|
Роль родительских установок и семейных сценариев в психическом здоровье детейАвтор статьи: Плетников Владимир Валерьевич
"Если хочешь иметь приятное общение и дружеские отношения со своим ребенком-подростком – сам будь более понимающим, сочувствующим, последовательным, любящим родителем». Стивен Кови. Проблема «отцов и детей» стара, как мир. Сейчас это называется таким красивым словосочетанием, как «нарушение детско-родительских отношений». Большинство родителей любят своих детей, желают им счастья и всего прочего, что обычно хотят родители для своего ребенка. Родители заботятся о ребенке, кормят, обувают-одевают, учат, отдают в различные кружки, секции, школы и пр. Но вдруг в какой-то момент обнаруживают, что с ребенком что-то не так: грубит, плохо учится, не слушается, делает, что хочет и многое-многое другое. Родители хватаются за голову и идут к психологу: «сделайте с ним (ребенком) что-нибудь». Однако это очень и очень непросто. Проблемный ребенок – это идентифицированный пациент. Это значит, что он – маркер нарушения психического здоровья всей семьи, а потому работать нужно со всей семьей, а с одним только ребенком – мало пользы и смысла. Что же в семье влияет на психическое здоровье ребенка, на его поведение, на его развитие в целом как в положительном плане, так и в отрицательном? Исследования психологов, изучение отношений между родителями и детьми показывают, что из всех сочетаний различных отношений к детям наиболее способствует их развитию отношение принятия и демократичности. Дети, имеющие теплые и равноправные отношения с родителями, показали ускорение интеллектуального развития, развития творчества, эмоциональной сферы и самостоятельного контроля; они менее возбудимы, чем дети, не имеющие с родителями таких отношений. В тех случаях, где отношение родителей было определено как «активно отвергающее», у детей наблюдалось небольшое отставание в умственном развитии, относительно плохое использование своих способностей и некоторое отставание в творчестве. Они были эмоционально неустойчивы, непослушны, агрессивны и склонны ссориться. По всей вероятности, у таких детей уже сформировались невротические черты характера. Казалось бы, решить проблему нарушений детско-родительских отношений просто: нужно просто воспользоваться словами эпиграфа в качестве руководства к действию. Ведь слова-то мудрые, истинные. Воспользуйся ими, и все будет хорошо. Общайся с ребенком демократично, принимающее, тепло, равноправно, и ребенок будет ускорено развиваться, хорошо учиться, хорошо себя вести; он не будет страдать психосоматическими расстройствами, скандалить с родителями, проявлять склонности к суициду. На самом деле все гораздо сложнее. И дело здесь не в советах, которые остаются мудрыми и истинными, а в том, что родители очень часто при всем своем желании не могут применить эти советы на практике. Пройдя какой-нибудь семинар по воспитанию, прочитав книгу по этому делу, родители честно пытаются следовать новым знаниям, но продолжается это несколько дней. А потом все возвращается на «круги своя». Можно подумать, что родительская теория воспитания не совпадает с практикой. Однако на самом деле практика воспитания очень часто как раз совпадает с теорией. Только ЭТА теория совсем другая, нежели та, которая учит демократичному, дружескому, заботливому, равноправному отношению с ребенком. И находится ЭТА теория в нашем подсознании. А сформировалась она на основе той практики воспитания, которой подвергались сами родители, когда были детьми. И здесь мы подошли к такому психологическому механизму, как «семейные сценарии». Суть его заключается в передаче старшего поколения и усвоения младшим поколением норм поведения; нравственных, духовных и семейных ценностей; отношения к себе, другим людям, миру в целом. И эти нормы, ценности, отношения, стили поведения транслируются в роду из поколения в поколение, передавая по цепочке даже болезни, выбор брачных партнеров, общение с ними, иногда вплоть до количества браков. Естественно, что также передается и усваивается и отношение к детям, стиль, способы и методики воспитания. Все это передается неосознанно. Родители, бывает, удивляются: «Откуда это у него (ребенка)? Мы его этому не учили!». Да, наверное, сознательно не учили. А как вы общаетесь с ним? Как вы, родители, общаетесь между собой? Какие книги читаете, какую музыку слушаете? Видит ли ребенок, что родители уважают и любят друг друга, или он постоянно наблюдает то, что мама «пилит» папу, или папа постоянно кричит на маму? Вот конкретная ситуация: мужчина приводит ребенка двенадцати лет на прием к психологу. Ребенок боязливый, тревожный, замкнутый. Не надо быть П. Экманом, («доктором Лайтманом»), чтобы увидеть, что и папа «весь как на иголках»: суетливый, озирающийся, напряженный, и ребенок бессознательно перенял этот стиль поведения папы. А папа в детстве был очень сильно травмирован: напуган. И эти невротические черты поведения он передал ребенку. Родители ответственны за те травмы, которые они причинили ребенку, но они не виноваты в этом, поскольку часто «не ведают, что творят». Обучение одного поколения – дело предыдущего. Плохие навыки семейной жизни переходят от одного поколения к другому, как предрасположенность к заболеванию или “фамильный порок”. Поскольку эти плохие навыки по большей части не осознаются, то они автоматически проявляясь в поведении, отношении, словах, ценностях, впитываются ребенком. Семья – мощнейший инструмент формирования личности ребенка - как в положительном плане, так и в отрицательном. А потому родители, сами воспитанные в определенной семейной парадигме, усваивая семейные ценности, а так же «усваивая» невротические черты характера, психические травмы своих родителей, передают их своим детям, а те – своим. Таким образом, травмированные дети – это очень часто травмированные их родители, которые неосознанно «отыгрываются» на своих детях, общаясь с ними и наказывая их так, как общались с ними и наказывали их собственные родители. И мы, - родители,- при этом сами боимся обнаружить собственные, глубоко спрятанные секреты, которые могут причинить нам боль. Мы можем осознать, как плохо поступали или несправедливо относились к кому-то. Такие переживания оказываются слишком болезненными, чтобы находиться в сознании и сердце. Мы не делимся своими соображениями друг с другом, чтобы прийти к соглашению – возможно потому, что мы не хотим отступаться от своего мнения и идти на компромисс. А может быть, это потому, что всякий раз, когда мы делали это в детстве, нас наказывали, стыдили, игнорировали, обижали, обзывали глупыми и упрямыми, слабыми или безвольными, а затем оставляли страдать в одиночестве? Мы не задаем друг другу некоторых вопросов, чтобы не получить отпор или из страха показаться глупыми. Мы не хотим услышать ответы, которые заставят нас страдать. Зачем нам бороться за что-то, если мы постоянно “пропадаем” в своем детстве, где были еще слишком слабыми или неуклюжими и не могли противостоять родителям, старшим сестрам или братьям? Зачем нам отстаивать свое мнение, если в прошлом наш голос не слышали, не понимали или не брали в расчет? Или мы подвергались за него наказанию, насмешке, презрению? Зачем нам просить кого-то о помощи, если в детстве нам отказывали в ней? Или учили, что «никто в жизни тебе не поможет». Дж. Зинкер пишет: «Список наших неосознанных отказов бесконечен. В нас живет несчетное количество отторгнутых переживаний и разочарований». И взрослый, несущий в себе эти самые установки, травмы и пр., передает их и своим детям. Передаются стиль и методики воспитания, общения с ребенком. И очень нередки случаи, когда эти стили оправдываются: «А нас как воспитывали?! Так же! И что? Выросли приличными людьми». А какова цена, которую платят приличные люди за свою «приличность»? Неврозы, страхи, психические травмы, повышенная тревожность, отсутствие самореализации и самоактуализации, страх перед миром, людьми и жизнью в целом. Так складывается преемственность в «судьбе». Значит ли такое положение дел, что это все нельзя изменить, что это рок, «крест», который придется нести всю оставшуюся жизнь? К счастью, нет. Изменения в лучшую сторону возможны, в том числе и улучшение взаимоотношений с детьми. Только начать нужно с себя. Правильный путь – это «Путь изнутри - наружу». Стивен Кови пишет: «...это означает, что начинать надо с самого себя. Даже более того – начинать надо с самой глубинной части самого себя – со своих парадигм, своего характера и своих мотивов... Наши парадигмы являются источником наших установок и поведения.... Попытка изменить установки и поведение окажется бесплодной, если мы не изучим те основные парадигмы, из которых эти установки и поведение проистекают» Что такое эти самые парадигмы, установки, убеждения? Это как раз те самые требования к себе и другим, принципы, нормы морали которые лежат в основе поведения и диктуют его. Многие из них имеют иррациональных характер. Иррациональный – потому, что не осознанны, потому что глобальны и в силу этого невыполнимы. Человек, подверженный влиянию своих иррациональных установок, стремится выполнить их. Но в силу их глобального характера не может этого сделать. В результате – страдания, обвинение себя, самобичевание – «я не смог этого сделать, я не сделал этого идеально, значит я – полный ноль, бездарь, никчемный человек». И эти же требования, установки передаются и детям – как сознательно, так и бессознательно: «Ты должен учиться лучше всех! Ты не должна расстраивать маму! Ты не должен плакать! Ты – наш ребенок, а значит, должен вести себя соответствующе!». Эти установки прививаются как сознательно, через вербальные послания, так и неосознанно, невербально. Так, ребенка можно отругать за полученную двойку или нарушение дисциплины. А можно молча перестать с ним общаться, игнорировать, показывать своим видом, как он обидел маму-папу. Для ребенка это еще хуже, чем просто какое-то словесное или даже физическое наказание: для него такое поведение родителей – это отвержение его. И в его психике начнет формироваться логическая цепочка и вместе с тем иррациональная установка – «если я получаю плохую оценку или замечание, то я для мамы и папы – плохой, а плохих не любят. Значит, чтобы мама и папа меня любили (а родительская любовь – это главное для ребенка, одно из основных и главнейших условий психического здоровья и полноценного развития личности, потому что в ней содержится и забота, и ласка, и признание, и формирование отношения к себе, к другим, к миру в целом) я должен быть хорошим, а это значит – выполнять их требования». И потом в своей уже и взрослой жизни человек ведет себя так, чтобы быть хорошим, для того, чтобы быть любимым. Он не может сказать «нет», не может отказать в просьбе, чтобы не стать «плохим» в глазах просящего; не может позволить себе отдохнуть – ведь отдыхают только лентяи, а хороший ребенок не может быть лентяем. Если он лентяй, то он – плохой, а плохих детей мамы и папы, а особенно бабушки, не любят. Вот некоторые из широко распространенных иррациональных установок, открытые психологами у людей:
Вместе с тем, распространенность этих установок вовсе не означает, что все эти установки есть непременно у каждого. При желании, можно самостоятельно поискать свои собственные установки, не входящие в этот, весьма и весьма ограниченный список.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|