Много ли проекции в проекции?

Много ли проекции в проекции

Проекция - это форма нашего восприятия, когда мы приписываем объекту мысли, эмоции, чувства, мотивы, связанные с нашим личным ожиданием, опытом.

В психологии есть термин "эффект ожидания", когда, ожидая от человека определенной реакции, мы провоцируем его на неё (проективная идентификация)


, а так же "эффект взаимности", когда мы думаем, что человек относится к нам также, как мы относимся к нему, "эффект авансирования", когда к разочарованию приводит отсутствие в объекте ранее приписываемых ему свойств.

Стандартный тест на проекцию: посмотрите на этого кота и попробуйте определить его эмоциональное состояние.

Вероятнее всего, Вы припишете коту либо своё эмоциональное состояние, либо то, которое ожидаете от кого-то из Ваших близких, либо состояние, которое Вам хочется видеть в другом (заинтересованность, восхищение и т.д.). Если Вы чего-то боитесь, Вы можете приписать этому коту презрение, злость, например.

Нашу проекцию усиливает и тот факт, что этого кота мы не знаем и он просто смотрит и молчит. Единственный фактор восприятия сейчас для нас - это его взгляд.

Мы можем получить какую-либо информацию об этом коте лишь через наше зрение, оценив его выражение "лица". Помимо зрения у нас есть такие сенсорные системы как слух и осязание. Если бы кот нам что-то говорил, мы бы знали некоторые подробности его жизни, могли его понюхать, потрогать, наша база данных о коте стала бы значительно шире. И вот, после того, как собрана внешняя информация, в работу включается наше воображение. Мозг не любит неопределенности. Если информации об объекте недостаточно, мозг "дорисует" недостающие детали в соответствии с личным опытом.


Чем меньше мы будем знать про кота, тем сильнее будет работать наше воображение.

Именно поэтому классический психоанализ предполагал немногословность аналитика, закрытый доступ к подробностям его личной жизни, отсутствие общения вне психоаналитических сеансов. Более того, лицо аналитика не должно было показывать никаких эмоций в отношении клиента, не допускалось никаких преференций, бесплатного продления времени сеанса, т.к. это было бы поводом для клиента отнести действия аналитика и на свой счёт - "дорисовать картинку" (например, "если аналитик делает мне поблажки, значит как-то по-особенному ко мне относится", что может быть почвой для формирования эротизированного переноса и других форм сопротивления анализу).

В то же время, безэмоциональность аналитика могла интерпретироваться как равнодушие (это особенно актуально для впечатлительных, эмоциональных натур - депрессивных, истероидных). Например, истероид, которому важно видеть эмоциональный отклик человека, может оскорбиться безэмоциональностью аналитика. Однако, будет ли это поводом сделать вывод о сформировавшемся переносе и проекции на аналитика?

Чтобы не сделать ложных выводов, в терапии применяется метод прояснения, каузальный метод: расспрос клиента об обстоятельствах его жизни, мыслях, чувствах, эмоциях, мотивах, намерениях. На основе полученной информации, терапевт производит интерпретацию относительно текущего состояния человека, выдвигает причину и следствие. Очень хорошо помогают в этом проективные методики (всем известный тест Роршаха, Сонди, рисунок несуществуюшего животного, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, МАК и т.д.), если клиент принимает прямое участие в интерпретации.

Вывод о состоянии клиента никогда не делается на основе одного лишь предположения аналитика.

Чтобы сделать вывод об эротизированном переносе клиента, например, необходим какой-то вербальный или поведенческий акт с его стороны (предложение дружбы, заявления клиента о том, что ему нужна любовь терапевта, сексуальные фантазии с ним связанные, высказывание потребности, чтобы терапевт в нем нуждался и т.п.).

О родительском переносе может говорить постоянное сравнение терапевта с отцом или с матерью.

Терапевт должен уметь аргументировать свои предположения, ссылаясь на факты, иначе его интерпретации будут не более чем плодом собственных фантазий.

На чём основана наша проекция?

1. На нашем прошлом опыте.

2. На наших потребностях, нуждах.

3. На типе нашей личности и восприятии себя.

Однако, следует отметить, что проекция не формируется просто так из ниоткуда. Чтобы наша проекция активизировалась, мы должны уловить в другом человеке знакомые черты (во внешности, словах, поведении), которые и вызовут привычный ассоциативный ряд. Например, клиент может сказать психологу, что видит между ним и собой много общего или психолог ему напоминает кого-то из прошлого.

Леопольд Сонди, работая в психиатрической клинике, выявил закономерность, что друг к другу притягиваются люди со схожей латентной или явной патологией, которая отражается и во внешнем облике. 



Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • "Без свидетелей" (История летчика Сергея глазами аналитика)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Идея "Найди дело по душе и не будешь работать ни одного дня" и ее влияние на клиента
  • Как толковать сновидения (свои или клиента). Рекомендации опытного аналитика В. Лиманцева
  • "Ложки не существует" или "защитный механизм проекция"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Техника "я-высказывание": как сделать чтобы вас услышали
  • "Затерявшиеся в бермудах" или Если вас терзают мыши, перестаньте спасать кота
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Чтобы съесть яблоко… или "Не обижайте черного кота!"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Притча "Как сделать, чтобы Ваша женщина стала самой привлекательной?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь