про активное слушание или о чем поговорить с ребенком

Автор статьи: 404

про активное слушание или о чем поговорить с ребенком

Сегодня психология настолько популярна, что многие специализированные термины нам становятся абсолютно понятны и уже не требуют объяснения. Мы не удивляемся, когда слышим про правополушарное рисование, гиперактивного ребенка, синдром эмоционального выгорания и многое другое. Но не всегда наших знаний достаточно, чтобы сделать правильные выводы и применять эти знания на практике эффективно. Так и с активным слушанием. Вроде бы все понятно:  внимательно слушаю и активно киваю, иногда говорю «да-да», «как интересно» , «ничего себе!?!»... но надо ли все это уметь делать просто родителю? Может, это только для специалистов?Так вот 

активное слушание — это техника, которую можно применять, чтобы наладить контакт с собеседником. Не добиться чего- то, а именно наладить контакт! Заинтересованность – основной прием активного слушания. Это способ, который помогает создать атмосферу комфорта и доверия, выразить или полнее осознать свои чувства и переживания. Как раз то, что можно применять в общении с близкими и дорогими людьми.

Правила беседы по способу активного слушания.

1.  Если вы хотите послушать ребенка, повернитесь к нему лицом.

2.  Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени.

3. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или смотря телевизор и т.п. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

4. Не следует задавать вопросы, общаясь с  огорченным или расстроенным ребенком. Старайтесь, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось...», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

5. В беседе «держите паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Помолчать следует и после ответа ребенка - может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная внутренняя работа.

6. В ответе повторите, как вы поняли, что случилось с ребенком, а потом обозначьте его чувство.

 Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок может воспринять повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

Беседа, построеннная  по принципу активного слушания, необычна для нас. И когда читаешь о данной технике, то кажется, что она несколько наигранна и искусственна. Просто нам привычней отвечать  стандартными фразами, теми, что мы слышали от своих родителей. Отвечать так, чтобы закрыть тему, похвалить, а чаще поругать. Нас редко учили обращать внимание в первую очередь на эмоциональную составляющую.  А ведь именно эмоции определяют наши взаимоотношения. Именно благодаря тому, что нас «чувствуют» мы принимаем решение о том, что нас ценят. Безусловное принятие -  залог хороших отношений с ребенком и предупреждение эмоциональных отклонений у ребенка.  Принятие как положительного, так и того, что может на первый взгляд показаться отрицательным.

Признаки того, что вам удается правильно слушать ребенка.

1. Исчезает либо сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Проговаривая ситуацию, он как бы слышит собственную историю со стороны, а  это  существенно облегчает принятие решения.

Но чтобы применять активное слушание, необходимо научиться разговаривать с ребенком. Это  кажется простым. Но  только на первый взгляд.  Например если вы спросите у ребенка «Ну как дела в школе?», то скорее всего получите ответ: «Нормально». А если вы действительно хотите узнать, как прошел его день, то помогите своему ребенку: задайте такой вопрос, на которые можно будет ответить подробно и с удовольствием.

- Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? Что худшее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?

-Расскажи мне что-нибудь смешное, над чем ты сегодня посмеялся?

-Расскажи мне о самом классном месте в школе.

-Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? Или может быть тебе сказали сегодня что-то странное?

-Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня?

-Было ли тебе сегодня очень скучно?

-Если бы инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?

-Какое слово учитель чаще всего сегодня повторял?

-Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе?

-Где ты чаще всего играешь на переменах?

-Кто самый смешной ученик в вашем классе? Почему он такой смешной?

-Тебе понравился сегодняшний обед? Что больше всего понравилось?

-Если бы завтра ты стал учителем, что бы ты сделал?

-Как ты думаешь, может, кому-то из вашего класса лучше уйти из школы?

-Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? Почему?

А еще непременно расскажите о своем дне и о том,

 как сильно вы соскучились.

 



Просмотров: 445
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Что бы я сегодня спросила у бабушки, если бы она могла меня услышать
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Как слушать ребенка? Активное слушание – эффективный способ общения.
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Если вам сегодня плохо...
  • Если бы Будда жил сегодня, он был бы психологом: 4 истины избавления от проблем и тревог
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Дети будущего: каким навыкам следует обучать ребенка уже сегодня?
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Если бы… Бесконечные истории и отговорки, чтобы ничего не делать
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь