|
Почему не получается применить технику "активное слушание".Автор статьи: Гладун Елена Александровна
Здравствуйте, уважаемые родители, а так же все, кто интересуется темой человеческих взаимоотношений! Сегодня я хочу поговорить о такой достаточно популярной технике, как «активное слушание». Я уверена, что многие слышали о ней. «Активное слушание» является альтернативой привычному общению родителя и ребенка. Многие родители применяют эту технику или пытаются применять. В этой статье я не буду рассказывать о преимуществах техники «активное слушание», а так же о том, как именно ее использовать, поскольку материала на эту тему очень много в сети. В том числе есть знаменитая книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания». Книга написана интересно и доступным языком, в ней приведены практические примеры. Я же хочу поговорить о тех трудностях, которые могут возникнуть у человека, который вдохновился такой благой целью – научиться применять эту технику в общении с ребенком. А также поделюсь своими соображениями о том, как эти трудности преодолевать. Информации о том, что я собираюсь рассказать, мне не попадалось, поэтому я буду опираться на собственный опыт, а так же на опыт родителей, которые приходили ко мне на консультации. * * * * * * * * * * * * * * Итак, когда ребенок нам что-то рассказывает, мы, конечно, реагируем. Бывает, что в нашей душе рождается радость, гордость, удивление, умиление, нежность – приятные переживания. Но бывает и так, что во время беседы появляются совсем другие чувства. Возьмем, к примеру, ситуацию из жизни. Сын - младший школьник- сообщил матери, что он подрался с одноклассником. Какие эмоциональные реакции возможны у матери? - Злость («Вечно ты создаешь проблемы») - Стыд («Что скажут окружающие?») - Растерянность, беспомощность («Что теперь мне делать?») - Страх («О, ужас! Что будет дальше?!») - Вина («Я - плохая мать, не справляюсь с поведением ребенка») Конечно, возможны и другие эмоциональные реакции, а так же их сочетания. Нет ничего предосудительного в том, чтобы испытывать эмоции. Мы живые, и мы откликаемся. Однако, если эмоции сверхсильные и неосознаваемые, родителю будет сложно удерживаться в позиции устойчивого слушателя. Если аффективный поток накроет с головой, то родитель начнет: - давать непрошенные советы, - обвинять ребенка в его проблемах, - морализировать, читать «проповеди», - не выдерживая напряжения, уходить в какую-либо деятельность или просто физически отстраняться. Даже если родитель усилием воли попытается сдержать себя от действий, высказываний, то невербальные проявления он все равно не сможет скрыть на 100% (например, сжатые челюсти, побледневшую кожу, испуганный взгляд). Таким образом, собственные сверхсильные переживания родителя могут стать преградой во время беседы с ребенком. Что же тогда делать родителям? Как обычно, волшебных рецептов у меня нет, но есть некоторые соображения и рекомендации. 1) Можно, например, похвалить себя: «Я уже молодец, потому что решил(а) осваивать такую полезную технику, как активное слушание». 2) Потом сказать себе: «Я уже вдвойне молодец, что осознаю, что мои собственные реакции мешают мне слушать и слышать моего ребенка». 3) Вооружиться эмоциями интереса, исследовательского любопытства и доброжелательного к себе отношения («Интересно, что происходит в моей душе, когда я разговариваю со своим ребенком?») 4) Во время разговора с ребенком время от времени переводить фокус внимания на себя, а именно: - на эмоциональную сферу («Что я чувствую, когда мой ребенок мне это рассказывает?») - телесные ощущения («Как мое тело реагирует на то, что я слышу?») 5) Полученную информацию о себе исследовать. Самостоятельно или с помощью психолога. 6) Приготовиться к интересным открытиям про себя!
В общем, все как всегда: чтобы услышать Другого, необходимо сначала услышать Себя. Желаю вам гармоничных отношений с вашими детьми!
Автор: Гладун Елена Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|