|
Особенности организации скайп-консультированияАвтор статьи: Вылегжанин Игорь Валерьевич
Я долго наблюдал, как активно развиваются и распространяются способы оказания психологической поддержки и помощи с использованием ИКТ. Много проводится различных конференций, мероприятий, на которых специалисты стремятся транслировать свои представления об этом и «удаленное консультирование» переживает бум – появляются интересные статьи, интернет-ресурсы, однако шума много, а конкретики мало. Нет учебников пока (хотя может я и не заметил еще)… Это, надеюсь, первичный этап становления подобного рода профессиональной деятельности. Вспоминаю Ральфа Р. Гринсона, который Мерилин лечил – написал человек учебник, старался… основательный такой (очень мне нравился) но теперь слишком кажется упорядоченным, формальным что ли. Однако упорядоченности хочется. Вот учебники вызывают уважение – Ленграта, например, по игровой терапии «Искусство отношений». Все четко, по-немецки скрупулезно. Или вот Ненси Мак-Вильямс – попытка охватить необъятное, великолепный труд по психоаналитической диагностике. Теперь имею свой опыт и готов поделиться им, приглашаю к обсуждению специалистов и тех, кому подобные услуги были бы полезны. На учебник претензии нет, но надо же с чего-то начинать. По моим представлениям можно выстроить процесс взаимодействия психолога и клиента вполне достаточный для эффективной работы. Конечно, я не стал бы советовать заменять очные консультации сетевыми, однако во многих случаях они являются оправданными. Например, недостаток психологической помощи в маленьких городах чаще всего объясняется невозможностью сохранить конфиденциальность – все друг друга знают, причем от этого страдают и потенциальные клиенты и психологи. Интересна также возможность организации сетевой супервизии – можно прибегнуть к профессиональной помощи коллег, живущих довольно далеко от тебя, и в групповом варианте еще и в совершенно разных географических точках. А вариант дидактического анализа или терапии – совершенно необходимый процесс для психолога, работающего в консультировании, психотерапии и не только. Конечно, это не вариант замены полноценного общения и обучения, рассматривается только как способ преодоления разного рода «стесненных обстоятельств».
Обустройство рабочего места Для подобной работы у Вас должен быть отдельный аккаунт, не пользуйтесь своим обычным, который служит у Вас для личного общения, здесь Вы можете быть слишком доступны. При этом регулярно проверяйте свой рабочий канал связи на предмет различных сообщений от клиентов. Это должно быть именно рабочее место, то есть домашняя утварь на заднем плане и домочадцы совершенно ни к чему. То есть, в идеале это место именно на работе, в кабинете. Тоже, кстати, огражденное от посторонних вмешательств. Конечно же, прелесть того, что мы можем устроить кабинет где угодно – она остается, но важно все правильно организовать. В конце концов, клиенту не важно, кто находится на заднем плане - домочадцы или сотрудники или даже вообще посетители интернет-клуба. Важно создать приватную обстановку – аналог кабинета. Это же требование справедливо и для клиента. Большинство требований будут касаться обеих сторон, участвующих в процессе. Каково Вам будет, если ваш клиент выйдет с вами на связь в каком-нибудь кафе или транспорте? Таким образом, это должно быть оговорено на первой вашей встрече. Теперь каким образом организовано само пространство вашего «виртуального кабинета». Уберите все лишнее со стола и минимизируйте количество объектов, попадающих в поле зрения камеры. «Творческий беспорядок» нам не нужен, чем меньше вещей, отвлекающих внимание клиента – тем лучше. Это требование также соотносится с обустройством обычного кабинета – не нужно лишних деталей вообще и деталей, рассказывающих о хозяине кабинета, в частности. Пространство за вами тоже должно быть ограничено. Это чаще всего стена (без картинок или стендов) или драпировка – штора, что угодно, но без нарочитого рисунка. Лучше выбрать спокойные пастельные тона. Хотя рабочий стол минимально будет попадать в объектив камеры, это не надо сбрасывать со счетов – здесь достаточно листа бумаги и ручки. Ага, камера. Коль мы от нее зависим, вспомним некоторые правила, делающие восприятие нас более полным: 1) Где должна стоять камера? В идеале необходимо добиться такого ощущения от картинки, чтобы человек, общающийся с вами, мог привычно предполагать, что Вы смотрите именно на него, а не поверх его головы или куда-то в сторону. Реально же мы смотрим на изображение человека на мониторе. Удалить ощущение посредничества техники в контакте поможет простой прием – камера должна находиться не под монитором и не с боку, а на линии, близкой к линии глаз ваших и глаз собеседника. И, конечно же, не забудьте покрутить объектив камеры – «навести резкость», ведь говоря правильным языком, Вы должны быть «в фокусе». В более дорогих камерах есть автофокус, и это удобнее. Высота камеры – на уровне глаз, может быть чуть ниже. Если камера будет слишком низко (например, Вы в кресле, а ноутбук стоит на журнальном столике), тела может оказаться слишком много, ведь оно ближе к объективу. Это визуально удлиняет Вас и делает ненужный акцент на животе, а голову – уменьшает :) 2) Не нужно делать из себя «говорящую голову». От этого создается ощущение фрагментарности восприятия. Большее доверие порождает кадр, в котором Вы видны до уровня поверхности рабочего стола. Еще лучше, когда видно как Вы сидите в кресле. Это достигается значительно большим расстоянием от Вас до камеры, а значит, монитор компьютера должен быть достаточно большим, что бы Вы без напряжения могли видеть изображение клиента. Такой вариант дает положение, наиболее близкое к реальному, обычному в кабинете психолога. 3) Руки – немаловажный инструмент коммуникации, они должны быть видны. Мне кажется, спокойствие (каковым и должен обладать консультант/терапевт в большинстве случаев) очень красноречиво передадут именно кисти рук. 4) Освещение. Поэкспериментируйте со светом. Обычно мы не обращаем на это внимание, если не являемся профессионалами в области кино-фото съемки. Недостаток света может породить неясную картинку или отдельно-выхваченную из полутьмы голову. Свет не должен быть резким, слепящим клиента или вас. Так называемый «контровый» свет не приемлем. То есть если камера видит Вас на фоне яркого окна, она автоматически будет настраиваться на такую яркость и ваше изображение станет просто темным силуэтом. «Фронтальный» свет, который так привычно уплощает пространство в любительских снимках, сделанных с помощью встроенной вспышки, также не желателен и может быть неприятен для вас. Верхний свет, падающий с потолочных светильников, обычно бывает недостаточно ярок и в любом случае пересвечивает макушку и оставляет тени глаза и нижнюю часть лица. Поэтому приходится прибегать к боковой подсветке, которая должна находиться за кадром. Не обязательно изыскивать специальные осветители, можно воспользоваться просто настольной лампой, находящейся сбоку. И чем больше Вы сдвинете подсветку влево или вправо, тем меньше она будет светить Вам в глаза. Ну и с другой стороны может помогать тоже окно или отражатель – лист ватмана, например, хотя для равномерности лучше прибегнуть к такому же светильнику, что и с другой стороны. Вообще надеяться на окно не очень надежно из-за погоды и суточных колебаний освещенности - за час она может значительно измениться. Так мы добиваемся мягко-освещенного главного объекта в кадре – это главным образом ваше лицо. 5) Внешний вид… рекомендаций по стилю не будет, обращаю Ваше внимание исключительно на визуальное восприятие кадра. Не выбираем ярко-белую одежду – гораздо спокойнее в кадре выглядит то, что потемнее. Светлая одежда пересвечивается, делает голову как бы подвешенной над светлым пятном. Однако и черным увлекаться тоже не стоит. Мелкая контрастная полоска может вызывать мешающий цифровой эффект (переливаться). Если Вы носите очки, позаботьтесь чтобы линзы в них не бликовали. Антибликовое покрытие сейчас не является редкостью и обеспечит возможность контакта клиента в Вашими глазами - важный момент. Рекомендации по установлению рамок взаимодействия При первой нашей встрече в сети нам необходимо определить, каким образом мы будем взаимодействовать: 1) Временные рамки (сколько раз в неделю, сколько минут за одну встречу), способы оплаты. 2) Над чем собираемся работать. 3) Предостережения – мы честно предупреждаем о примерном прогнозе (за какое время рассчитываем получить необходимые изменения, реально ли их достичь вообще), о необходимости соблюдения регулярности встреч и о том, что наш контакт вопреки расхожему представлению о работе с психологом будет не всегда радостный, позитивный или успокаивающий. Необходимо будет пройти через многое, от чего нормальный человек в обычной жизни отказывается.
Желаю Вам успехов и профессиональных удач :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|