Чтобы было легче освоить приемы активного слушания, попробуйте применять их постепенно.
Вначале освойте паузу и «угу-ага реагирование», и используйте фразу «я тебя понимаю».
Затем добавьте отражение чувств. Это можно сделать следующим образом.
Обычно собеседник очень много рассказывает о том, как не прав его оппонент. Этот рассказ может занимать продолжительное время.
Пока вы киваете и говорите «угу» и «ага», вместо того, чтобы слишком глубоко вникать в слова собеседника и разбираться в хитросплетениях правых и неправых, пытаясь решить, чью сторону занять, более эффективно будет постараться понять, услышать, увидеть, какое чувство стоит за тем, о чем рассказывает собеседник.
И сказать ему об этом.
Не так много основных чувств, которыми люди делятся друг с другом: радость, злость, обида, боль, страх, грусть.
Если собеседник ведет себя очень эмоционально или излишне ироничен, язвителен, скорее всего, это злость или обида, или то и другое вместе.
Если подавлен – боль. Если уныл – грусть.
А страх может лежать под любой из этих эмоций. Или быть явно выраженным, тогда мы видим перед собой тревожного и напряженного человека.
Даже просто сказать – ты расстроен – это уже увидеть другого человека и его чувства.
Вначале проще тренироваться на ситуациях, когда собеседник рассказывает вам о чем-то, что произошло с ним.
Когда это станет для вас привычно, тогда уже, например, на слова близкого человека: «Какой невкусный сегодня борщ», сказанные вам, вы сможете ответить: «Милый, я вижу, что ты чем-то расстроен».
Также можно использовать следующие приемы «активного слушания».
• Уточнение, прояснение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. «Объясни, пожалуйста, поподробнее»; «Расскажи об этом подробнее»; «Что случилось потом?».
• Пересказ - это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. «То есть ты хочешь сказать, что…», «Правильно ли я понял(а), что…». Тем самым мы убеждаемся, что правильно поняли собеседника.
• Сообщение о том, как мы воспринимаем собеседника, как видим его, как чувствуем. Например: «Эта тема очень важна для тебя», «Ты выглядишь расстроенным».
• Сообщение собеседнику о своих чувствах, своем восприятии, своем состоянии. Мы говорим собеседнику о том, что происходит с нами в процессе разговора.
Этот прием можно использовать как для выражения негативных, так и позитивных чувств. Например, «Мне очень больно это слышать».
Или: - Вчера у нас было совещание на работе. Так начальник не только похвалил меня при всех, но и обещал повышение зарплаты! – Я так рада за тебя сейчас! Горжусь тобой!
Для эффективного слушания необходимо безусловное принятие собеседника, отсутствие оценок и советов, уважение к чувствам собеседника, признание значимости его проблем и чувств.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.