Понять другого. Часть 2.

И все-таки как понять другого?

 

Первое, что необходимо для понимания другого, это заметить его состояние и признать те чувства, которые он может испытывать. Второе, не делать поспешных выводов, с чем связано его состояние. Третье, не торопиться начать разговор, пока вы не снимете внутреннее напряжение у партнера. О первом и втором мы уже поговорили, а сегодня разговор пойдет о третьем – снятии напряжения у партнера.

 

Снятие внутреннего напряжения у партнера начинается с вербализации его чувств.

 

Представьте себе такую ситуацию: муж (или жена) приходит с работы, вы обращаетесь с какой-то просьбой, а в ответ слышите раздраженный голос. У вас тут же возникает обида. Ведь вы ждали и хотели чем-то поделиться, а он (она) проявил к вам невнимание, более того, отреагировал раздраженно. Обида вынуждает вас повысить голос, высказывая все, что вы про него (ее) думаете и т.п. Конфликт неминуем. Как выйти из подобной ситуации, чтобы не раздуть конфликт?

 

Первое, на что необходимо обратить внимание, это на то состояние, с которым вернулся муж (жена). Вам хочется что-то донести до мужа (жены), но готов ли он (она) услышать это? Если муж (жена) расположены к разговору, то можете его начинать, а если нет, то сначала необходимо «показать» партнеру его состояние, чтобы у него была возможность переключиться на вас. И теперь давайте разберем, как эффективно «показать» партнеру его состояние.

 

Итак, мы заметили, что партнер вернулся домой «не в духе». Если мы зададим прямой вопрос: «Что с тобой?», то можем не получить на него прямой ответ. Поэтому в подобном случае лучше использовать косвенную вербализацию его состояния, проговорив через свои ощущения: «Мне кажется, что тебя что-то беспокоит» или «Я чувствую, что ты не готов сейчас воспринимать мои слова, мне кажется, что ты чем-то озабочен», «Мне кажется, что ты чем-то расстроен (на что-то обижен)». Подобными заявлениями мы помогаем партнеру обратить внимание на его эмоциональное состояние, помогаем вербализовать это состояние и снизить эмоциональную напряженность. Не в коем случае не используйте категоричные формулировки, такие как «Я вижу, что ты огорчен», «я уверена, что ты чем-то расстроен», чтобы не вызвать дополнительного раздражения. И соответственно тон должен быть вопроса, а не утверждения.

 

Далее дайте партнеру высказаться, даже если он будет с вами не согласен и будет отрицать ваше предположение. Вашей задачей было – обратить внимание партнера на его состояние. И только после того, как он его «выровняет», вы можете начинать говорить то, что планировали ему сообщить.

 

Другой случай. Вы общаетесь с партнером и почувствовали его нетерпение, неприятие вашей информации или неприятие чего-то в вашем поведении. Или партнер сдерживает общение, уходит от него, опасаясь бурной эмоциональной реакции с вашей стороны на его слова. В подобных случаях для вербализации чувств партнера лучше использовать метафорическую вербализацию – использование метафор, аналогий, сходств, сравнения, которые помогут снизить эмоциональное напряжение партнера и дадут возможность более безопасно отобразить его состояние.

 

Например, если партнер ожидает бурной реакции с вашей стороны на его слова и поэтому находится в напряжении, то можно напомнить случай, когда вы спокойно восприняли какое-то значимое для вас событие и смогли сдержать свои первые эмоции.

 

Если идет неприятие информации, то можно напомнить случай, не связанный с вами, когда важная информация была проигнорирована, а в итоге что-то не получилось или не удалось из задуманного.

 

Переключить на метафорическую вербализацию лучше всего с помощью вопросов, например: «Ты помнишь, как сосед не учел…» или «Ты помнишь такую-то притчу, где…». Вспоминаемое или похожее событие оживит в памяти образы и впечатления и передаст ту необходимую информацию, которую мы хотим донести.

 

В этом приеме вербализации чувств необходимо учитывать:

  • метафора, аналогии или сравнения не должны прямо отображать ситуацию;
  • метафора, аналогии или сравнения, не должны быть очень отдалены от наличной ситуации.

 

Главная задача – оживить впечатления, замаскировать прямой вопрос и побудить к осознанию своих чувств и к началу разговора.

 

Если мы столкнулись с тем, что, несмотря на то, что наш партнер говорит одно, но мы чувствуем, что внутри у него другое состояние. Если выражение лица, мимика, жесты, не соответствуют тем словам, которые он произносит, можно использовать технику непосредственной вербализации, когда вы напрямую информируете партнера о собственном эмоциональном состоянии. Например, «меня тревожит, что ты говоришь о том, что у тебя все хорошо, но при этом я вижу твою озабоченность», «я в растерянности от того, что твой тон не соответствует словам, которые ты произносишь».

 

Непосредственная вербализация помогает партнеру увидеть несоответствие переживаемых и отображаемых чувств, показывает наше внимание к нему и заботу, что позволяет снять напряженное эмоциональное состояние.

 

Еще одним способом снятия напряженного эмоционального состояния будет демонстрация его значимости для вас, как способного решать любую проблему. Поднять значимость можно напомнив партнеру случай, когда у него получилось найти эффективное решение. Обращаясь к чувству собственного достоинства партнера, мы настраиваем его на проявление искренности и чувство безопасности: «Твоя способность быстро находить решения, меня всегда восхищала», «я знаю, что когда ты соберешься, у тебя все получится». Но здесь очень важно быть искренним, отмечать именно успехи, которые имели место быть, тем самым расслабив напряжение у партнера.

 

Следующим способом снятия напряжения будет подчеркивание общности с партнером. Для этого необходимо выделить какие-то общие личностные черты, как достоинство: «Мы с тобой никогда не унываем и всегда находим решение». Или выделить что-то объединяющее вас – ваши ценности, например: «Для нас с тобой очень важно, чтобы в семье был мир, поэтому мы найдем правильное решение».

 

Зарисовка из курса «Развитие осознанного внимания»

 

Я смогла, я справилась! Когда после моего вопроса, что я опять сделала не так, на меня обрушился поток обвинений, который обычно меня всегда сносил, я сдержалась и подумала, как ты говорила, что ему самому сейчас не сладко, потому он и кричит. Нет, мне очень хотелось ответить на его обвинения, но я вдруг УВИДЕЛА, что ему плохо, именно поэтому он и кричит. Видимо на моем лице возникла улыбка, потому что он остановился и спросил: «И чему ты улыбаешься?». Я не оправдала его ожиданий, вместо того, чтобы вместе с ним завестись, я вдруг улыбнулась! Это его шокировало. А я спокойно так объяснила, что тоже, когда чем-то недовольна, не могу себя сдержать и в нем увидела себя, поэтому очень хорошо его понимаю. Он еще что-то проворчал, но было видно, что накал страстей уже стих и он – УЛЫБНУЛСЯ! Сразу стало как-то хорошо, и мы смогли уже спокойно обсудить, что его так задело. Впервые за последний год!!!

 

Еще раз, что необходимо учитывать, чтобы помочь партнеру снять напряжение и что ни в коем случае делать нельзя.

 

Что учитывать:

  • когда партнер эмоционально возбужден, нам может показаться, что он нападает на нас, но это совсем не так
  • если партнер видит, что его слушают, не перебивая, он становится более свободным и быстрее прислушается к вашим словам
  • если вы демонстрируете партнеру свое понимание его психологического состояния, проявляете сочувствие (не жалость), вы устанавливаете более доверительные отношения
  • задавание излишних вопросов разрушает доверительное отношение
  • если партнер эмоционально возбужден, дайте ему просто высказаться, чтобы он смог снять накал эмоций, не перебивайте и не осуждайте его
  • контакт глазами с партнером показывает вашу заинтересованность в продолжение монолога партнера
  • умно и вовремя сказанный комплимент поможет еще больше расположить партнера к вам
  • если мы не позволяем себе судить партнера, делаем общение безопасным для него, партнер станет более самокритичным и гораздо откровеннее.

 

Что делать нельзя:

  • напоминать о тех ошибках, которые партнер совершал
  • использовать решительные утверждения, лучше применять такие обороты, как «мне кажется» или «мне показалось»
  • делать замечания с отметанием мнения партнера
  • задавать закрытые вопросы, требующие однозначного ответа

 

Другими словами, всегда помнить, что вы настроены понять своего партнера, а не самоутверждаться за его счет, вступая с ним в соревнование.

 

Итак, нам удалось разговорить партнера. Но это еще не все. Далее нам необходимо его внимательно и активно слушать и давать обратную связь, чтобы мы могли понять партнера и помочь ему самостоятельно найти решение.

 

Продолжение следует.

С уважением,

Татьяна Ушакова.

 

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2012/10/2.html



Просмотров: 544
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • 5 способов напомнить партнеру, что ты его любишь
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что делать, если его бывшие тебя бесят
  • Что такое ПТСР, каковы его симптомы и что с этим делать?
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Что такое Материнство? Что определяет его готовность?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Внутренний Критик. Как его распознать и что с ним делать?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Я его слепила из того, что было....
  • Я его слепила из того, что было



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь