|
Взаимосвязь перинатальных факторов и психологической готовности к обучению в школе.Автор статьи: Строкова Елена Валерьевна
Перинаталальными называются факторы, воздействующие на ребенка в утробе матери во время беременности и родов. К ним относятся как психологические (желанность беременности мамой и другими челнами семьи, принятие изменений, происходящих в теле, самочувствии матери и др.), социально-бытовые ( удовлетворение базовых потребностей беременной женщины - полноценность питания, физический и психологический комфорт), так и чисто медицинские (хроничесая гипоксия - дефицит кислорода в течение беременности, тяжелые роды). Повреждение или незрелость тех или иных мозговых образований вследствие перинатального поражения ЦНС в более поздние сроки развития ребенка может проявляться в трудностях обучения из-за недостаточной сформированности тех или иных высших психических и моторных функций. И если психологические факторы трудно подвергнуть сухой статистичесокй обработке, то документированные и шкалированные медицинские данные, могут служить неким (не абсолютным) ориентиром. Число детей с последствиями перинатального поражения ЦНС растет из года в год, что неизбежно сближает психологию, психотерапию, педагогику и медицину в поиске эффективных путей освоения учебных программ детьми, а также в поиске легко определяемых факторов, ассоциирующихся с худшей школьной адаптацией, для выделения группы риска задолго до момента начала обучения в школе. Цель исследования: выявить особенности динамики перинатальной энцефалопатии у детей в течение первого года жизни, ассоциирующиеся с худшим уровнем психического здоровья дошкольника и его психологической готовности к обучению в школе. Материалы и методы: было обследовано 30 детей в ходе прохождения профилактических и предварительных медицинских осмотров для оформления в школу. Проводился профилактический (в возрасте 7 лет) или предварительный (при обращении для оформления формы 026/у) осмотры врачом — психиатром в соответствии с Приказом МЗ РФ от 21.12.2012 г. № 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них". Кроме того, дошкольники были проконсультированы психологом для определения уровня психологической готовности к обучению к школе. Учитывались данные медицинской документации относительно динамики перинатальной энцефалопатии в течение первого года жизни обследованных детей (данные осмотров неврологом, динамика нейросонографии (НСГ), характер медицинских вмешательств — лечение ноотропами, препаратами ноотропного действия, диуретиками, цереброваскулярные средства, массаж, гимнастика), также были учтены некоторые перинатальные, интранатальные, неотальные факторы. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы Statistica 8.0. Результаты: в исследование были включены 30 дошкольников, средний возраст 6,7 лет, количество мальчиков и девочек было одинаковым. Половина всех девочек была абсолютно психологически готова к обучению в школе (р=0,007). Среди мальчиков 60% были психологически готовы к обучению в школе средне, остальные 40 % - умеренно (т.е. имели недостачный кругозор, средне-низкий уровень развития вербально-логического мышления, слабый навык работы по образцу, уровень внимания или памяти, (р=0,007)). Все обследованные девочки отнесены детским психиатром к первой группе здоровья. 23%(7) мальчиков были отнесены к первой группе здоровья, тогда как по 13%(8) (р=0,004) к второй и третьей группам здоровья детей (имели расстройства памяти, внимания, трудности с выполнением основных логических операций, неврозоподную симптоматику, тикоидные гиперкинезы, состояли на диспансерном учете у невропатолога). Чаще всего во вторую и третью группу здоровья по результатам осмотра детского психиатра попадали дети, получившие при рождении оценку по шкале Апгар 7-8 баллов, это ассоциировалось в дальнейшем со слабо или умеренно выраженной неврологической патологией и потому, вероятно, не подвергалось значимой медикаментозной коррекции (р=0,06). Дети, которые к возрасту 6 месяцев имели полисиндромальную структуру неврологического диагноза, к моменту поступления в школу в 100% случаев (10) демонстрировали невысокий уровень психологической готовности к обучению в школе (р=0,003). Из детей, имевших полисиндромальную структуру неврологического диагноза к возрасту 6 месяцев, никто не был отнесен детским психиатром при осмотре перед школой в 3-ю группу здоровья, тогда как дети с более легким течением перинатальной энцефалопатии и, вероятно, менее активным медикаментозным вмешательством, были отнесены к третьей группе здоровья в 16% случаев (3), р=0,02. Выводы: полисиндромальная структура неврологического диагноза у ребенка к возрасту 6 месяцев и, вероятно, оцениваемое как более тяжелое течение перинатальной энцефалопатии подвергается эффективной медикаментозной коррекции и не ассоциируется с худшим уровнем психического здоровья к моменту поступления в школу, но ассоциируется с более низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Другими словами, дети, изначально оцениваемые врачами как более "тяжелые", которым назначали медикаментозную терапию ноотроными препаратами (питание мозга), а родителям настоятельно рекомендовали активно заниматься с ребенком (развитие мелкой моторики, познавательных процессов, в более страшем возрасте психокоррекционная работа с психологом) чаще оценивались врачом-психиатром как здоровые, но имели более слабую психологическую готовность к школьному обучению, чем их ровесники, которые в возрасте до полугода не получали медикаментозного лечению. Е.В. Строкова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|