Детско-родительские отношения как источник психического здоровья детей.

Проблема психического здоровья привлекала внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов, но только в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения было введено понятие "психическое здоровье".

Оно рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Основным условием душевного благополучия является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, осуществляют необходимое наблюдение.

Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым.

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление определенного стиля детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. Если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояние смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционально-созвучного общения между хотя бы одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия.

Многие проблемы ребенка берут свое начало в нарушенных (проблемных) отношениях с родителями. Нарушенное родительское, прежде всего материнское, отношение рассматривается как значимый фактор в возникновении определенных нарушений психического развития у детей. Так, некоторые исследователи рассматривают неадекватное материнское отношение к ребенку в раннем детстве как средовой фактор в развитии шизофрении (Скобло, Северный, Баландина). Общение с ребенком по типу двойной связи, когда одно сообщение противоречит другому, отсутствие логичности в поведении родителя способствуют прогрессированию нарушений мышления. Нарушение ассоциативных процессов, способности к логическому мышлению, понятийного мышления делают ребенка неспособным понимать и выполнять противоречивые требования родителей (Эйдемиллер, Юстицкис).

Наблюдения и данные исследований показывают, что излишнее строгое или даже деспотичное воспитание развивает у детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость и, реже, возбудимость и агрессивность. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. Отсутствие воспитания как такового ведет к возбудимости, асоциальному типу поведения.

Дисгармония семейных отношений и семейного воспитания или нарушения в сфере родительско - детских отношениях влияет на психическое здоровье или нездоровье детей.

В дошкольном возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте и объясняет все тем, что он плохой, что он не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, громкие ссоры, частые конфликты между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Вместе с тем, обращаясь к анализу психологических проблем родительско-детских отношений, следует подчеркнуть, что к ним относятся затруднения типичные и распространенные, свойственные значительной части как взрослого, так и детского населения.

Существенное осложнение психического развития детей, как показывает практика консультирования, связано с повышением в обществе неблагоприятных воспитательных установок родителей. Это происходит из-за

  • возрастания занятости родителей,
  • ориентации родителей на массовую систему дошкольных учреждений,
  • переноса исконно родительских функций на образовательные учреждения,
  • уменьшения и обеднения общения в семье,
  • дефицита теплоты и внимательного отношения друг к другу,
  • исчезновения совместных форм полезной деятельности ребенка и взрослого.
Формирование эмоционально-благоприятных взаимоотношений в семье включает два основных направления работы с родителями и детьми в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения.

Первое направление предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей.

Основная его цель-повышение психолого-педагогической компетенции и обогащение знаний родителей об условиях и закономерностях общего психического и эмоционального развития дошкольников; об особенностях общего психического и личностного развития детей с ЗПР; о роли родительско-детских отношений, семейного микроклимата, родительского стиля общения, о способах и приемах психологической поддержки ребенка.

Мы используем такие формы работы, как родительские собрания, лекции, индивидуальные консультации и беседы, семинары-практикумы, деловые игры.

Первостепенная задача формировать у родителей понимание значимости родительско - детских отношений в социоэмоциональном развитии дошкольника; мотивацию к изменению родительских установок на стиль общения с ребенком,  переориентацию на более гуманистическую, субъект — субъектную позицию во взаимодействии с детьми.

Второе направление - практическая работа с родителями по рефлексии родительской позиции и формированию навыков и умений взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми.

Основные задачи направления:

  1. Рефлексия типичных проблемных ситуаций взаимодействия ребенка со сверстниками, анализ причин, их поиск в родительско - детских отношениях. Рефлексия родительской позиции и формирование адекватного отношения к себе как к родителю.
  2. Формирование умения анализировать причины детских чувств и эмоциональных состояний и адекватно на них воздействовать.
  3. Развитие способности к безоценочному отношению и безусловному принятию ребенка.
  4. Формирование способности к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга в родительско-детских отношениях.
Второе направление может успешно реализовываться при совместном участии родителей и детей на занятиях. На этом этапе используются такие формы работы, как диагностика, метод игрового моделирования, домашние задания, психологический тренинг, психологические игры и упражнения.

Все выше перечисленное  помогает формировать эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье, корректировать поведение ребенка, решать его эмоциональные, психологические проблемы.

Родители отмечают, что такие занятия сближают их с детьми, открывают новые возможности в построении доверительных отношений с ними.



Просмотров: 612
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Принятие родителей как условие психического здоровья.
  • Как ссоры между родителями влияют на ребенка?
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Агрессия ребенка, как отражение детского опыта родителей
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Как пережить развод родителей. Событие глазами ребенка
  • Как повысить у ребенка мотивацию к учебе. 9 СОВЕТОВ для занятых родителей
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Как укрепить отношения детей и родителей. Советует Лора Маркхем
  • Как подготовить ребенка к разводу родителей
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь