Хорошо ли быть взрослым? Да, очень хорошо. Ведь можно устанавливать собственные правила, ответственно распоряжаться своей свободой. Но тут важно, чтобы скорость этого взросления подходила маленькому человеку и не была чрезмерной для него.
Одним из видов детских травм является «слишком раннее взросление». Вот совершенно гипотетический пример: Мария рассказывает, что всегда была очень волевой, умной, целеустремленной сильной и интересующейся девочкой. Она еще в детстве стала противоположностью своей матери, которая всем жаловалась. Жаловалась на мужа-алкоголика, на трудности воспитания двух детей, на то, что не справляется со своей жизнью. Мать требовала от десятилетней старшей Марии помощи в заботе о своем пьяном муже: узнать в каком баре он пьет, по возможности привести его домой, уложить спать, спрятать все спиртное в доме. Когда девочка пробовала говорить про свои чувства, что ей страшно, что она растеряна, мать каждый раз ее прерывала и стыдила: это Маша плохо и мало помогает, что дочь, как отец, причиняет лишь боль и страдания. И тогда к детской тревоге и растерянности прибавлялись вина, стыд, горечь, грусть и да, боль. Девочке приходилось отставлять свой страх в сторону, да и многие другие чувства тоже, чтобы мочь быть сильной, мочь справляться и заботиться о матери, младшей сестре и пьяном отце. Маша со временем перестала сочувствовать себе, перестала задумываться над тем, какие усилия ей приходится прикладывать, чтобы изо дня в день оправдывать ожидания своей мамы.
Но в терапию Мария придет уже очень взрослой с совершенно другим запросом: раз за разом молодая женщина выбирает себе в партнеры психологически незрелых и неосознанных людей, очень похожих на своего отца и мать. Маша не замечает, как постоянно перегружает себя работой. Она уже не считает бессонницу патологическим симптомом, привычно борется с ней энергетиками и кофе. Марии важно мочь справляться с проблемами, справляться всегда, вне зависимости от качества, количества проблем и своего состояния. Она не разрешает себе быть слабой, поэтому продолжает жить жизнью, где у нее нет выбора, кроме как идти и спасать другого слабого, того, кто не справляется со своей жизнью, решать проблему любой сложности. Понимает ли или нет: что в этом спасении другого она пытается минимизировать свою собственную боль и страх, которые постоянно испытывала в детстве, тогда она оставалась в одиночестве? Когда ей никто не приходил на помощь?
То, что часто называют «преждевременным взрослением» - это тяжелые последствия пренебрежения и злоупотребления в детстве. Многие дети растут в условиях, когда ими пренебрегают и подвергают насилию таким образом, что они становятся «маленькими взрослыми», которые вынуждены забыть себя, отставить свои потребности и начать заботиться о своих родителях, братьях и сестрах или других членах семьи. В жизни маленького человека происходит трагедия, когда: - его родители вменяют своему ребенку несправедливую ответственность, непосильную для этого детского возраста; - родители предъявляют нереалистичные стандарты и требования к ребенку. В связи с этим, родители ожидают, что ребенок сам выполнит задание, и при этом никто не научит его тому, как это делать, никто не даст шанс пробовать и ошибаться. И ребенок знает, что будет всякий раз наказан за неудачу. Или же родители ждут совершенства от ребенка. А если ребенок не идеален, то его опять же ждет суровое наказание. И это то, что не встречается в жизни ребенка время от времени – это постоянная атмосфера его семьи, в которой у него нет другого выбора, кроме как выживать.
Когда еще ребенок должен «слишком быстро повзрослеть» ? Когда в семье меняются роли. Когда кто-то старший: родитель, опекун перепоручает свою роль ребенку, вменяя ему заботиться и ухаживать за попечителем. А взрослый, напротив, захватывает себе роль ребенка, не справляющего с жизнью, растерянного перед ее задачами и вызовами. Что делать ребенку, кроме того, как принять и выучить эту роль, раз и навсегда, на всю свою жизнь. И поэтому такие дети начинают действовать как «зрелый, ответственный взрослый», а о настоящем взрослом заботятся так, как если бы он был ребенком.
Последствия раннего взросления. Нужно ли говорить, что в результате этого у человека развивается множество разных психологических, эмоциональных, социальных, личностных проблем? Такие люди постоянно требуют от себя быть сильными, могущими, справляющимися. Для этого им важно: - или отстраняться от своих потребностей, желаний, многого того, что в жизни связано только с ними. Они научаются игнорировать свою усталость, голод, сытость, плохое настроение и самочувствие... - или занять противоположный полюс, когда они чрезмерно защищают себя, игнорируя всех остальных так, что это приводит к тому, что близким людям очень тяжело быть рядом. Как следствие – таким людям сложно обращаться к другим за помощью и поддержкой, они все делают сами. Это часто приводит к тому, человек становится подозрительным, недоверчивым, переживающим одиночество, как если противостоит всему миру. Ему сложно признать, что в детстве он переживал пренебрежение, несправедливое и жестокое обращение к себе. Поэтому у него затруднено или даже заблокировано самосочувствие, самосострадание. Ему чрезвычайно сложно соединиться с собственными чувствами, которые он испытывал в детстве. Это делает сложным излечение от первоначальной травмы, которая привела к таким проблемам. Таким людям легче сочувствовать и понимать, как оправдывать тех людей, которые причинили боль. Это также делает невозможным решение детской травмы по той же причине. Это также приводит к тому, что человек устанавливает отношения в обществе, где с ним могут обращаться так же плохо, как в его детстве, когда он был ребенком.
Наиболее распространенными общими последствиями всего этого являются: - плохая забота о себе или даже самоповреждающее поведение, - трудоголизм; - попытка заботиться обо всех в ущерб себе; - проблемы с самооценкой; - постоянные попытки сделать больше, чем человек физически, эмоционально, финансово способен; - нереалистические, чрезмерные требования к себе и ожидания от себя; - чувство токсической вины и ложной ответственности; - хронический стресс и беспокойство; - переживание одиночества, отсутствие близости в отношениях, созаимозависимость; - пребывание в оскорбительных или токсичных отношениях.
Нельзя игнорировать тот факт, что, хотя некоторые из качеств, которые развивает человек в подобных обстоятельствах своей жизни, могут иметь положительные эффекты, но такое обхождение в корне лишает ребенка его детства и невинности. Более того, человек может получить те же, а зачастую и гораздо лучшие результаты, если его детские потребности удовлетворяются, помогая ему развить здоровое чувство собственного достоинства, не травмируя его. К сожалению, только став взрослым, человек может покинуть стены этой психологической тюрьмы, в которую его поместили в детстве, наконец, освободиться и стать по-настоящему сильным.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.