Какова цена помощи? Может ли помощь быть врагом? Если кратко, то да. ⠀ Это доказал американский психотерапевт М.Селигман, когда открыл выученную беспомощность. Он показал сначала на собаках, а потом и на людях, что нежелание что-то менять в своей жизни, пассивные настроения - не врожденные черты, а приобретенные привычки. Его эксперименты повторяли множество раз, и результат повторялся. ⠀ Выученная беспомощность - состояние при котором человек не предпринимает никаких попыток по изменению/улучшению той ситуации, в которой он находится. ⠀ Что влияет на ее формирование? ⚡ отсутствие связи между действием и последствием⚡ не важно, хорошую оценку ребенок получил или плохую, если настроение у папы плохое - будет плохо, так у ребенка формируется установка «чтобы я не делал, результат от меня не зависит» ⠀ ⚡ последствия однообразны⚡ не важно, выполнил ли ты свои обязательства или нет, родители все равно перечислять тебе установленную сумму на карманные месячные расходы, привет детство до 50-ти ⠀ ⚡ последствия изменчивы и противоречивы⚡ сначала тебя решили наградить на работе за хорошо сделанный проект, а потом без всего решили наградить еще и Таню - она дочка владельца… значит в следующий раз можно и не стараться, потому что критерии награды изменчивы и расплыты ⠀ ⚡последствия носят отложенный эффект⚡ косяк произошел сегодня, а обратная связь - через месяц, потому что … (придумайте сами причину), через месяц такой разговор уже не будет иметь должного влияния и будет просто потерей времени) ⠀ Ответьте честно на несколько вопросов: 1. Стоит ли решать все возникающие проблемы за детей, даже если им, например 15-20 (потому что они еще успеют побыть взрослыми)? 2. Стоит ли менять/отменять наказание детям, если вам сложно эмоционально/вы переживаете, что он испытывает негативные чувства/ вы не можете справиться со своими эмоциями про эту ситуацию? 3. Стоит ли решать все возникающие проблемы за родителей, которым 55-60 и они только-только вышли на пенсию? 4. Стоит ли решать все проблемы своих подчиненных?
Так нужно ли вообще помогать? Да, но в меру. Лучше купить удочку и научить рыбачить, нежели купить пару килограмм рыбы. ⠀ Лучше помочь своему ребенку найти первую работу советом, эмоциональной поддержкой, нежели водить за ручку и «пристроить». ⠀ Лучше показать один раз подчиненному, что вы хотите, а затем просто стоять рядом и смотреть. ⠀ Лучше точно знать свои границы помощи близким людям и иногда говорить «нет». ⠀ Несколько правил «профилактики»: ☄последствия действий должны быть ☄последствия действий должны быть разнообразными (потому что одинаковые действия в жизни мы тоже редко делаем) ☄между действием и последствием должен быть небольшой период времени ☄ последствия должны быть однозначны и не противоречивы. ⠀ Подробнее о исследованиях можно почитать в Википедии или посмотреть видео на YouTube (есть хорошая ссылка, если нужна - спросите в личных сообщениях о ней)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.