Опыт философского слушания

          Умеем ли мы слушать? Слышим ли мы своего клиента по-настоящему, так, чтобы понять, что на самом деле он хочет сказать? Алис Хольцхей-Кунц, ученица и коллега Медарда Босса утверждает, что для этого нужно слушать особым образом – философски. Только слушая «третьим, философским ухом» можно явственно услышать, к какой онтологической данности «особенно чувствителен» клиент.

          Алис видит клиента не как дефицитарного, но как «философа поневоле», имеющего особый дар – быть сверхчувствительным к экзистенциалам: конечность, вина и ответственность, тревога, одиночество... По-мнению Алис, страдания клиентов как раз и связаны с этим особым даром: - для человека с особой чувствительностью безобидные повседневные вещи утрачивают свою безобидность: заурядная ошибка приводит в отчаяние, необходимость принять решение повергает в ужас, рядовая размолвка вызывает вселенскую скорбь.  Слушая философски, можно услышать в жалобах клиента онтологические включения, понять, к чему он особенно чувствителен, с каким желанием это связано, и какими способами он пытается это иллюзорное желание реализовать.

     Иллюстрируя сказанное, Алис приводит пример с клиенткой, которая постоянно опаздывает на сессии, смущенно произносит извинения-оправдания, и снова приходит позже назначенного времени. Слушая «психоаналитическим ухом» можно было бы предположить нежелание подчиняться, перенос, бунт клиентки против авторитета. «Интерсубъективное ухо», вслушиваясь в отношения, которые складываются в терапевтическом пространстве здесь и сейчас, уловило бы обеспокоенность клиентки ожиданиями терапевта или его отстраненностью. «Я бы предположила, что у нее есть особая чувствительность в отношении того, чтобы что-то начинать. Это уже философское ухо», - поясняет Алис. Опыт философского слушания истории жизни клиентки позволяет терапевту понять, что этой женщине трудно самой начинать свою жизнь, поскольку тогда придется отказаться от иллюзорного желания остаться невиновной, ибо, когда мы сами что-то начинаем, мы несем ответственность за этот свой выбор и его последствия.

        «Итак, когда мы слушаем Dasein-аналитически, то вслушиваемся во что-то, что касается и нас - не на персональном уровне, но напрямую касается нас как людей. Нам тоже нужно начинать, и это может быть трудным. <…> И если терапевт не хочет с нею сталкиваться (с виной), то он не сможет это услышать в пациенте» [3].

       Идеи Алис Хольцхей-Кунц вдохновляют и даже, я бы сказала, одухотворяют мои отношения с клиентами сегодня. Хотя поиск ответа на вопрос, к какой онтологической данности особенно чутким является этот клиент, не прост и всякий раз занимает немало времени, заставляя заново перечитать множество книг, но мое устремление услышать философски бывает вознаграждено в тот момент, когда я всем своим существом чувствую – вот оно! Как в случае с клиенткой, которая пришла на прием на первый взгляд с очень ясно очерченной проблемой детско-родительских отношений, но возникшее в процессе терапии замешательство и клиента и терапевта, сосредоточило совместные усилия на понимании смысла ощущаемой клиенткой тревоги за жизнь близких. Приступы тревоги настигали клиентку в моменты абсолютного благополучия, словно иллюстрируя Хайдеггеровское «ужас может проснуться в безобиднейших ситуациях. Не требуется даже и темноты…» [2].

        Движимая замешательством, я обратилась к супервизии и поиску ответов о смысле тревоги у экзистенциальных философов и терапевтов. Квинтэссенция поисков и размышлений нашла свое воплощение в представлении Э. ван Дорцен о том, что «во многом именно благодаря переживанию тревоги мы «просыпаемся» перед лицом возможности собственного бытия. Тревога есть ключ к нашей подлинности» [1].

        То, что казалось лежащим на поверхности, что неоднократно обсуждалось на терапевтических сессиях – страх смерти, несправедливость мира, в котором смерть забирает дорогих и близких людей - в случае с этой клиенткой оказалось, на мой взгляд, ответом на ее особую чувствительность к тому, что Мартин Хайдеггер называет зовом совести. «Совесть вызывает самость присутствия из потерянности в людях», - пишет Хайдеггер [2]. Она сообщает о том, что наше присутствие осуществляется в модусе неподлинности, и напоминает человеку о его возможностях. Чтобы заглушить пронзительную тишину зова и не чувствовать вину за отказ выбирать себя, должен был включиться гораздо более сильный голос. И что же может быть более оглушающим, чем страх смерти?

 Литература:

  1. Ван Дерцен Э. Вызов подлинности по Хайдеггеру. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2004. - №5.
  2. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина – СПб.: «Наука», - 2006.
  3. Хольцхей-Кунц А. Современный дазайн-анализ: экзистенциальные данности в психотерапевтической практике. Конспект семинара // Existentia: психология и психотерапия. – 2012. - № 5. - С.22-61.


Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Экзистенциальные данности в произведениях литературы 20 века. Свобода и страх смерти
  • Какими способами можно справиться с приступом тревоги? (Мост Перемен, Вып.11 от 11.06.2019)
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Звук тревоги, не дающий услышать умиротворение
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Почему не могу понять и реализовать свою природу (предназначение)- опыт регрессии в прошлую жизнь
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Взгляд регрессолога на экзистенциальные данности
  • Страх смерти: своей и близких людей (ответ на вопрос клиенту)
  • Каким нужно быть, чтобы нравиться всем
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Мужчинам не нужно уметь читать мысли, чтобы понять чего хочет их женщина
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Сексуальное воспитание. Когда и как можно начинать говорить с детьми о сексе.
  • Про отношения (которые можно изменить, чтобы началась другая жизнь).
  • Простая техника, как быть «здесь и сейчас». Освободиться от тревоги и страхов
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Тревога. По каким правилам живет в нас тревога. Как забрать власть у тревоги. Часть 1
  • Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга
  • Ошибка выжившего: почему нужно слушать не только успешных людей?
  • Когда хочется все контролировать, от тревоги до доверия к миру. Опыт преодоления сверхконтроля
  • Феномен аутизма: услышать, понять, заговорить из пустоты…
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Экзистенциальные данности и их влияние на нашу жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь