|
Понять другого. Часть 2.Автор статьи: Ушакова Татьяна Валерьевна
И все-таки как понять другого?
Первое, что необходимо для понимания другого, это заметить его состояние и признать те чувства, которые он может испытывать. Второе, не делать поспешных выводов, с чем связано его состояние. Третье, не торопиться начать разговор, пока вы не снимете внутреннее напряжение у партнера. О первом и втором мы уже поговорили, а сегодня разговор пойдет о третьем – снятии напряжения у партнера.
Снятие внутреннего напряжения у партнера начинается с вербализации его чувств.
Представьте себе такую ситуацию: муж (или жена) приходит с работы, вы обращаетесь с какой-то просьбой, а в ответ слышите раздраженный голос. У вас тут же возникает обида. Ведь вы ждали и хотели чем-то поделиться, а он (она) проявил к вам невнимание, более того, отреагировал раздраженно. Обида вынуждает вас повысить голос, высказывая все, что вы про него (ее) думаете и т.п. Конфликт неминуем. Как выйти из подобной ситуации, чтобы не раздуть конфликт?
Первое, на что необходимо обратить внимание, это на то состояние, с которым вернулся муж (жена). Вам хочется что-то донести до мужа (жены), но готов ли он (она) услышать это? Если муж (жена) расположены к разговору, то можете его начинать, а если нет, то сначала необходимо «показать» партнеру его состояние, чтобы у него была возможность переключиться на вас. И теперь давайте разберем, как эффективно «показать» партнеру его состояние.
Итак, мы заметили, что партнер вернулся домой «не в духе». Если мы зададим прямой вопрос: «Что с тобой?», то можем не получить на него прямой ответ. Поэтому в подобном случае лучше использовать косвенную вербализацию его состояния, проговорив через свои ощущения: «Мне кажется, что тебя что-то беспокоит» или «Я чувствую, что ты не готов сейчас воспринимать мои слова, мне кажется, что ты чем-то озабочен», «Мне кажется, что ты чем-то расстроен (на что-то обижен)». Подобными заявлениями мы помогаем партнеру обратить внимание на его эмоциональное состояние, помогаем вербализовать это состояние и снизить эмоциональную напряженность. Не в коем случае не используйте категоричные формулировки, такие как «Я вижу, что ты огорчен», «я уверена, что ты чем-то расстроен», чтобы не вызвать дополнительного раздражения. И соответственно тон должен быть вопроса, а не утверждения.
Далее дайте партнеру высказаться, даже если он будет с вами не согласен и будет отрицать ваше предположение. Вашей задачей было – обратить внимание партнера на его состояние. И только после того, как он его «выровняет», вы можете начинать говорить то, что планировали ему сообщить.
Другой случай. Вы общаетесь с партнером и почувствовали его нетерпение, неприятие вашей информации или неприятие чего-то в вашем поведении. Или партнер сдерживает общение, уходит от него, опасаясь бурной эмоциональной реакции с вашей стороны на его слова. В подобных случаях для вербализации чувств партнера лучше использовать метафорическую вербализацию – использование метафор, аналогий, сходств, сравнения, которые помогут снизить эмоциональное напряжение партнера и дадут возможность более безопасно отобразить его состояние.
Например, если партнер ожидает бурной реакции с вашей стороны на его слова и поэтому находится в напряжении, то можно напомнить случай, когда вы спокойно восприняли какое-то значимое для вас событие и смогли сдержать свои первые эмоции.
Если идет неприятие информации, то можно напомнить случай, не связанный с вами, когда важная информация была проигнорирована, а в итоге что-то не получилось или не удалось из задуманного.
Переключить на метафорическую вербализацию лучше всего с помощью вопросов, например: «Ты помнишь, как сосед не учел…» или «Ты помнишь такую-то притчу, где…». Вспоминаемое или похожее событие оживит в памяти образы и впечатления и передаст ту необходимую информацию, которую мы хотим донести.
В этом приеме вербализации чувств необходимо учитывать:
Главная задача – оживить впечатления, замаскировать прямой вопрос и побудить к осознанию своих чувств и к началу разговора.
Если мы столкнулись с тем, что, несмотря на то, что наш партнер говорит одно, но мы чувствуем, что внутри у него другое состояние. Если выражение лица, мимика, жесты, не соответствуют тем словам, которые он произносит, можно использовать технику непосредственной вербализации, когда вы напрямую информируете партнера о собственном эмоциональном состоянии. Например, «меня тревожит, что ты говоришь о том, что у тебя все хорошо, но при этом я вижу твою озабоченность», «я в растерянности от того, что твой тон не соответствует словам, которые ты произносишь».
Непосредственная вербализация помогает партнеру увидеть несоответствие переживаемых и отображаемых чувств, показывает наше внимание к нему и заботу, что позволяет снять напряженное эмоциональное состояние.
Еще одним способом снятия напряженного эмоционального состояния будет демонстрация его значимости для вас, как способного решать любую проблему. Поднять значимость можно напомнив партнеру случай, когда у него получилось найти эффективное решение. Обращаясь к чувству собственного достоинства партнера, мы настраиваем его на проявление искренности и чувство безопасности: «Твоя способность быстро находить решения, меня всегда восхищала», «я знаю, что когда ты соберешься, у тебя все получится». Но здесь очень важно быть искренним, отмечать именно успехи, которые имели место быть, тем самым расслабив напряжение у партнера.
Следующим способом снятия напряжения будет подчеркивание общности с партнером. Для этого необходимо выделить какие-то общие личностные черты, как достоинство: «Мы с тобой никогда не унываем и всегда находим решение». Или выделить что-то объединяющее вас – ваши ценности, например: «Для нас с тобой очень важно, чтобы в семье был мир, поэтому мы найдем правильное решение».
Зарисовка из курса «Развитие осознанного внимания»
Я смогла, я справилась! Когда после моего вопроса, что я опять сделала не так, на меня обрушился поток обвинений, который обычно меня всегда сносил, я сдержалась и подумала, как ты говорила, что ему самому сейчас не сладко, потому он и кричит. Нет, мне очень хотелось ответить на его обвинения, но я вдруг УВИДЕЛА, что ему плохо, именно поэтому он и кричит. Видимо на моем лице возникла улыбка, потому что он остановился и спросил: «И чему ты улыбаешься?». Я не оправдала его ожиданий, вместо того, чтобы вместе с ним завестись, я вдруг улыбнулась! Это его шокировало. А я спокойно так объяснила, что тоже, когда чем-то недовольна, не могу себя сдержать и в нем увидела себя, поэтому очень хорошо его понимаю. Он еще что-то проворчал, но было видно, что накал страстей уже стих и он – УЛЫБНУЛСЯ! Сразу стало как-то хорошо, и мы смогли уже спокойно обсудить, что его так задело. Впервые за последний год!!!
Еще раз, что необходимо учитывать, чтобы помочь партнеру снять напряжение и что ни в коем случае делать нельзя.
Что учитывать:
Что делать нельзя:
Другими словами, всегда помнить, что вы настроены понять своего партнера, а не самоутверждаться за его счет, вступая с ним в соревнование.
Итак, нам удалось разговорить партнера. Но это еще не все. Далее нам необходимо его внимательно и активно слушать и давать обратную связь, чтобы мы могли понять партнера и помочь ему самостоятельно найти решение.
Продолжение следует. С уважением, Татьяна Ушакова.
При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2012/10/2.html Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|