Место в родительско-детских отношениях.

Когда в работе с родителями мы доходим до темы родительско-детских отношений, я часто предлагаю взрослым посмотреть на эти отношения со стороны.

Делают это родители под мою пошаговую инструкцию:

1. Представьте психологическое поле отношений взрослых и детей в семье в контексте конкретной темы.

2. Поочерёдно расставьте фигуры в этом поле, как Вы это чувствуете.

3. Поочерёдно вставайте на место каждой фигуры.

4. Встав на место конкретной фигуры, дайте себе время прочувствовать данное место данной фигуры, прочувствовать насколько комфортно или не комфортно на данном месте.(Клиенты описывают это, отвечая на мои вопросы)

5. Обратите внимание, как воспринимаются с данного места другие фигуры в этом поле, насколько видны, как чувствуется связь с каждой из них. (Клиенты описывают это, отвечая на мои вопросы)

Если эта работа проводится с обоими родителями, то для каждого из них выстраивается своё поле, может сложится своя картина. Далее мы с родителями анализируем полученную информацию.

Приведу некоторые примеры, когда семья полная с двумя детьми. Как понимаете, вариантов намного больше и по составу семьи, и по расположению фигур. Пол детей и родителей на конкретном месте может быть другим.

1. Порой родителям кажется, что детям комфортнее, когда в психологическом поле они находятся между родителями. Что же на самом деле?

Место в родительско детских отношениях
* Родителям видны одновременно оба ребёнка (как +). Связь между родителями слабая, как бы через детей. (В реальности это может выражаться в конфликтах родителей, в том числе по вопросам, связанным с детьми. В таком психологическом поле родители начинают включать детей в свои взрослые отношения. Взрослым бывает трудно договариваться между собой напрямую)

*Дети могут чувствовать хорошую связь между собой как между сиблингами (как +). Когда смотрят на одного родителя, теряют из вида другого. Нет возможности видеть родителей как единое целое. Перед детьми встаёт дилемма: на кого из родителей смотреть, на кого ориентироваться? Это неустойчивое, некомфортное состояние для детей. (В реальности это может выражаться в том, что ребёнок входит в коалицию с одним из родителей, что приводит к конфликтам с другим родителем и подкрепляет напряжение между взрослыми)

2.
* Родители чувствуют связь друг с другом (как +). Когда смотрят в сторону одного ребёнка, не видят другого. Если один родитель смотрит на одного ребёнка, а другой на другого, это создаёт две коалиции и ослабляет связь между родителями, создаёт напряжение.

* Главенствующее место в данном поле отдано одному из детей (В данном случае, на фото фигура мальчика слева). На этом месте он как бы становится старше своих родителей. Однако ему некомфортно, ребёнок чувствует тяжесть, т.к. это место ему не по силам. (В реальности это может проявляться в конфликтах с родителями, попытках  управлять ими, контролировать их)

* Связь между детьми отсутствует. Они могут взаимодействовать только через родителей. (В реальности это выражается в конфликтах между сиблингами, за внимание родителей в том числе, или игнорировании друг другом) Самая комфортная позиция в данном поле у ребёнка на фото справа.

3.
* Связь между родителями слабая, поддерживается через ребёнка.(Пояснение такое же как к фото1) Одна родительская фигура (папа) не может видеть обоих детей одновременно. Либо может смотреть в сторону одного ребёнка, либо в сторону другого родителя (мамы) и другого ребёнка. Другая родительская фигура (мама) может видеть всех, но её позиция самая слабая (В реальности родитель на данном месте в психологическом поле ничего не решает в семье, с ним мало считаются и дети в том числе)

* Главенствующее место отдано одному из детей (Пояснение такое же как к фото 2)

* Связь между детьми слабая. (Пояснение такое же как к фото 2)

4.  (Фото здесь сделано так, чтобы было видно расположение детских фигур. Чаще родители выставляют фигуры взрослых совсем близко друг к другу) Иногда родители видят такое расположение как безопасное для детей, как будто родители их защищают. А как это в поле?
* Связь между родителями есть (как +). Детей они могут видеть только повернувшись назад, т.е. дети не попадают в поле зрения напрямую или боковым зрением. Это не комфортно для родителей. (В реальности родители не дают детям проявить себя самостоятельно, решать свои вопросы)

* Дети чувствуют связь между собой как между сиблингами. Позиция за родителями для них некомфортна тем, что родительские фигуры закрывают перспективу. К тому же появляется ощущение у детей на этих местах, что они вынуждены поддерживать сзади родительские фигуры, быть для них опорой.


* Родители чувствуют связь между собой (как +). Могут видеть обоих детей одновременно (как +). Это комфортно.

* Дети могут видеть родителей как единое целое (как +). Чувствуют связь между собой как между сиблингами (как +). Это комфортно.

* Здесь бывает актуален порядок расположения детей слева от родителей  по очерёдности рождения (т.е. старший ближе к родителям, затем второй и т.д). Если очерёдность нарушена и более старший ребёнок находится на месте более младшего, он чувствует себя некомфортно. (В реальности у этого ребёнка проявляется инфантильность).


*Родители чувствуют связь между собой (как +). Могут видеть обоих детей одновременно (как +). Это комфортно.

* Чувствуют связь между собой как между сиблингами (как +). Могут получать поддержку, опору от родителей сзади (как +). Это комфортно.

* Такой вариант хорош для подросших детей на этапе психологической сепарации. Если дети ещё малы или не готовы пока отделиться, они будут себя чувствовать комфортнее рядом с родителями .

 

Итак, после такого диагностического этапа и его анализа, родителям становится видно, что стоит скорректировать в семейной системе родительско-детских отношений, и определяется дальнейшее направление нашей работы.



Просмотров: 289
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Неразрывная связь между родителями и детьми
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Отношения между родителями и их детьми.
  • Первое сентября. Размышления на тему отношений между родителями, детьми и учителями.
  • О мостике между родителями и детьми
  • Дружба между родителями и детьми
  • Один из способов позволяющий прояснить сложные отношения между родителями и их повзрослевшими детьми.
  • Гармония взаимоотношений между детьми и их родителями
  • Как сформировать Доверие между родителями и детьми
  • Конфликты между родителями и детьми: способы их разрешения
  • Конфликты между родителями и детьми: причины и способы преодоления
  • Значимость общения между детьми юношеского возраста и их родителями
  • Лучшие игры для развития взаимопонимания между детьми и родителями
  • Секс и еда - есть ли между ними связь?
  • Как на нас влияет общение родителей между собой
  • Ситуация сравнения детей между собой и ее специфика в среде монтессори
  • ICDP как способ повышения качества взаимодействия между родителями и детьми
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Связь между временем и счастьем.
  • Любовь, дружба между парнем и девушкой... Есть ли связь?
  • Есть ли связь между сексуальными извращениями (перверсиями) и депрессией?
  • Есть ли связь между психологическими проблемами и лишним весом?
  • Связь между эмоциональным состоянием и кожей.
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Женственность и запрет на подарки отца. Есть ли между ними связь?
  • Учёные доказали связь между детскими травмами и депрессией
  • Связь между сновидениями и телесными симптомами. Сновидящее тело.
  • Перинатальное воспитание, эмоциональная связь между матерью и ребенком.
  • Ревность между детьми. Ошибки родителей и рекомендации.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь