Феномен аутизма: услышать, понять, заговорить из пустоты…

Феномен аутизма услышать понять заговорить из пустоты

Работа с феноменом аутизма «напоминает» хождение по ленте Мебиуса. Именно на этом уровне, в зоне расщепления мы можем увидеть, насколько непросто человеку обрести тело и восприятие как таковое, каких усилий должно быть приложено, чтобы превозмочь собственный аутизм. Именно здесь, в обращении к нулевой стадии образования субъекта, может быть раскрыто понимание феномена формирования симптома, означающих речи и символической функции мышления. Задавая аналитический вопрос об аутизме, отметим, что на самом деле он состоит не в том, как обучать и лечить ребенка-аутиста (чем занимается психиатрия, поведенческая или когнитивная терапия), а в том, как обучаться у ребенка-аутиста тому, чтобы стать партнером для него в его изобретениях, ведущих к социализации и реализации его в мире.

«Мы не просто станем секретарями больного, мы станем понимать то, что он говорит нам» [1, с. 275]. Такое отношение к психотическому феномену обнаружило себя первоначально только в аналитической работе. Аналитический метод – единственный метод, который слушает то, что говорят аутисты. Обычно, именно полагаясь на материнский объект и отношение к Другому, маленький ребенок входит активным образом в мир. Но на этом пути аутистический ребенок наталкивается на препятствие. Опасаясь всего того, что приходит извне, включая язык, он избегает его и конструирует мир, исключительно построенный собственными ресурсами. Такой ребенок производит впечатление оторванного от мира, сосредоточенного на самом себе. Это является способом защиты от той тревоги, которая возникает у ребенка-аутиста при столкновении с другими.

Как происходит именно так? Язык и речь, инстанция буквы. Установление равновесия возможно только на уровне означающего-означаемого. Но как реконструировать всю цепочку текста аутизма в каждом конкретном случае и понять означающий материал? По каким законам функционирует означающее аутиста? Каков материал этой речи? На каком уровне прочитывается смысл? Откуда элементы этой речи заимствуются? Как материалом этой речи является само тело субъекта?

На эти вопросы отвечать непросто, поскольку приходиться «остаться в границах того, что уже было сказано». Язык психотического бытия (тут мы следуем за М. Хайдеггером), как «дом бытия», превращается в «тюрьму бытия», где значения жестко закреплены. Как уловить неологизм в речи психотика и произвести те самые «точки пристежки»? Как становится очевидным отсутствие в психотическом мышлении того самого «как», при котором, в невротическом мышлении, одно значение всегда отсылает к другому? И, в конце концов, «анализ состоит не в том, чтобы найти в конкретном клиническом случае отличительную черту и установить согласно этой черте, почему он поражен немотой, – все дело в том, чтобы он-таки заговорил. Ведь симптом аутичности – это, в первую очередь немота субъекта, предположительно способного говорить» [3, с. 18]. Психотик же не знает языка, на котором говорит. Именно об этом феномене З.Фрейд в работе «Бессознательное» замечает: «Слова понимаются в их прямом значении. Психотический субъект буквально говорит своим я». Обращаясь к аутизму, мы понимаем, что и слово «говорит» здесь заключено в кавычки, поскольку сама речь зачастую отсутствует. Отношение к реальному у психотика – это дыра, разрыв, провал, зияние, которые он пытается «залатать» в языке. Отсутствие инстанции Другого должно быть скрыто языком. Так как базовый язык психотика артикулирует его отношение к собственному телу, скрывая отсутствие символического отношения к телу, к миру в целом и его проявлениям. Как и отсутствие символического отношения к Другому. Отношение к Другому в психотическом мышлении осуществляется на стороне реального, его «отброшенное в символическом возникает в реальном». Отсюда спецификация его проекции в психозе – механизм, благодаря которому «все, что оказалось подвержено отбрасыванию, то есть все, что по отношению к структурирующей субъект общей символической деятельности оказалось снаружи, возвращается к нему извне» [1, с. 64-65].

Одним наиболее распространенных в современном мире феноменов, иллюстрирующих психотическое мышление есть аутизм. Случаи практической работы с детским аутизмом и позволили приблизиться мне к пониманию теоретических размышлений, изложенных выше. Характерными на первом этапе с такими детьми есть работа со «средовыми» объектами: это размещение-заполнение собой различных областей пространства; «вставляние-вынимание, «не помещается», бросание, прятанье»; тактильное исследование среды пребывания, при этом органом восприятия зачастую выступает рот наряду с рукой; непереносимость внезапных резких звуков; невозможность восприятия аналитика как другого. Речь в большинстве случаев напоминает лепет и «выловить» значимое повторение, которое может быть неологизмом, на этом этапе возможно по либидонозному наполнению реакций ребенка. Зачастую, это именно агрессивные реакции, которые выдерживать аналитику бывает очень непросто. Все это происходит при условии создания аналитиком среды безусловного принятия.

Чрезвычайно важным в работе является диагностическое различение. Часто приходится иметь дело с феноменом ребенка, которому был установлен клинический диагноз «аутизм», но в процессе работы я имела дело с аутичными проявлениями. Важно произвести это различение, поскольку «аутизм» как феномен, есть «нулевая фаза» развития, где человек не вошел в мир говорящих людей, не вошел в язык, где не установлена связь с миром через объект, где нет объектов, нет отношений, нет различения. Аутизм в этом смысле есть негативность по отношению ко всему, не установлена даже однозначная связь, следовательно, вместо психоза выбрана невозможность. С этой невозможностью сталкивается и любой человек в зоне своей невозможности, в «зиянии» своего разрыва. Если же связь с миром установлена, это уже не есть «изм», а значит, открыта возможность.

Семилетний ребенок, находящийся в аналитической работе уже более трех лет научил меня видеть и мой аутизм как нулевую фазу, как зону «чистой возможности» со-прикасания с Иным. Когда девочку привели в работу, она совершенно не входила в коммуникацию, ее действия носили разрушающий себя и все вокруг характер, она срывала с себя одежду не имела навыков самообслуживания, в ее языке звучали только обрывки сказки «Коза-дереза», перемежающиеся с перечислением всего, что она «сломала». Я неоднократно представляла этот случай на супервизиях. Главным в работе с ней, что привело к динамике и установлению связей, стала работа с означающими («Колпачек», «Крик», «Домик-звонок», «Бросать», «Плач», «Дядя»….). Моей задачей было создание пространства для изготовления связи с миром и вхождения в язык. Я стала «ее говорящей частью», озвучивая голосом (как отношение-интонацию) и называя словом все предметы и действия, через которые она смогла бы находить себя посредством объектов этого мира. Одной из критических точек работы была потеря М. своего колпачка-соска. Ее крик и невозможность повергли меня в зону моей невозможности. Следующим этапом работы стало нормирование ее агрессии как введение определенного порядка: например, кушать конфеты и печенье, ломать и разбрасывать игрушки можно только последовательно. Я следовала в работе за ней, «достраивая» возможные на этом этапе работы связи. Далее последовал этап, где я показывала ей несовпадение меня с тем, чем я являюсь для нее. Протест, крик. На одной из последних встреч, поле серии таких «несовпадений», девочка попросила фарфоровую статуэтку. Находясь рядом с ней в рассматривании «руками» этой фигурки, я стала «проваливаться» в глубокое «трансовое» состояние, где, вдруг открыв глаза, я обнаружила М., кусающую грудь статуэтки и повторяющую: «Просто ничего не вышло». Другой ситуацией «погружения в аутизм» стал ее вопрос: «Что такое РО-РО-РО?», который она навязчиво повторяла около 20 раз. Так я поняла, что слово не имеет ни значения, ни объекта, и в таких ситуациях стала действовать с ней на уровне голоса, соприсутствия и принятия ее состояния. Еще одним из этапов моего переноса стала ее реакция, напоминающая крик-вой: «Не могу, не могу…». Так ее невозможность, выведенная в речь, повлияла на формирование экзистенциально-трансцендентного отношения к собственной возможности или невозможности аналитика и к возможности со-бытийствования с чужой невозможностью.  На сегодняшнем этапе работы ребенок социально адаптирован, учится в 1-м классе общеобразовательной школы, она читает, пишет, рисует, изучает английский. Работа продолжается в регистре построения психотического синтома как способа ее приспособления и реализации в мире. Каждый рез эта работа происходит на грани аутизма и психоза, где мне (которой как «Я» по сути нет!) необходимо каждый раз подхватывать ее малейшую возможность «заговорить из пустоты», из того «ничто», где ее состояния каких-либо уже «пристегнутых» отношений перемежаются с состояниями, о которых она уже может сказать: «Что такое тырмытен? – Это Ро-ро-ро!».

Возможность держания ее разрыва, ее невозможности, перенесено теперь на других клиентов и мои состояния «погружения» носят теперь характер диагностический. Однако, мой тупик, или, скорее проблема – это возникновение речи из «Ничто»; это акт осмысления, вхождения в Логос из интуитивного проживания Иного.

Работа с этим ребенком показала мне, как Другой был не получен ею пользование, как ей встречается чисто воображаемый маленький другой, уплощенный и падший, с которым она не может установить иных отношений кроме как фрустрирующих: этот другой ее отрицает, буквально убивает, этот другой приносит с собой воображаемое отчуждение. Чем являюсь для нее я? Думаю, это функция мерцающего объекта, дающего ей возможность быть через ее тело. Каждая встреча с ней отмечена впечатлением, что она не знает значения слов, которые произносит, но их смысл всегда присутствует в ее теле. Случай этого ребенка, его отношения к телу, к речи, наглядно показывает нам разрыв между воображаемым и символическим, одним из полюсов которого есть аутизм. Другой, очевидно, соотнесен с верой как аналитика и как человека.

Литература:

  • Лакан Ж. Семинары: Книга III: Психозы. - М: Гнозис – Логос, 1981. – 432 с.
  • Лакан Ж. Семинары: Книга V (1957/1958): Образования бессознательного. – М: Гнозис – Логос, 2002. – 408 с.
  • Лакан Ж. Семинары: Книга ХІ: Четыре основные понятия психоанализа. - М: Гнозис – Логос, 2004. – 304 с.
  • Фрейд З. Бессознательное / Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., "Алетейя", 1998. / Фрейд З. Бессознательное. С 151 - 193.


Просмотров: 453
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Аутизм-что это и как с этим жить?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Что такое песочная терапия и как она применяется в работе с детьми.
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Психотерапевтическая группа. Что это, и как в ней быть?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Выбрала любимую работу. Как понять, что она и есть та САМАЯ?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь