Детская кроватка. Как и зачем отучать ребенка спать со взрослым!

В последнее время увеличилось количество обращений родителей с жалобой на такую детскую симптоматику, как повышенная возбудимость, импульсивность, раздражительность, привычка грызть ногти, постукивать ногами или пальцами рук, сосать палец, энурез и пр. Все эти проблемы, безусловно, могут быть следствием самых разнообразных причин, но очень часто связаны с тем, на что многие родители вовсе не обращают внимание – на то, с кем и в каких условиях спит ребенок.

В виду разнообразный обстоятельств, в некоторых семьях традицией становится то, что ребенок спит с кем-то из родителей или бабушкой в одной кровати. Это объясняется тем, что нет отдельной комнаты, ребенок боится спать один, в семье появился младенец, который плачет ночами и тем самым мешает спать и пр. Безусловно, иногда невозможность отселить ребенка в другую комнату вызвана особенностями реальности – другой комнаты вовсе может не быть. Но отселить ребенка на отдельную кровать отсутствие отдельной комнаты не мешает. И родителям, какова бы ни была ситуация в семье, важно знать: если ребенок старше 3-х лет, то спать с ним в одной кровати вредно для его психологического развития.

Попробуем разобраться почему!

Следует начать с того, что развитие ребенка – процесс не простой. Появляясь на свет абсолютно-зависимым от взрослого (неспособным самостоятельно удовлетворить ни одну из своих потребностей), уже за первые 3 года ребенок становится физически практически полностью самостоятельным. Он овладевает своим телом и начинает становиться менее зависимым от взрослого не только физически, но и эмоционально!

Однако, на протяжении еще долгого времени эмоциональная связь ребенка с родителями остается очень крепкой, и одной из задач детского развития является задача так называемой сепарации. Другими словами, начиная с трех лет ребенок постепенно отделяется от родителя эмоционально!

Если такое отделение происходят без проблем, то к 7-ми годам у ребенка развиваются следующие качества: уверенность в себе, самостоятельность, смелость, активность. Если же процесс отделения затягивается, то ребенок становится раздражительным, тревожным, робким, агрессивным, безответственным, безынициативным и пр.

И то, насколько успешно справляется ребенок с данной задачей возраста по большей части зависит именно от родителя! Потому что ребенку для успешной сепарации, в каком-то смысле, требуется помощь родителя!

Дело в том, что психика ребенка одновременно развивается в двух диаметрально противоположных тенденциях. С одной стороны, ребенок боится остаться без родителя (ведь от него на протяжении определенного промежутка времени напрямую зависит жизнь) и стремится сохранить максимально тесные отношения с ним. С другой стороны – испытывает потребность в самостоятельности (в связи с все большим и большим развитием физиологическим, ребенок физически начинает чувствовать потребность отделиться и доказать свою способность быть самостоятельным).

Таким образом, на протяжении определенного периода (особенно остро с 2,5 лет до 4-х) внутри ребенка происходит борьба 2-х мотивов: быть как можно ближе с родителем и отделиться от него. И от того, как сам родитель относится к ребенку зависит легко ли тот справляется с этими противоположными тенденциями!

Основные сообщения, которые необходимо получить ребенку от своих родителей: «Мы тебя любим. Мы поддержим тебя во всем и примем тебя каким бы ты ни был. Мы рядом с тобой даже тогда, когда физически нас нет. Что бы ни случилось – ты не потеряешь нашу любовь. И мы не против твоей самостоятельности, рады каждому твоему новому шагу и начинанию!».

Другими словами, ребенок должен «прочитать» в тех действиях, которые совершает в адрес него родитель, и тех словах, которые он ему адресует, все эти аспекты. И если он их «прочитает», ему не будет страшно совершать первые самостоятельные шаги, пробовать и ошибаться, и постепенно становиться самостоятельным. Ребенок, в психологическом смысле, будет делать все большие и большие шаги «от родителя», увеличивая дистанцию и отделяясь, становясь самостоятельной личность, и лишь иногда возвращаться, чтобы убедиться, что родитель не соврал.

Если же, после трех лет ребенок боится отпустить от себя родителя, сделать любой самостоятельный шаг без него – это свидетельствует о том, что одно из вышеперечисленных посланий не услышано, и страх потерять родителя оказался сильнее стремления к самостоятельности. В этом случае ребенок всячески удерживает родителя рядом с собой, не отпускает его. В том числе, отказывается спать в отдельной кровати!

Что же делать в этой ситуации?

Во-первых, родителю следует понимать: ребенку нужно помочь преодолеть его тревоги и сделать первые шаги на пути к самостоятельности. От того, что родитель поддерживает эти тревоги (например, продолжает спать вместе с ребенком в одной кровати), страхи лишь закрепляются, и с каждым днем могут лишь усугубляться.

При этом, очевидно, что оставить ребенка наедине с его страхами (и, например, просто уйти, оставив его плакать одного) – тоже не выход. И родителю очень важно донести до ребенка все то, о чем говорилось выше! Показать ему, что он не бросит его справляться со страхом в одиночку, а главное – ни при каких обстоятельствах не лишит его своей любви. При этом, на требования ребенка остаться в кровати должно следовать нежное, но твердое «нет».

Посмотрим, как это может выглядеть в реальности!

Лучше всего, если родитель выберет время (не перед сном), когда в спокойной и тихой атмосфере поговорит с ребенком о том, что взрослея человек начинает спать в кровати один, и так как ребенок тоже уже стал взрослым, с сегодняшнего дня он тоже будет спать один (можно приурочить это к 1-му числу месяца, дню рождения, окончанию очередного года в детском саду, разрешению что-то делать самостоятельно как повзрослевшему, и любому другому внешнему событию). После этого, родителю следует обязательно добавить, что в случае необходимости он первое время будет находиться у кровати ребенка (и если нужно – держать за руку) до тех пор, пока тот не заснет. И после этого остается самое главное – сдержать данное обещание: отселить ребенка в этот вечер на отдельную кровать и остаться с ним до тех пор, пока он не заснет!

Конечно, следует быть готовым к тому, что первые несколько ночей ребенок будет спать беспокойно, просыпаться и приходить посреди ночи вновь в кровать к родителю. В этой ситуации ОБЯЗАТЕЛЬНО спокойно, но твердо вести ребенка обратно и сидеть с ним пока он снова не уснет! Это действие поможет ребенку понять, что решение окончательное и что родитель не передумает.

Если же родитель «сдастся», он сам того не желая сообщит ребенку следующее: «я – непоследовательный; я говорю одно, а делаю другое; я сначала настаиваю, а потом сдаюсь…». И ребенок в этом случае убедится в том, что законы родителя – не законы на самом деле, а из-за этого будет относиться ко всему миру, как к непостоянному (сначала происходит одно, а потом совсем другое, «взрослым верить нельзя»), что еще больше усилит его тревожность, а значит еще больше затруднит сепарацию.

Последовательность и твердость со стороны родителя помогут убедиться ребенку в том, что его любят и не оставят одного! Тем более, только первые несколько ночей могут оказаться тяжелыми в том случае, если родитель действительно сумел донести до ребенка основное послание и остался при этом спокойным.

Спокойствие родителя – вообще отдельный аспект в данной теме. Если ребенок будет чувствовать спокойствие и уверенность родителя на протяжении всего процесса приучения к отдельной кровати, если родитель не будет раздражаться на ребенка – эта ситуация исчерпает себя уже за несколько дней. Однако, если ребенок будет чувствовать гнев родителя (раздражение, нетерпение и подобные эмоции) – это лишь усилит его страх (ведь ребенок именно этого и боится – потерять любовь родителя, а гнев символизирует для ребенка, что его «разлюбили!»), а значит, отодвинет родителя еще дальше от намеченной цели!

Именно поэтому мы рекомендуем родителям почаще напоминать себе о том, что страх ребенка - не его вина, и только в силах взрослого помочь ему справиться с этим! От вашей твердости и сдержанности зависит эмоциональная стабильность вашего ребенка, а главное – развитие у него таких важных черт, как уверенность, инициативность, самостоятельность. И помните: вы не обманите ребенка. Если злость или раздражение на самом деле есть, как бы вы ни старались, но ребенок их почувствует!..

Бывает и такое, что на консультацию приходят родители, которые не считают, что их ребенок замкнут и тревожен и не видят никаких негативных последствий того, что он спит с кем-то из них или бабушкой! На это хочется отметить, что отсутствие симптома сегодня не говорит о том, что он не появится завтра! Кроме того, есть и другая симптоматика, которая свидетельствует о невозможности ребенка справиться с этой задачей возраста. Примером тому могут служить невротические реакции (грызет ногти, стучит ногами или пальцами, тики, энурез и пр.), а также – психосоматика (астмы и бронхиты, аллергии, кожные высыпания и т.д.). Перечисленные симптомы могут, на первый взгляд, казаться не связанными с вопросами «сна», однако на поверку часто оказываются следствием невозможности ребенка удовлетворить физиологическую потребность в отделении от родителей!

Более того, хочется добавить, что еще одной причиной нежелательности спать с ребенком в одной кровати служит неспособность ни одного человека контролировать себя во сне. Движения и жесты, которые совершает непроизвольно каждый взрослый во время сна могут в том числе носить эротический характер, и если ребенок при этом будет находиться рядом, последствия такого «совместного сна» будут еще печальнее...

Поэтому еще раз подчеркнем – только от вас, уважаемые родители, зависит психологическое благополучие ребенка! И если вы все еще не приучили его к отдельной кроватке, не откладывайте этот шаг! Чем раньше это произойдет, тем лучше. Конечно, развитие каждого ребенка индивидуально, и кто-то развивается быстрее, а кто-то медленнее. Но в целом, если вашему ребенку уже исполнилось 2 – 2,5 года, а он все еще спит с вами – пора что-то менять!

А если решить эту проблему самостоятельно оказывается не по силам – не затягивайте поход к психологу! В работе со специалистом вы точно сможете пройти этот этап успешно и безболезненно!



Просмотров: 470
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ребенок боится спать
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Мать и ребенок в одной кровати
  • Ребенок боится спать один, что делать? Вопрос - ответ
  • Жизнь родителя под ногами ребенка
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Личность родителя и ребенок.
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Нужно ли спать с мужем в одной кровати: все за и против
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Когда и как приучать ребенка спать самостоятельно в своей кроватке?
  • Фактор наследственной предопределенности и влияние роли родителя на развитие ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как быть родителю, если ребенок устраивает истерики, и как различить истерику и каприз?
  • Неуверенность родителя, последствия для ребенка
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что делать, если ваш ребенок боится темноты
  • Что делать, если ребенок боится воды?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Сверхчувствительный ребенок - проклятье для родителя?
  • Ребенок вас не слышит: 5 ошибок родителя
  • Влияние родителя на жизнь ребенка…
  • Что делать, если ребенок боится Деда Мороза?
  • Здоровый ребенок или мечта амбициозного родителя?
  • НеВзрослые:Из Ребенка в Родителя
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь