|
Эмпатическое слушаниеАвтор статьи: Анастасия Карачевцева
В тех случаях, когда слушание собеседника ориентировано на чувства и эмоции, его называют эмпатическим. Другое название – слушание по женскому типу. Как можно понять из названия, такой вид общения уместен как с представительницами прекрасного пола, так и с мужчинами, которые находятся под влиянием чувственных впечатлений. Можно привести пример, что эмпатическое слушание помогает «разговорить» человека, погруженного молчание из-за какой-либо обиды. Это может выглядеть следующим образом. Ваш собеседник погружен в глухую обиду, молчит и не хочет разговаривать. Если вы мягко спросите его, не обиделся ли он на что-нибудь, в ответ наверняка получите раздраженное «нет». В этом случае уместными будут реплики вроде «Ты сердишься? Извини, возможно, я была неправа» или что-то в этом же роде. Можно повторить после паузы его слова «нет» или «не обиделся» с понимающей интонацией, вернув тем самым вашему оппоненту инициативу в разговоре. В том случае, если в вашем голосе будет звучать мягкость и искреннее желание поговорить, беседа почти наверняка состоится. Также бывает полезно применять эмпатический метод и при общении с маленькими собеседниками. Дети при таком общении гораздо лучше выражают свои чувства и эмоции, что позволяет взрослому человеку найти в общении с ребенком доверительный и верный тон. Но следует помнить и о том, что общение с детьми – совсем непростое дело. В разговорах с ними то и дело приходиться применять навыки активного слушания. Это связано с тем, что дети, выражая свои мысли, очень часто «выдают» нечто, на первый взгляд лишенное смысла. Тем не менее, задача собеседника – перевести эти эмоции на язык взрослого общения и попытаться понять ребенка. Характерный пример по теме. Мама приходит вечером забирать ребенка из детского сада. Вместо радости от встречи малыш, нахмурившись, произносит: «Я не хочу уходить отсюда. Ты плохая мама». Почему он произнес это? Неужели он и в самом деле может так подумать? Едва ли. Попробуйте понять, что же хотел сказать этим маленький человек. Возможно, его настроение испортилось из-за того, что приход мамы прервал интересную игру со сверстниками? В этой ситуации есть смысл ответить: «Видишь, твоя мама забирает тебя прямо из игры, не дав тебе стать первым». Очень вероятно, что после этой реплики ребенок начнет вспоминать игры прошедшего дня, и дальнейшее общение с ним будет веселым и приятным. Очень хорошо, когда для усвоения эмпатического слушания у человека имеются природные способности. К ним, в первую очередь, относят способность чувственного вникания в слова собеседника и способность грамотно перефразировать его слова для их лучшего восприятия. Вместе с тем будет неверным полагать, что эмпатический способ слушать собеседника основан только на эмоциях. Развитый здравый смысл, логика, богатый опыт жизненных ситуаций позволяют сделать эмпатическое слушание еще более эффективным. Здесь срабатывает эффект того, что многие чувства при более глубоком изучении могут оказаться конструкциями интеллектуального порядка. Учимся слушать Разумеется, навыки активного слушания можно и нужно постоянно развивать и совершенствовать. Если это внутренняя активность, то ее развитие идет через вдумчивое и прочувствованное отношение к словам собеседника. Внешняя же совершенствуется посредством освоения уже упоминавшихся знаков слушания. Вместе с этим следует понимать и то обстоятельство, что эмпатическое слушание имеет определенные ограничения. Например, если учесть то обстоятельство, что женщины чаще, чем мужчины, обращаются к психологам, специалисты в общении с ними стараются применять активное слушание женского типа. То же самое будет работать и в тех случаях, когда речь идет об установлении контактов между родителями и детьми. Однако применение навыков эмпатического слушания при разговоре с представителями сильного пола не будет столь же эффективным, как в предыдущих случаях. Привнесение в деловую сферу эмоциональной составляющей может вызвать эффект, обратный желаемому. Еще один важный момент. Эмпатическое слушание может быть эффективным инструментом, когда речь идет о решении оперативных проблем эмоционального толка. Однако делать его панацеей на все случаи жизни стоит вряд ли. То, что эффективно как психотерапевтический инструмент, едва ли применимо в повседневном общении обычных людей. Вы общаетесь с пожилым человеком, имеющим сформировавшуюся жизненную позицию? Эмпатическое слушание поможет найти общий язык. Общаетесь с ребенком, пытаясь погасить внезапный конфликт? И в этом случае активное слушание может стать эффективным инструментом. Однако вряд ли есть резон формировать у близких привычку к постоянным жалобам и обидам. В этом случае вполне справедлива старая поговорка, гласящая о том, что все хорошо в меру. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|