По данным статистики, в России к концу 2018 года, 47 242 ребенка, в числе которых около 80% - это подростки, воспитываются в социальных реабилитационных центрах, домах ребенка и детских домах. Интересно, что доступной статистики усыновления и других форм семейного устройства нет. Многие пары хотят стать родителями и ищут для себя ребенка в общероссийской базе данных. Но готовы ли потенциальные родители к воспитанию ребенка из детского дома и какова их мотивация? Специалисты, при обращении будущих усыновителей, проводят психологическое тестирование и определяют мотивационные риски:
синдром «опустевшего гнезда» когда свои дети выросли и опытные родители думают, что могли бы еще воспитать, согреть домашним теплом осиротевшего ребенка (надо учитывать тот факт, что в это время наступает возраст прародителей, задача которых – любить, а не воспитывать, а в этом случае, есть риск гиперопеки и потребительского отношения);
потеря кровного ребенка (ребенок из детского дома, скорее всего, не оправдает ожиданий, родители, есть риск проецирования на него своего горя и идеального образа своего погибшего ребенка);
жалость к сироте и желание исполнить свой миссионерский родительский долг (жалости недостаточно, ребенок нуждается в тепле, заботе, равно как и в воспитании, в котором на жалости далеко не уедешь);
«у меня должны быть дети!» (так думает практически любая женщина, однако, скорее всего, если ребенок не младенец, ее требования к приемному ребенку будут завышены, и она столкнется с большими трудностями в воспитании, у нее нет родительского опыта, а дети из детского дома требуют особенного подхода);
«возродить отношения в паре» - ничего так миссия для ребенка... (мы все знаем, когда появляются дети – это кризис в семье, кризис на кризис – это конечно плохая идея, особенно, исполнение которой накладываются на плечи ребенка).
Только общая любовь к детям, высокий уровень собственной рефлексии и педагогическая грамотность могут помочь избежать неприятностей и, что самое ужасное, отказа от приемного ребенка – вторичного сиротства, которое ребенок воспринимает как предательство и это однозначно не способствует тому, чтобы он вырос здоровым, счастливым и успешным.
Какие же трудности подстерегают приемных родителей? Чем отличаются дети, воспитывающиеся в детских домах?
Многочисленные исследования особенностей психического развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, позволяют выделить такие распространенные особенности, как:
особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее, а это значит, что ребенок склонен ориентироваться на краткосрочную перспективу и сиюминутное удовлетворение своих потребностей);
эмоциональную уплощенность (обедненность эмоционального мира, не ждите от ребенка проявления бурных эмоций, его бросали, не любили, он этого не умеет, и учиться вам придется вместе и только терпение и внимательность могут помочь);
упрощенное и обеднённое содержание образа Я (откуда мы знаем, что мы красивые или талантливые, правильно, нам об этом говорят наши близкие, а ему вряд ли кто говорил и поддерживал, особенно его сверстники в детском доме);
сниженное отношение к себе (дети склонны винить в неудачах семьи себя, они ведь не могут ничего изменить, у них нет достаточного жизненного опыта, чтобы сформировать для себя ситуацию успеха, теперь это Ваша задача);
несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру (в детском доме нет особенно никаких личных вещей, игрушки общие, воспитатели меняются, дети едят и имеют "что дадут", в их картине мира, практически нет привязанностей, их нужно будет формировать);
импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения (а кто им дает самостоятельность, живут по расписанию, нет необходимости планировать и прогнозировать, устанавливать причинно-следственные связи);
ситуативность мышления и поведения и многое другое (особенности жизненного опыта детей, которые в большинстве своем были изъяты из семьи, где родители как минимум не исполняли свои обязанности, и ребенку приходилось выживать «как умеет», безусловно накладывают свой отпечаток).
Поэтому, если Вы планируете усыновить ребенка из детского дома, не стоит ожидать бурных эмоций, рассказов ребенка о себе. Скорее всего, он будет себя вести соответственно ситуации, исходя из своих собственных представлений и опыта.
Помните, ребенок Вам ничем не обязан, Вы хотите его усыновить потому, что у вас, в первую очередь, есть такая потребность. Универсальным рецептом будет стремление к пониманию истинных мотивов поступков детей, профессионализм, наблюдательность, эмпатия и вера в лучшую природу детей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.