Активное слушание

Основная задача родителя - описывать окружающий мир. Я уже писала про важность оценки и оценивания в статье "Какой я, мама?! Молчать нельзя сказать". В данном контексте роль родителя чрезвычайна важна, игнорировать ее нельзя.Кроме реалистичного называния/оценивания/отражения  видимых глазу характеристик, еще более значимым и необходимым ребенку является оценивание его внутреннего мира.

Активное слушание, или помогающее слушание, как его еще называют, призвано помочь родителю грамотно обозначить чувства ребенка. Я бы переименовала его в "понимающее слушание", чтобы не вводить родителей в разномастный ассоциативный ряд к слову "активный".

Психологи бьются над тем. чтобы научить взрослых тетенек и дяденек называть свои чувства, и даже хуже - чувствовать свои чувства. Многие взрослые действительно не знают, как называется то, что они переживают внутри. Сложно отличить грусть от скуки, тоску от печали.

Поэтому важно начинать делать это в детстве - называть чувства, переживаемые ребенком так же, как мы называем им деревья и грибы в лесу. Молодые мамы уже взяли за привычку, очень полезную, разговаривать с младенцами, описывая им буквально все вокруг. Следующий шаг - приучить себя к описанию/называнию/отражению/оценке всего, что внутри у ребенка.

Активное слушание подразумевает способность "возвращать" ребенку то, о чем он говорит эмоционально, обозначая при этом его  эмоции. Например, когда малышка кричит "Она отняла у меня куклу!", родитель называет ей ее чувства - "Ты рассержена на нее и огорчена"; "Не пойду на занятия!" - "Ты больше не хочешь ходить на занятия"; "Не одену это платье!" - "Тебе не нравится это платье".

Родитель констатирует чувства ребенка. Тем самым он легитимизирует их, принимает право ребенка иметь эти чувства.

Привычные родителям ответы "Она поиграет и отдаст", "Занятия нельзя пропускать", "Это красивое платье!" вполне очевидны, но не выполняют главной родительской задачи. Эти сообщения говорят ребенку о том, что его переживания не замечены, а значит, не важны и не учитываются.

Отвечая из позиции активного слушателя, родитель "озвучивает" чувства и эмоции ребенка. Чем чаще это происходит, тем быстрее ребенок научается распознавать и дифференцировать свои переживания.

Одновременно с этим озвучка показывает ребенку, что родителю понятно его внутреннее состояние, и он его принимает. Принятие - самое важное и значимое для ребенка условие жизни рядом с родителями, влияющее на его дальнейшую судьбу. И чаще всего ребенку требуется именно понимание его чувств и принятие их, то есть позволение иметь их такими, какие они есть.  Требование книжки, машинки, куколки или наказать брата - это всего лишь компенсация за непонятые и непринятые чувства. Проявляя понимание и принятие через озвучивание чувств ребенка, родитель самым чудесным иногда образом разрешает назревающие конфликты и споры.

Во время активного слушания важно соблюсти несколько правил:

  • Говорить с ребенком надо, повернувшись к нему лицом так, чтобы  ваши глаза находились на одном уровне. Для ребенка это признак готовности родителя слушать и слышать.
  • Сильный эмоциональный накал ребенка требует построения фраз в утвердительной форме. Если ребенок очевидно расстроен, взбешен или плачет, ему не стоит задавать вопросы о его состоянии, например,  "Ты обиделась?". Утвердительный ответ "Ты на нее обиделась" укажет ребенку на сочувствие, вопрос же сочувствия не подразумевает.
  • В беседе важно не заполнять молчание своими сображениями и комментариями. После каждой фразы лучше сделать паузу, чтобы ребенок смог полнее почувствовать  присутствие родителя рядом с его чувствами и прожить свое переживание. Во время пауз происходит большая внутренняя работа, которую можно заметить по внешним признакам - ребенок смотрит в сторону, внутрь или вдаль.

Родитель может сначала назвать то, что случилось, а потом уже отразить чувства ребенка. Например, "Не буду больше играть с Таней!" можно обозначить как нежелание дружить "Ты не хочешь с ней больше дружить", и далее ребенок это скорей всего подтвердит, после чего родитель отражает его состояние - "Ты на нее сердишься". Здесь родитель может не с первого раза угадать, что же случилось на самом деле. Это не страшно, важнее правильно назвать его чувства. Ребенок сам поправит и направит к верному описанию произошедшего, если увидит, что родитель принимает его переживания.

Активное слушание на деле дает прекрасные результаты:

  • Понимание чувств и принятие их работает на ослабление отрицательных аффектов и усиление положительных
  • Ребенок начинает говорить о себе больше, когда убеждается, что родители готовы принять его переживания
  • Разматывая клубок неозвученных чувств, родитель помогает ребенку самому продвигаться в разрешении своих вопросов и проблем
  • Неочевидным, но приятным бонусом становится тот факт, что дети учатся у родителей активному слушанию и сами начинают применять эту технику на родителях
  • Еще одним бонусом для родителей становится их собственное преображение: они  легче принимают отрицательные  переживания ребенка, одновременно становясь более чувствительными к его состояниям.

Последний результат, в свою очередь, облегчает применение активного слушания, переводя его из разряда неудобных поначалу техник в разряд навыка и искусства общения.



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Техника "Автопортрет". "Цвета и чувства". И мой портрет с комментарием.
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Почему не получается применить технику "активное слушание".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • "Неудобные чувства". Злишься? Сделай что-нибудь активное.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Родитель для родителя" История Фроси и Малыша
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Правильные" и "неправильные" чувства
  • Неприятные чувства - "проклятье" или "дар"
  • "Учить ли ребенка "давать сдачу"?"  



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь