Слушание слушания – еще одна королевская дорога к пониманию бессознательного

 

Слушание слушания  еще одна королевская дорога к пониманию бессознательного

 С помощью функции "слушания слушания" мы стараемся настроиться на волну, на которой выговаривает себя многоликое бессознательное - Хайди Файмберг .

 

 

Вопрос того, как мы слышим и слушаем друг друга особенно остро звучит в кабинете психолога. Каждый психолог сталкивается с сложностями в коммуникации с пациентом, связанными с тем,  что клиент слышит в словах психолога и как услышанное им понимается и интерпретируется, зачастую помещаясь другие контексты, и соответственно, обретая совсем другой смысл. Здесь нас может поджидать много несовпадений и недопонимания.

Как же добраться до истины о пациенте с тем, чтобы помочь ему? Как распутать эти сложные узлы и разобраться в хитросплетениях, связанных с переносом, контрпереносом и пресловутым сопротивлением в процессе терапии?

Для преодоления данных трудностей аналитик Хайди Файмберг предложила свой подход, основанный на связывании функции аналитического слушания и понятия последействия З.Фрейда.  Она предлагает идею «слушание слушания», благодаря которой, по мнению Хайди Файмберг, преодолевается рассогласование сложной диалектики смыслов, вопрос того, что соответствует истине: интерпретация аналитика или собственная реинтерпретация пациента.

«Когда мы предлагаем интерпретацию, ее смысл бывает нам самим еще не до конца понятен, и пациент еще не может полностью вписать его в содержательный контекст. Именно пациент, слушая интерпретацию, активирует в своей психике содержательный бессознательный контекст для нее. Таким образом смысл, который изначально вкладывался аналитиком, нередко претерпевает изменение, в результате чего открываются возможности для неожиданных продолжений. Я заключаю, что содержательный контекст не известен полностью аналитику, и заранее не известен полностью пациенту» (Х.Файмберг).

Механизм последействия связан с представлениями о психическом времени и причинности, -давние впечатления и формы опыта по тем или иным причинам со временем могут перестраиваться и трансформироваться. Т.е. пациент подвергает события прошлого пересмотру в настоящем. Х.Файмберг в контексте психотерапии определяет этот процесс как ретроактивное наделение смыслом.

Чтобы разобраться в сложной коммуникационной композиции, складывающейся в терапевтическом пространстве, аналитик опирается на функцию слушание слушания.

Х.Файмберг исходит из следующих предположений. То, как пациент будет рассматривать интерпретацию аналитика, будет определяться контекстом и связано с историей бессознательных идентификаций пациента, и, в частности, с той бессознательной идентификацией, которая актуальна в текущий момент.

Отклик пациента на интерпретацию говорит о том, как он ее понял, т.е. пациент, в свою очередь, реинтерпретирует слова аналитика, и в соответствии с этой реакцией аналитик обнаруживает бессознательные идентификации пациента. Эти реинтерпретации пациента не так легко обнаружить, если не настроить свое внимание на их обнаружение. По мнению Файмберг, распознание реинтерпретаций пациента имеет решающее значение в психотерапии.

Слушание слушания позволяет аналитику ретроактивно наделять смыслом свои интерпретации. Т.е. смысл интерпретация приобретает не в момент ее произнесения, но после реинтерпретации пациентом этой интерпретации, и смысл этот будет определяться самим пациентом, тем, что он вынес из этой интерпретации, и откуда он ее воспринял. Т.е. благодаря функции слушание слушания аналитик узнает, кем он является для пациента в переносе.

«На одном уровне то, что пациент заново интерпретирует интерпретации своего аналитика, мешает ему слушать эти интерпретации. На другом же уровне, более аналитическом, здесь можно увидеть важный инструмент для приближения к бессознательному психическому функционированию. Недопонимание таким образом становимся необходимым шагом в выявлении психической истины пациента. Этот парадокс является краеугольным камнем моего подхода» (Х.Файмберг).

Таким образом, полный цикл интерпретации включает несколько шагов - непосредственную интерпретацию аналитика, затем переработку пациентом услышанного, после чего попытки аналитика отыскать следы этой переработки, и, наконец, совместную работу аналитика и пациента над созданием нового смысла.

Использованы материалы перевода статьи Haydee Faimberg (с французского на английский: Филип Слоткин.Перевод с английского на русский: Леонид Мерзон) с сайта http://konfident-spb.ru/article/Faimberg.htm. 



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Диагностируя «Английского Пациента».
  • Диагностируя «Английского Пациента»-2
  • Пробуждение чувств истинного Я пациента в психотерапии
  • Ирвин Ялом "Дар психотерапии" Глава 6. Эмпатия: взгляд из окна пациента
  • Анализируя "Английского Пациента"- часть 3
  • Договор на оказание услуг психолога для несовершеннолетнего пациента
  • Перспективы психотерапии: возможно ли невербальное воздействие на духовную сферу пациента?
  • Психологическая реабилитация и роль гипнотерапии в выздоровлении пациента после перенесенного инсульта.
  • Об аналитической терапии: что происходит во время процесса слушания
  • Психотерапия психосоматического пациента
  • Психотерапевт-угол для пациента
  • Приемы активного слушания
  • Искусство слушания партнера
  • Коучинг. Уровни слушания
  • Опыт философского слушания
  • Тренд современности: От пациента к клиенту.
  • Картина личности онкологического пациента
  • Навык общения - три фазы слушания
  • Принципы и польза нерефлексивного слушания
  • Кто встает препятствием на пути пациента к психиатру?
  • Лора Рябая: Про неврозы и личность пациента
  • Автоматические реакции вместо активного слушания
  • Работа психоаналитика и пациента в ключе французкого психоанализа.
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 3.
  • Куда ведет пациента лечение при помощи АНТИДЕПРЕССАНТОВ?
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 2.
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 4.
  • Сколько длится прием первичного пациента в поликлинике.
  • "дух времени" или "скука по деньгам пациента"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь