые факторы успеха! Часть 9, «Развитие навыка»Автор статьи: Наумов Виталий Александрович
Ключевой фактор успешных отношений в семье, в бизнесе, в быту и с самим собой
Часть 9, «Развитие навыка эмпатического слушания»
Как можно тренировать навыки эмпатического слушания:
Помните, что эмпатическое слушание, это:
Развивать этот навык можно в любом месте. На работе, дома, в семье, в транспорте, на улице, на совещании…
Для начала просто понаблюдайте. Займите позицию наблюдателя, отказываясь судить людей, оценивать их и интерпретировать поведение. Понаблюдайте с решением понять. Понять, что чувствуют люди, как они видят мир, какие у них могут быть проблемы, какой характер, какое решение они сейчас реализуют своим действием.
Можно даже не разговаривать. Наблюдать за поведением, мимикой, жестами, выражением лица, эмоциями.
Обращайте внимание, как беседуют другие люди. Также наблюдая за их невербальным поведением. Возможно даже не слыша их голоса, можно увидеть их жесты, мимику и предположить, какие чувства они проявляют. Довольны ли они, раздражены, нервничают истинные чувства они выражают или прикрываются “маской”. Какое, по вашему наблюдению, решение реализуют.
Любопытно, а что, если примерить их роль на себя, чтобы вы почувствовали, какие могут быть мысли, ощущения, эмоции? Поэкспериментируйте.
Возможно, побывав на месте другого, вы почерпнете для себя достаточно много нового, предположив его опыт и осознав другой взгляд на мир.
Используя эмпатическое слушание, вы сможете выстраивать компетентные отношения и в быту, и в семье, и в бизнесе, и в личном общении. При этом легко обходя “острые” углы, отказываясь от конфликтов, даже при решении, казалось бы, неразрешимых вопросов.
К примеру, ваша супруга что-то вам не договаривает. Используя эмпатическое слушание, войдя в ее позицию и предположив ее опасения, ожидания, тревоги и чувства, вы можете предположить ее опыт в слух. И ода она почувствует себя понятой, она сама расскажет, что боялась сказать ранее.
Если вы чувствует в семье напряженную ситуацию, стоит прояснить ожидания партнера. Просто поговорите, спросите, что именно он ожидает от вас, что чувствует, о чем переживает. Возможно, узнав ожидания только ожидания от вас, партнера можно уже начать действовать по-другому и тем самым разрядить ситуацию и отказаться от конфликта.
Так же и в переговорах. Когда вы чувствуете сомнения в словах собеседника. Примите решение его понять. Мысленно представьте себя им. Какие опасения тогда можно будет предположить? Какие тревоги и ожидания еще не высказаны? Какие потребности и интересы? Предположите его опыт в слух. Как вы предполагаете, что он ожидает? И вероятнее всего, проговорив общие ожидания вслух, вы вместе сможете найти решение, устраивающее каждого.
Стратегий в общении существует множество. И все зависит от вашего решения. Что именно вы хотите сейчас? Вы хотите любой ценой отстоять свою правоту? Нападая, защищаясь, манипулируя… Какой результат вам нужен?
Эмпатическое слушание позволяет слышать собеседника и дать возможность быть ему понятным. И это значит говорить открыто, и на одном языке с другим. Позволяет открыть свое видение мира и увидеть внутренний мир другого.
И, как вы уже поняли, что эмпатическое слушание — это не теория, это практика, это опыт. И овладеть этим умением можно только делая это. И как другой любой навык, сначала будет получаться не очень, как например, мы начинали писать или ходить, и с каждым разом, мы сможем общаться все эффективнее и эффективнее и когда будем готовы, и наберемся необходимого опыта, мы сможем легко выстраивать компетентные отношения.
Возможно, вы уже давно хотите наладить отношения с тем или иным человеком. Но ваши принципы, недоверие, агрессия или что-то еще не позволяют вам этого сделать.
Задумайтесь, а что уже сейчас вы можете сделать для построения компетентных отношений?
В будущей статье рассмотрим пошаговый план действий для выстраивания компетентных отношений.
Продолжение следует…
Предыдущие статьи:
Часть 1, “Понять или быть понятым?” Часть 2, “Ложная модель общения” Часть 3, «Решение “понять”» Часть 4, "Неэффективные шаблоны в общении" Часть 5, "От каких привычек в общении стоит отказаться" Часть 6, «Где внимание, там и энергия» Часть 7, «5 истин эмпатического слушания» Часть 9, «Развитие навыка эмпатического слушания»
|