|
про активное слушание или о чем поговорить с ребенкомАвтор статьи: 404
Сегодня психология настолько популярна, что многие специализированные термины нам становятся абсолютно понятны и уже не требуют объяснения. Мы не удивляемся, когда слышим про правополушарное рисование, гиперактивного ребенка, синдром эмоционального выгорания и многое другое. Но не всегда наших знаний достаточно, чтобы сделать правильные выводы и применять эти знания на практике эффективно. Так и с активным слушанием. Вроде бы все понятно: внимательно слушаю и активно киваю, иногда говорю «да-да», «как интересно» , «ничего себе!?!»... но надо ли все это уметь делать просто родителю? Может, это только для специалистов?Так вот активное слушание — это техника, которую можно применять, чтобы наладить контакт с собеседником. Не добиться чего- то, а именно наладить контакт! Заинтересованность – основной прием активного слушания. Это способ, который помогает создать атмосферу комфорта и доверия, выразить или полнее осознать свои чувства и переживания. Как раз то, что можно применять в общении с близкими и дорогими людьми. Правила беседы по способу активного слушания. 1. Если вы хотите послушать ребенка, повернитесь к нему лицом. 2. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени. 3. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или смотря телевизор и т.п. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. 4. Не следует задавать вопросы, общаясь с огорченным или расстроенным ребенком. Старайтесь, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось...», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся. 5. В беседе «держите паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Помолчать следует и после ответа ребенка - может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная внутренняя работа. 6. В ответе повторите, как вы поняли, что случилось с ребенком, а потом обозначьте его чувство. Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок может воспринять повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается. Беседа, построеннная по принципу активного слушания, необычна для нас. И когда читаешь о данной технике, то кажется, что она несколько наигранна и искусственна. Просто нам привычней отвечать стандартными фразами, теми, что мы слышали от своих родителей. Отвечать так, чтобы закрыть тему, похвалить, а чаще поругать. Нас редко учили обращать внимание в первую очередь на эмоциональную составляющую. А ведь именно эмоции определяют наши взаимоотношения. Именно благодаря тому, что нас «чувствуют» мы принимаем решение о том, что нас ценят. Безусловное принятие - залог хороших отношений с ребенком и предупреждение эмоциональных отклонений у ребенка. Принятие как положительного, так и того, что может на первый взгляд показаться отрицательным. Признаки того, что вам удается правильно слушать ребенка. 1. Исчезает либо сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое. 2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений. 3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Проговаривая ситуацию, он как бы слышит собственную историю со стороны, а это существенно облегчает принятие решения. Но чтобы применять активное слушание, необходимо научиться разговаривать с ребенком. Это кажется простым. Но только на первый взгляд. Например если вы спросите у ребенка «Ну как дела в школе?», то скорее всего получите ответ: «Нормально». А если вы действительно хотите узнать, как прошел его день, то помогите своему ребенку: задайте такой вопрос, на которые можно будет ответить подробно и с удовольствием. - Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? Что худшее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? -Расскажи мне что-нибудь смешное, над чем ты сегодня посмеялся? -Расскажи мне о самом классном месте в школе. -Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? Или может быть тебе сказали сегодня что-то странное? -Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня? -Было ли тебе сегодня очень скучно? -Если бы инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали? -Какое слово учитель чаще всего сегодня повторял? -Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе? -Где ты чаще всего играешь на переменах? -Кто самый смешной ученик в вашем классе? Почему он такой смешной? -Тебе понравился сегодняшний обед? Что больше всего понравилось? -Если бы завтра ты стал учителем, что бы ты сделал? -Как ты думаешь, может, кому-то из вашего класса лучше уйти из школы? -Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? Почему? А еще непременно расскажите о своем дне и о том, как сильно вы соскучились.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|