|
Четыре навыка обращения с проекцией (часть 1)Автор статьи: Сахарова Инна Сергеевна
Все наше сосуществование с другими людьми буквально пронизано процессом постоянного взаимного проецирования. Проекция так плотно и неизбежно вплетена в ткань наших отношений, она так основательно определяет многое из того, что в них происходит, что стоит узнать ее получше и поставить себе на службу. Стоит научиться с ней обращаться. Например, вот в такой вот тренинговой парадигме. 4 навыка обращения с проекцией. Для начала в назывном порядке: - опираться на свою проекцию, доверять ей; - усомневаться в своей проекции, подвергать критике, проверять, присваивать; - опираться на чужую проекцию, принимать ее к сведению, исследовать; - усомневаться в чужой проекции, подвергать ее критике, отстранять . В этой статье с рассуждениями и примерами о первых двух навыках. Навык 1. Опираться на свою проекцию, доверять ей. В течение жизни мы сталкиваемся с разными ситуациями, проживаем их, приобретаем опыт, извлекаем уроки. Этот опыт и наши выводы потом пригождаются нам для ориентировки в мире. Было бы странно его игнорировать и каждый раз заново усваивать, например, что горячую кастрюлю не стоит хватать голыми руками. Мы обнаруживаем сходства между ситуациями, имеющимися в нашем прошлом опыте, и теми, которые мы проживаем в текущий момент. И, исходя из этого сходства, выбираем подходящий способ поведения быстрее и проще. Именно в этом навыке заложен потенциал того, чтобы избежать постоянных ударов одних и тех же грабель по лбу. Избежать постоянного приспособления к частоповторяющимся повседневным ситуациям. Без проекции было бы сложно жить на большой скорости, развиваться и осваивать новое. Правда, когда дело касается горячей кастрюли, то это тяжелая артиллерия (вопрос жизни и смерти нашего тела). Тут все понятно, спорить не о чем. А когда то же самое дело касается гораздо более тонкой и спорной ткани человеческих отношений – все сразу становится запутанным и не однозначным. Тем не менее, можно сказать совершенно точно, что если вы наложили формочку своего опыта на какое-то впечатление от другого человека и вам кажется, что она пришлась почти впору, вам стоит учесть в построении своего взаимодействия с ним. Хочу заметить, что сам этот человек может не соглашаться с вашим выводом, случись ему о нем узнать («Ваша роль ругательная и я прошу ее ко мне не применять»), утверждать что-то совершенно иное про самого себя и свои реакции. Это еще не повод проекцию свою совсем отменить и выбросить. Также, как это не повод вступить с интерпретируемым в кровавый спор, стремясь во что бы то ни стало вывести его на чистую воду, доказать, что он сейчас мыслит, чувствует, подразумевает именно то, что вы о нем думаете, а не то, что он сам считает. Опираться на свою проекцию отнюдь не значит любой ценой встроить ее в восприятие других людей. Поставьте на ручник и понаблюдайте, поспрашивайте свидетелей, поэкспериментируйте )). Например, кажется вам, что ваша подруга вам завидует. Каждый раз , когда вы смакуете в её присутствии свой профессиональный успех, она как-то затихает и мрачнеет. Это начинает раз'едать ваши отношения. Прямой разговор не клеится. Что ж, сохраняя своё предположение и опираясь на него, можно поэкспериментировать, наблюдая за результатом. Например, сделать рассказы о своем успехе менее 'махровыми', найти себе для законного упоения другие, более благополучные в этом отношении, уши. А на возможные расспросы подруги реагировать короткими нейтральными сообщениями. Применить здоровую дефлексию, одним словом)). Можно поддержать тему, связанную с её (подруги) самоутверждением и предъявлением своих достижений для начала - вам ( как вам, кстати, послушать об этом?). Наверняка представится повод. Бывает, однако, что мы почему-то ну никак не можем оставить другого человека в покое в своих попытках открыть ему глаза на самого себя («Ну неужели тебе так сложно сказать мне правду, признайся, что ты мне завидуешь»). И вообще – часто, охотно или эмоционально заряжено распознаем в окружающих людях какую-то особенность, переживание или потребность ("Вообще, мне многие завидуют") . Тогда… Навык 2 Усомневаться в своей проекции, подвергать критике, проверять, присваивать Тогда особенно целесообразно применить навык номер два, то есть для начала усомниться в своих выводах. А после – проверить свою проекцию или (и) присвоить ее. Провернуть проверку проекции, если уж (ура, ура!) возникло сомнение в её уместности, совсем не сложно. Но нехитрое это действие действительно может спасти вас от многих напрасных волнений. Именно непроверенная проекция - плодотворный источник недоразумений и всевозможных казусов. Помните советский мультфильм про козленка, который умел считать?). Посчитанные, прежде, чем бурно реагировать, могли бы проверить происходящее примерно вот так: "Мне кажется считать - это что-то вредное и неприличное. Это так? Расскажи, что это и для чего используется?")) Если же после того, как я усомнился в своей проекции, речь идет о ее присвоении, то это задачка посложнее. Разворачивается история примерно вот так. Проекция: «Мне все завидуют». Присвоение: А что я знаю о своей зависти, кому завидую? В чем мой интерес обнаруживать зависть в других людях? Продолжите фразу «я завидую другим людям, особенно… Когда я завидую, я … Или - я хочу чтобы мне завидовали - когда мне завидуют, я… Проекция: «Я никому не интересен, мной никто не интересуется». Присвоение: «А как я обращаюсь со своим интересом к миру вообще, к другим людям? Когда я этот интерес чувствовал последний раз? Как я с ним обошелся? А когда руководствовался им, предпринимая какие-то действия? Проекция: «Он хочет мной воспользоваться. Меня постоянно используют окружающие люди». Присвоение: Расскажите о том, как вы используете других. А что, кстати, по-вашему, это значит – использовать человека? Как еще вы могли бы отнестись к другим людям, если не используя, в чем бы это выразилось? Что вас от этого останавливает? Психика не может распознавать в других людях и событиях то, что не содержится в ней самой. Чем охотнее, чаще и эмоциональнее мы распознаем то или иное явление в других, тем больше соответствующих тенденций содержится в нашем уме. Мы просто получаем безошибочное указание на свою собственную ‘специализацию’. Кстати, хотя я до сих приводила только примеры негативного толка, в равной степени проецироваться на других может и что-то позитивное. Например, мужчина много работает, а женщина сидит дома с детьми. Вот он ей и говорит из раза в раз: «Вы там радуетесь жизни, наслаждаетесь, а моя жизнь - сплошное напряжение.» Или во всех смыслах славная девушка думает: «Надо же, сколько вокруг интересных людей, а я какая-то обычная.» Какие идеи возникают о том, что каждому из них имеет смысл попытаться присвоить?)
В следующей статье - об оставшихся двух навыках Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|