|
Рефлексивное слушаниеАвтор статьи: Андрюха Николай Юрьевич
Умение слушать важный элемент любой коммуникации. А для психолога еще и рабочий инструмент. Его название «Рефлексивное слушание». Оно включает способность реагировать на другого человека возникновением эмпатии. Эмпатия — способность понимать опыт клиента и чувствовать вмести с ним или эмоционально откликаться на его опыт, как будто он — ваш собственный, в тоже время не теряя качества «как будто» (Роджерс 1957). Роджерсом и другими специалистами эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического взаимодействия, как сложный способ восприятия того, что один человек находится рядом с другим, как способность уравновешивать выраженные эгоцентрические стремления. Эмпатическое понимание включает(Bohart, Greenberg 1997): 1. «Эмпатический раппорт» - способность увидеть вещи так, как видит клиент. 2. «Коммуникативная настройка» - словесное разделение вашего понимания клиента. Во время работы отмечаешь некоторое сходство между эмпатическими взаимоотношениями и состояниями возникающими во время медитации. Подход к изучению эмпатии основывается на учете и анализе вербальной и невербальной экспрессии, насколько человек чувствует переживания другого, и нет прямого способа измерения этого. Слушание всегда включает в себя переживания особого отношения к говорящему, принятие того содержания, которое пытается постичь, осознать говорящий. Слушающий поддерживает говорящего в его стремлении со всех сторон рассмотреть, проанализировать ситуацию и принять решение, но сам при этом не торопиться с советами и предложениями, как и что сделать в определенных ситуациях. Цель — находиться в мире чувств другого, а не вовлекать его в свой собственный мир. Это способ прибывания с другим, который приносит пользу. Рефлексивное слушание позволяет другому испытать и почувствовать свою способность решать проблемы, определяя свою часть вклада, вносимую в трудности, укрепляя самоуважение и значение собственных переживаний и потребностей. Гипотеза Гендляна — эмоциональное раскрытие в сторону приобретения дальнейшего внутреннего опыта стимулирует процессы изменения. В 1996г. Итальянские нейробиологи открыли нейроны в головном мозге ответственные за отражение эмоций и телесных реакций другого человека, так называемые «зеркальные нейроны». Эмпатия приводит к изменениям в мозге клиентов способствуя росту нейронной интеграции. Так практические разработки Роджерса и других специалистов нашли свое биологическое ядро. Обучение эпатии в общении с клиентом требует постоянной практики. Эффективно используемая эмпатия помогает клиентам "обобщать, организовывать и осмысливать" их опыт(Bohart, Greenberg 1997).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|