Как слушать ребенка? Активное слушание – эффективный способ общения.

                                                             Порою мы, взрослые, сами того  не сознавая,
                                                              играем с глубочайшими чувствами ребенка и
                                                              ломаем куда более ценное, чем все то, что дети
                                                              ломают сами.
                                                      (Алехандро Реммерс «Возвращение Юного принца»)


Если причины трудностей ребенка спрятаны в сфере чувств, то практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь.
Хотим познакомить вас, уважаемые родители, с эффективным методом установления контакта со своим ребенком, описанным профессором МГУ Гиппенрейтер Ю.Б. - активным слушанием или «помогающим слушанием». Согласитесь, когда у человека какие-либо проблемы, он нуждается в том, чтобы его выслушали. Часто, причиной переживаний является эмоциональная проблема. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Приведем пример.
Мама ведет дочку из детского садика домой и девочка жалуется на то, что ее новую куклу отобрала воспитательница во время дневного сна и не вернула. Что обычно говорят взрослые на это?
«Не нужно было брать ее с собой в постель!» или «Наверное, она мешала тебе заснуть, и воспитательница сделала как лучше». Таким образом, чувства ребенка остаются без внимания, мы оставляем его наедине со своим переживанием. Критикой родитель показывает, что переживания ребенка не важны.
На следующий день, придя в садик, дочка заглядывает в группу, видит ту же воспитательницу и отказывается заходить, просится домой. Начинаются препирания, крик, плач. Знакомо? Никакие уговоры, убеждения не помогают в этом случае.
Давайте теперь посмотрим как будут развиваться события если мы «активно послушаем» своего ребенка в этой ситуации?
- Мама, воспитательница забрала мою куклу!
- Тебе обидно, что Марья Ивановна забрала твою новую куклу (говорим о чувствах в утвердительной форме)
-Да! Во время сна, я положила Лизу рядом с собой и рассказывала ей сказку, а Марья Ивановна сказала, что я мешаю спать другим детям. Но я же говорила тихо!
-Ты переживала, что можешь помешать другим деткам спать и говорила тихо.
-Да, но Маша все равно не спала… наверное, я ей все-таки мешала. Не буду больше брать Лизу с собой в садик. Пусть лучше ждет меня дома!
Такая форма беседы показывает, что мама правильно поняла эмоциональное переживание своей дочки. Главное услышать это переживание и озвучить чувства ребенка.
Важно чтобы фразы, произносимые взрослым в ответ на жалобу или просьбу ребенка были не в вопросительной (Ты обиделась? ), а в утвердительной форме (Ты обижена.. ). Когда мы переспрашиваем, часто у ребенка возникает ощущение формальности вопроса . Утвердительная форма реплики говорит о том, что вы чувствуете то же, что и ваш ребенок. Еще один важный момент - в беседе следует научиться держать паузу. Реплика ребенка , ваша фраза, и пауза, до следующей реплики ребенка. Дайте ему высказаться. Пауза помогает ребенку разобраться со своими переживаниями, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Не навязывайте ему своей точки зрения.
Конечно же, беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, она может показаться искусственной. Но, как только вы увидите первые результаты, этот способ сразу завоюет ваши симпатии.
Признаками того что у вас получается, могут служить ослабление отрицательного переживания ребенка (это как правило внешние признаки – вздох, общее расслабление тела, рук, мышц лица), развитие волнующей темы ребенком ( в нашем примере девочка продолжает рассказывать в подробностях - «положила куклу рядом, рассказывала ей сказку …»), и наконец, ребенок сам приходит к решению своей проблемы ( «я оставлю куклу дома»).
На этом чудеса, которые творит активное слушание, не заканчиваются. Со временем, родители замечают, что дети сами начинают их активно слушать. Изменения происходят не только в отношениях, но и в самих взрослых – они начинают более тонко чувствовать переживания своих детей, их нужды и горести.

 



Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Что лучше: самостоятельность или опекание в воспитании ребенка?
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Сексуальное развитие ребенка: что «нормально», а что – нет
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • вы уверены, что вы - мама этого ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • Как не кричать и не наказывать ребенка или что делать с Фрустрацией?
  • У ребенка невроз. Что это такое?
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Что значит любить своего ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь