|
Много ли проекции в проекции?Автор статьи: Буркова Елена Викторовна
Проекция - это форма нашего восприятия, когда мы приписываем объекту мысли, эмоции, чувства, мотивы, связанные с нашим личным ожиданием, опытом. В психологии есть термин "эффект ожидания", когда, ожидая от человека определенной реакции, мы провоцируем его на неё (проективная идентификация)
Стандартный тест на проекцию: посмотрите на этого кота и попробуйте определить его эмоциональное состояние. Вероятнее всего, Вы припишете коту либо своё эмоциональное состояние, либо то, которое ожидаете от кого-то из Ваших близких, либо состояние, которое Вам хочется видеть в другом (заинтересованность, восхищение и т.д.). Если Вы чего-то боитесь, Вы можете приписать этому коту презрение, злость, например. Нашу проекцию усиливает и тот факт, что этого кота мы не знаем и он просто смотрит и молчит. Единственный фактор восприятия сейчас для нас - это его взгляд. Мы можем получить какую-либо информацию об этом коте лишь через наше зрение, оценив его выражение "лица". Помимо зрения у нас есть такие сенсорные системы как слух и осязание. Если бы кот нам что-то говорил, мы бы знали некоторые подробности его жизни, могли его понюхать, потрогать, наша база данных о коте стала бы значительно шире. И вот, после того, как собрана внешняя информация, в работу включается наше воображение. Мозг не любит неопределенности. Если информации об объекте недостаточно, мозг "дорисует" недостающие детали в соответствии с личным опытом.
Именно поэтому классический психоанализ предполагал немногословность аналитика, закрытый доступ к подробностям его личной жизни, отсутствие общения вне психоаналитических сеансов. Более того, лицо аналитика не должно было показывать никаких эмоций в отношении клиента, не допускалось никаких преференций, бесплатного продления времени сеанса, т.к. это было бы поводом для клиента отнести действия аналитика и на свой счёт - "дорисовать картинку" (например, "если аналитик делает мне поблажки, значит как-то по-особенному ко мне относится", что может быть почвой для формирования эротизированного переноса и других форм сопротивления анализу). В то же время, безэмоциональность аналитика могла интерпретироваться как равнодушие (это особенно актуально для впечатлительных, эмоциональных натур - депрессивных, истероидных). Например, истероид, которому важно видеть эмоциональный отклик человека, может оскорбиться безэмоциональностью аналитика. Однако, будет ли это поводом сделать вывод о сформировавшемся переносе и проекции на аналитика? Чтобы не сделать ложных выводов, в терапии применяется метод прояснения, каузальный метод: расспрос клиента об обстоятельствах его жизни, мыслях, чувствах, эмоциях, мотивах, намерениях. На основе полученной информации, терапевт производит интерпретацию относительно текущего состояния человека, выдвигает причину и следствие. Очень хорошо помогают в этом проективные методики (всем известный тест Роршаха, Сонди, рисунок несуществуюшего животного, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, МАК и т.д.), если клиент принимает прямое участие в интерпретации. Вывод о состоянии клиента никогда не делается на основе одного лишь предположения аналитика. Чтобы сделать вывод об эротизированном переносе клиента, например, необходим какой-то вербальный или поведенческий акт с его стороны (предложение дружбы, заявления клиента о том, что ему нужна любовь терапевта, сексуальные фантазии с ним связанные, высказывание потребности, чтобы терапевт в нем нуждался и т.п.). О родительском переносе может говорить постоянное сравнение терапевта с отцом или с матерью. Терапевт должен уметь аргументировать свои предположения, ссылаясь на факты, иначе его интерпретации будут не более чем плодом собственных фантазий. На чём основана наша проекция? 1. На нашем прошлом опыте. 2. На наших потребностях, нуждах. 3. На типе нашей личности и восприятии себя. Однако, следует отметить, что проекция не формируется просто так из ниоткуда. Чтобы наша проекция активизировалась, мы должны уловить в другом человеке знакомые черты (во внешности, словах, поведении), которые и вызовут привычный ассоциативный ряд. Например, клиент может сказать психологу, что видит между ним и собой много общего или психолог ему напоминает кого-то из прошлого. Леопольд Сонди, работая в психиатрической клинике, выявил закономерность, что друг к другу притягиваются люди со схожей латентной или явной патологией, которая отражается и во внешнем облике. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|