|
Эмпатическое слушаниеАвтор статьи: Менделевич Мария Владимировна
Я вас слушаю Эмпатическое слушание- техника, позволяющая достичь двух целей — дать понять и почувствовать клиенту, что его слушают, слышат и понимают и побудить к более близкому контакту с самим собой, саморефлексии. Эмпатическое слушание занимает почетное место во многих психотерапевтических подходов - в клиент-центрированном подходе Роджерса она является основной и практически единственной техникой психотерапии, в подходах теоретиков объектных отношений, например, Кохута, эмпатическое слушание сочетается с интерпретацией (традиционной техникой психоанализа). В этом эссе я попытаюсь изложить свою мысли и чувства, косающиеся эмпатического слушания с двух точек зрения — психотерапевта и клиента.
Как человек к человеку — эмпатическое слушание глазами терапевта "Если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменение и развитие его личности."( Роджерс К. “Клиенто-центрированная терапия”) Техника эмпатического слушания часто недооценивается молодыми психотерапевтами. Это, на мой взгляд, происходит вот почему. Во-первых, кажущаяся малоэффективность. Представление о том,что подход, основанный на эмпатическом слушании, ограничентерапией здоровых пациентов и не применим к терапии пациентов пограничного и психотического уровня организации личности. Я тоже так думала, пока не прочла книгу «Завтра я всегда была львом» женщины, много лет страдавшей от шизофрении и сумевшей победить свою болезнь и стать клиническим психологом. В этой книге она описывала свою работу с психотерапевтами и писала о том, как важно ей было то, что ее боль была кому-то небезразлична, что ею интересовались, ее не бросали... Действительно, чтобы измениться практически без вмешательства терапевта, нужно достаточно сильное наблюдающее Эго, способность к рефлексии и целеполаганию. Но очень часто, в работе с пограничными и психотическими пациентами, когда интерпретации вызывают слишком сильную тревогу или с гневом отвергаются, когда мысли спутанны, а аффекты слишком сильны, практически единственное, и, пожалуй, самое важное, что может дать терапевт клиенту - просто быть рядом, принять и услышать его. Эмпатийное слушание и безусловное принятие дают клиенту опыт совсем иных отношений, чем те, с которыми он, возможно, сталкивался до этого. А это дорогого стоит. Во-вторых, это страх быть смешными. Про Роджерса есть много анекдотов, основанных на том, что просто механическое повторение фраз за клиентом действительно смешно, если за этим ничего большего не стоит. Эмпатическое слушание потому и эмпатическое, что в основе его лежит эмпатия — умение вчувствоваться в переживания другого, войти с ним в особый контакт. Ведь суть эмпатического слушания не в том, чтобы говорить какие-то фразы или каких-то не говорить,а в том, чтобы за этим стояло нечто глубокое, некое «организмическое чувствование», по выражению Роджерса. Будучи в эмпатическом контакте с клиентом невозможно сказать ему чего-то неправильного, вредного... Может быть в этот тезис Роджерса нелегко поверить, хотя, думаю, не сложнее, чем в то, что «простое перефразирование» может способствовать переменам. Мне кажется, что это как раз из области тех вещей, которым нельзя научить, но можно научиться. Возможность вступления в такой контакт с другим человеком должно основываться на безусловной любви и доверии к его сущности. Когда я нахожусь в эмпатическом контакте с человеком, то все вокруг исчезает — мои проблемы, комната, другие люди (если это обучающая группа). И тогда я перестаю думать о словах, они перестают быть целью, а становятся средством поддержания возникшего контакта. И слова выходят легко и естественно. Войти в это состояние очень легко — надо просто думать о клиенте, а не о себе, не о том, «чтоя делаю», «как я выгляжу», «вдруг у меня не получится». И тогда получится, получится обязательно!
«Счастье — это когда тебя понимают» — эмпатическое слушание глазами клиента Эмпатическое слушание не решает проблем, да в общем то и не должно. Но оно придает сил. Во время работы в парах я на одной во время одного из занятий по психотерапии, будучи в роли клиента, поделилась с психотерапевтом своей реальной проблемой, очень меня мучающей. Я просто проговорила, то, что уже много раз говорила про себя, то, чем неоднократно делилась с подругами. И, вроде, ничего не изменилось.... Но вечером я поняла, что это не так. Я как-то немного по-другому стала смотреть на эту ситуацию, перестала чувствовать себя абсолютно беспомощной... А еще в памяти всплывали вместе с проблемой улыбающиеся глаза психотерапевта. И я чувствовала себя не одинокой. Вспоминается и другой случай — после одно из занятий по обучающей терапевтической программе я почувствовала себя очень плохо. Видимо, какая-то струна была задета во мне, но я просто не могла сдвинуться с места, уехать. Я с трудом добралась до туда, где, на мой взгляд должен быть преподаватель, — мне надо было с кем-то поговорить. Вот такую потерянную меня «подобрала» лаборантка. Она была младше меня на два курса, очень переживала из-за отсутствия у нее практического опыта. Она попыталась разыскать преподавателя, которого я ждала, оказалось, что он уже ушел. Она предложила мне позвать кого-то еще, но я отказалась. Тогда она просто села рядом со мной и... я не помню о чем мы говорили, но я помню свои чувства — меня слышат, я небезразлична, меня не бросают, от меня не уходят (одна из моих претензий непонятно к кому была «почему вы все все время уходите»). Мы посидели некоторое время и я почувствовала, что могу идти... Я поблагодарила ее за помощь и сказала «ты говорила, что ты не можешь ничего для меня сделать, но иногда, чтобы помочь человеку, достаточно просто не быть тем кто все время уходит». Не быть тем, кто все время уходит. Так просто и так сложно — быть рядом с человеком, слушать и слышать его, принимать его несмотря ни на что. Верить в него, доверять ему. И любить. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|