Как говорить так, чтобы собеседник нас слышал и понимал

Наверняка многим знакомо ироничное выражение "они говорили, как слепой с глухим". Имеется в виду, что собеседники друг друга не то, что не понимают, а как будто даже и не слышат.
 
Как говорить так чтобы собеседник нас слышал и понимал
 
При этом вроде оба собеседника говорят по-русски.) 
 
В чём тут может быть причина?
 
Сразу скажу, что причин может быть не одна (и я об этом уже не раз писала - например, в статье "Что значит "говорить на одном языке" https://www.psyoffice.ru/article/83768/), но я сейчас хотела бы разобрать вот такой аспект.
 
Что все люди разные, я думаю, понятно.
Разные по самым разным критериям.
 
Я же сейчас собираюсь сделать акцент на том, что у нас (ко всем нашим разностям и различиям) могут быть ещё и разными ведущие каналы восприятия себя и мира.
 
Что я имею в виду?
 
Я имею в виду, что люди делятся, условно говоря, на тех, кто вопринимает окружающую нас действительность и информацию о ней преимущественно визуально (то есть используя зрительные образы, картинки), аудиально (посредством звуков) и кинестетически - то есть ощущениями (запахами, вкусом, на ощупь).
 
Конечно, разделение довольно условно. 
Бывает и смешанное восприятие. 
Бывает и вообще как будто бы отстранённое - когда человек ведёт себя почти как робот, не обладающий чувствами.
В общем, бывает всяко)
 
Тема эта, как обычно, ёмкая, в двух словах не опишешь.) Так что здесь я её лишь слегка обозначу. А при случае продолжу.  Ну, как получится.)
 
Попробую вот так. На примерах.
 
Вот представим себе, что человек преимущественно визуального направления будет описывать хорошую погоду.
У него получится, например, следующее:
"Ярко светило солнце. По голубому небу плыли белые облака. Зелень деревьев радовала глаз. Двор был усыпан розовыми, оранжевыми, жёлтыми цветами, на которые любовались все, кто заходил и смотрел на эту красоту во все глаза."
То есть тут - образы, картинки, виды. И это можно видеть.
 
Про ту же самую погоду человек преимущественно аудиального восприятия может уже рассказать, например, так:
"День был с утра тихий. Лишь слегка шелестели листья на деревьях и щебетали птицы. Да иногда громко смеялись дети, гуляющие во дворе. И как будто кто-то нашептывал в ухо: "Как хорошо звучит этот колокольчик лета!""
То есть тут основной источник информации об окружающем - звуки. Их можно слышать.
 
А теперь как может рассказывать про хорошую погоду человек с преимущественно чувственными способами восприятия:
"День был в меру тёплый, но немного душноватый. Так что уже даже хотелось, чтобы пролился освежающий дождик. Чтобы в воздухе вкусно запахло мокрой листвой и ароматами лета. И чтобы можно было шлёпать босыми ногами по лужам, ощущая кожей приятную прохладу."
Здесь основной источик восприятия информации - тактильные ощущения, обоняние и вкус)
 
Вроде все описания про одну и ту же хорошуя летнюю погоду, но как по-разному!
А в чём разница?
В словах!
 
Все слова русские, но при этом - вы удивитесь - собеседники часто не могут понять друг друга и договориться.
 
Потому что слова мы воспринимаем и слышим те, которыми "записан" наш внутренний мир. И которыми мы пользуемся для описания своей реальности. А чужие - не слышим и не воспринимаем. На чужое у нас - фильтр. А своё - оно родное и привычное.
 
Ведь реальность у каждого из нас хоть чуточку, да своя. Потому что двух одинаковых людей нет. И, соответственно, опыт каждого хоть чуть-чуть, но отличается от опыта другого.
Ещё хорошо, если чуть-чуть, а на практике бывает, что очень даже сильно))
 
Чем больше совпадают слова, которыми мы пользуемся со словами, которыми пользуется другой, тем больше в нашем опыте у нас точек пересечения.
 
И, конечно же, легче всего найти общий язык визуалу с визуалом, кинестетику с кинестетиком, а аудиалу с аудиалом.
И при этом всё время помним, что полных совпадений не бывает!
 
А если совпадений много, то, можно сказать, повезло встретить в какой-то степени близкого человека.
Он, конечно, не обязательно станет по-настоящему близким) Но встречи такие обычно приятны.
 
Ну вот как, к примеру, может сказать человек визуального склада восприятия про удачное дело?Вот так - "Красивая картина получилась!" 
 
А аудиал - "Звон фанфар!"
 
Кинестетик может сказать: "От восторга аж дух захватывает!"
 
Разумеется, вариантов огромное количество, но, я думаю, суть понятна?)
 
Ну и тот вопрос, что был обозначен вначале - "Как говорить так, чтобы собеседник нас слышал?"
И как нам самим слышать собеседника?
 
Во-первых, для начала, прислушаться к себе и обратить своё внимание на то, какими словами мы рассказываем что-то.
И понять, какой канал восприятия нам привычнее.
Именно - привычнее. Потому что, в принципе, нам доступны все каналы.
Но чаще мы подсознательно предпочитаем какой-то один.
 
А можем использовать и два! И три!
И чем полнее мы будем использовать эти свои возможности, тем богаче и многограннее будет наш мир!)
 
А во-вторых, внимательно послушав собеседника, понять, какие именно слова, из какого спектра  выбирает он. 
И сделать предположение, что перед нами, например, визуал. 
Которые использует слова-образы.
 
В-третьих, в разговоре именно с этим человеком стараться использовать те слова, которые использует он.
То есть настроиться, так сказать, на его волну восприятия. И начать в буквальном смысле говорить с ним на одном языке!)
 
Да, я, конечно, понимаю, что выполнить эти рекомендации не очень просто.
Но - при некоторой тренировке - это вполне достижимо.
И, надо сказать, очень сильно способствует взаимопониманию!
Ну а для начала, конечно, стоит задать себе вопрос - а чего я хочу для себя в общении? 
Хочу я, чтоб меня понимали?
Хочу ли достичь понимания, контакта именно с этим человеком?
Важно ли оно для меня?
И стоит ли вообще стараться?))
 
Решить для себя, что для нас ценно, а что не очень?
 
От ответов на эти вопросы и будет зависеть, как мы будем строить свои взаимоотношения с разными людьми. 
 



 
Потому что с разными людьми у нас могут быть разные цели.
Главное - эти цели понимать.
Осознание "чего я хочу" даже просто само по себе обладает большой силой.
 
И очень желательно расширять свои инструментальные возможности для реализации всей полноты собственной жизни. 
 
Удачи нам всем!!
 
И - напоминаю - дорогу осилит идущий!:)
 
С удовольствием, дорогие мои читатели, отвечу на ваши вопросы, если они появятся:)
И, может быть, напишу ещё одну статью) Или не одну)) 



Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Панические атаки" или "просветление" - выбор зависит от вашего восприятия.
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Легко сказать: "вот сейчас как изменюсь, и человек меня полюбит!"...
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • "Я тебя не хочу, но не знаю как сказать об этом"
  • "Работа с МАК". Расклад "Диалог с 3-х позиций восприятия".
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • Опыт регрессии в прошлую по запросу "Хочу понять, что меня держит в этом городе"
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • "Слова только мешают понимать друг друга..."
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • Как женщине легко сделать с мужчины очень несчастного и даже "тряпку"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Что имеем в виду, говоря "нарцисс", "нарциссизм" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь