Почему не получается применить технику "активное слушание".

Здравствуйте, уважаемые родители, а так же все, кто интересуется темой человеческих взаимоотношений!

      Сегодня я хочу поговорить о такой достаточно популярной технике, как «активное слушание». Я уверена, что многие слышали о ней. «Активное слушание»  является альтернативой привычному общению родителя и ребенка. Многие родители  применяют эту технику или пытаются применять.

Почему не получается применить технику активное слушание

     В этой статье я не буду рассказывать о преимуществах техники «активное слушание», а так же о том, как именно ее использовать, поскольку материала на эту тему очень много в сети. В том числе есть знаменитая книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания». Книга написана интересно и доступным языком, в ней приведены  практические примеры.

     Я же хочу поговорить о тех трудностях, которые могут возникнуть у человека, который вдохновился такой благой целью – научиться применять эту технику в общении с ребенком. А также поделюсь своими соображениями о том, как эти трудности преодолевать.

     Информации о том, что я собираюсь рассказать, мне не попадалось, поэтому я буду опираться на собственный опыт, а так же на опыт родителей, которые приходили ко мне на консультации.

                                       *   *    *   *    *   *    *    *    *    *    *    *    *    *

      Итак, когда ребенок нам что-то рассказывает, мы, конечно, реагируем. Бывает, что в нашей душе рождается радость, гордость, удивление, умиление, нежность – приятные переживания.

     Но бывает и так, что во время беседы появляются совсем другие чувства.

     Возьмем, к примеру, ситуацию из жизни. Сын - младший школьник- сообщил матери, что он подрался с одноклассником.

     Какие эмоциональные реакции возможны у матери?

- Злость («Вечно ты создаешь проблемы»)

- Стыд («Что скажут окружающие?»)

- Растерянность, беспомощность («Что теперь мне делать?»)

- Страх («О, ужас! Что будет дальше?!»)

 - Вина («Я - плохая мать, не справляюсь с поведением ребенка»)

Конечно, возможны и другие эмоциональные реакции, а так же их сочетания.

     Нет ничего предосудительного в том,  чтобы испытывать эмоции. Мы живые, и мы откликаемся. Однако, если эмоции сверхсильные и неосознаваемые, родителю будет сложно удерживаться в позиции устойчивого слушателя. Если аффективный поток накроет с головой, то родитель начнет:

- давать непрошенные советы,

- обвинять ребенка в его проблемах,

- морализировать, читать «проповеди»,

- не выдерживая напряжения, уходить в какую-либо деятельность  или просто физически отстраняться.

      Даже если родитель усилием воли попытается сдержать себя от действий, высказываний,  то невербальные проявления он все равно не сможет скрыть на 100% (например, сжатые челюсти, побледневшую кожу, испуганный взгляд).

      Таким образом, собственные сверхсильные переживания родителя могут стать преградой во время беседы с ребенком.

      Что же тогда делать родителям?

Как обычно, волшебных рецептов у меня нет, но есть некоторые соображения и рекомендации.

1) Можно, например, похвалить себя: «Я уже молодец, потому что решил(а) осваивать такую полезную технику, как активное слушание».

2) Потом сказать себе: «Я уже вдвойне молодец, что осознаю, что мои собственные реакции мешают мне слушать и слышать моего ребенка».

3) Вооружиться эмоциями интереса, исследовательского любопытства и доброжелательного к себе отношения («Интересно, что происходит в моей душе, когда я разговариваю со своим ребенком?»)

4) Во время разговора с ребенком время от времени переводить фокус внимания на себя, а именно:

- на эмоциональную сферу («Что я чувствую, когда мой ребенок мне это рассказывает?»)

- телесные ощущения («Как мое тело реагирует на то, что я слышу?»)

5) Полученную информацию о себе исследовать. Самостоятельно или с помощью психолога.

6) Приготовиться к интересным открытиям про себя!

 

      В общем, все как всегда: чтобы услышать Другого, необходимо сначала услышать Себя.

               Желаю вам гармоничных отношений с вашими детьми!

 

Автор: Гладун Елена



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • про активное слушание или о чем поговорить с ребенком
  • Как слушать ребенка? Активное слушание – эффективный способ общения.
  • Я-высказывания и Активное слушание в воспитании с позиции транзактного анализа
  • Активное слушание
  • Активное слушание
  • Активное слушание
  • Выпендреж или Активное слушание.
  • СОС!!! Активное слушание в помощь!
  • Активное слушание для решения семейных конфликтов
  • Как маме с маленьким ребенком найти время для себя (лайфхак от психолога)
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Активное рисование: Образование ЕСТЬ, денег НЕТ, что делать?
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Активное рисование: Чтобы меня все любили!
  • Опыт расстановок на фигурках. "Время найти Себя".
  • Когда мужчина применяет к вам технику "отмены"
  • Алгоритм построения-хода психотерапии, используя «вопросно-ответную технику беседы»
  • Слушание слушания – еще одна королевская дорога к пониманию бессознательного
  • Активное рисование: «Пусть весь мир подождёт – когда я ем, – я в домике!»
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Возможны ли внетелесные переживания во время холотропного дыхания?
  • Когда начинать разговаривать с ребенком внутри себя (мамам будущим и настоящим)
  • Любовь к себе? КАК?!! Даю короткую, но эффективную технику!
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как мы создаём себе трудности, когда теряем время.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь