|
Детско-родительские отношения как источник психического здоровья детей.Автор статьи: Тарамышева Светлана Михайловна
Проблема психического здоровья привлекала внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов, но только в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения было введено понятие "психическое здоровье".
Оно рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Основным условием душевного благополучия является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, осуществляют необходимое наблюдение. Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой. Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление определенного стиля детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. Если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояние смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционально-созвучного общения между хотя бы одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия. Многие проблемы ребенка берут свое начало в нарушенных (проблемных) отношениях с родителями. Нарушенное родительское, прежде всего материнское, отношение рассматривается как значимый фактор в возникновении определенных нарушений психического развития у детей. Так, некоторые исследователи рассматривают неадекватное материнское отношение к ребенку в раннем детстве как средовой фактор в развитии шизофрении (Скобло, Северный, Баландина). Общение с ребенком по типу двойной связи, когда одно сообщение противоречит другому, отсутствие логичности в поведении родителя способствуют прогрессированию нарушений мышления. Нарушение ассоциативных процессов, способности к логическому мышлению, понятийного мышления делают ребенка неспособным понимать и выполнять противоречивые требования родителей (Эйдемиллер, Юстицкис). Наблюдения и данные исследований показывают, что излишнее строгое или даже деспотичное воспитание развивает у детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость и, реже, возбудимость и агрессивность. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. Отсутствие воспитания как такового ведет к возбудимости, асоциальному типу поведения. Дисгармония семейных отношений и семейного воспитания или нарушения в сфере родительско - детских отношениях влияет на психическое здоровье или нездоровье детей. В дошкольном возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте и объясняет все тем, что он плохой, что он не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, громкие ссоры, частые конфликты между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья. Вместе с тем, обращаясь к анализу психологических проблем родительско-детских отношений, следует подчеркнуть, что к ним относятся затруднения типичные и распространенные, свойственные значительной части как взрослого, так и детского населения. Существенное осложнение психического развития детей, как показывает практика консультирования, связано с повышением в обществе неблагоприятных воспитательных установок родителей. Это происходит из-за
Первое направление предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей. Основная его цель-повышение психолого-педагогической компетенции и обогащение знаний родителей об условиях и закономерностях общего психического и эмоционального развития дошкольников; об особенностях общего психического и личностного развития детей с ЗПР; о роли родительско-детских отношений, семейного микроклимата, родительского стиля общения, о способах и приемах психологической поддержки ребенка. Мы используем такие формы работы, как родительские собрания, лекции, индивидуальные консультации и беседы, семинары-практикумы, деловые игры. Первостепенная задача формировать у родителей понимание значимости родительско - детских отношений в социоэмоциональном развитии дошкольника; мотивацию к изменению родительских установок на стиль общения с ребенком, переориентацию на более гуманистическую, субъект — субъектную позицию во взаимодействии с детьми. Второе направление - практическая работа с родителями по рефлексии родительской позиции и формированию навыков и умений взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми. Основные задачи направления:
Все выше перечисленное помогает формировать эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье, корректировать поведение ребенка, решать его эмоциональные, психологические проблемы. Родители отмечают, что такие занятия сближают их с детьми, открывают новые возможности в построении доверительных отношений с ними. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|