|
Место в родительско-детских отношениях.Автор статьи: Герасимова Светлана Анатольевна
Когда в работе с родителями мы доходим до темы родительско-детских отношений, я часто предлагаю взрослым посмотреть на эти отношения со стороны. Делают это родители под мою пошаговую инструкцию: 1. Представьте психологическое поле отношений взрослых и детей в семье в контексте конкретной темы. 2. Поочерёдно расставьте фигуры в этом поле, как Вы это чувствуете. 3. Поочерёдно вставайте на место каждой фигуры. 4. Встав на место конкретной фигуры, дайте себе время прочувствовать данное место данной фигуры, прочувствовать насколько комфортно или не комфортно на данном месте.(Клиенты описывают это, отвечая на мои вопросы) 5. Обратите внимание, как воспринимаются с данного места другие фигуры в этом поле, насколько видны, как чувствуется связь с каждой из них. (Клиенты описывают это, отвечая на мои вопросы) Если эта работа проводится с обоими родителями, то для каждого из них выстраивается своё поле, может сложится своя картина. Далее мы с родителями анализируем полученную информацию. Приведу некоторые примеры, когда семья полная с двумя детьми. Как понимаете, вариантов намного больше и по составу семьи, и по расположению фигур. Пол детей и родителей на конкретном месте может быть другим. 1. Порой родителям кажется, что детям комфортнее, когда в психологическом поле они находятся между родителями. Что же на самом деле?
*Дети могут чувствовать хорошую связь между собой как между сиблингами (как +). Когда смотрят на одного родителя, теряют из вида другого. Нет возможности видеть родителей как единое целое. Перед детьми встаёт дилемма: на кого из родителей смотреть, на кого ориентироваться? Это неустойчивое, некомфортное состояние для детей. (В реальности это может выражаться в том, что ребёнок входит в коалицию с одним из родителей, что приводит к конфликтам с другим родителем и подкрепляет напряжение между взрослыми) 2. * Главенствующее место в данном поле отдано одному из детей (В данном случае, на фото фигура мальчика слева). На этом месте он как бы становится старше своих родителей. Однако ему некомфортно, ребёнок чувствует тяжесть, т.к. это место ему не по силам. (В реальности это может проявляться в конфликтах с родителями, попытках управлять ими, контролировать их) * Связь между детьми отсутствует. Они могут взаимодействовать только через родителей. (В реальности это выражается в конфликтах между сиблингами, за внимание родителей в том числе, или игнорировании друг другом) Самая комфортная позиция в данном поле у ребёнка на фото справа. 3. * Главенствующее место отдано одному из детей (Пояснение такое же как к фото 2) * Связь между детьми слабая. (Пояснение такое же как к фото 2) 4. (Фото здесь сделано так, чтобы было видно расположение детских фигур. Чаще родители выставляют фигуры взрослых совсем близко друг к другу) Иногда родители видят такое расположение как безопасное для детей, как будто родители их защищают. А как это в поле? * Дети чувствуют связь между собой как между сиблингами. Позиция за родителями для них некомфортна тем, что родительские фигуры закрывают перспективу. К тому же появляется ощущение у детей на этих местах, что они вынуждены поддерживать сзади родительские фигуры, быть для них опорой.
* Дети могут видеть родителей как единое целое (как +). Чувствуют связь между собой как между сиблингами (как +). Это комфортно. * Здесь бывает актуален порядок расположения детей слева от родителей по очерёдности рождения (т.е. старший ближе к родителям, затем второй и т.д). Если очерёдность нарушена и более старший ребёнок находится на месте более младшего, он чувствует себя некомфортно. (В реальности у этого ребёнка проявляется инфантильность).
* Чувствуют связь между собой как между сиблингами (как +). Могут получать поддержку, опору от родителей сзади (как +). Это комфортно. * Такой вариант хорош для подросших детей на этапе психологической сепарации. Если дети ещё малы или не готовы пока отделиться, они будут себя чувствовать комфортнее рядом с родителями .
Итак, после такого диагностического этапа и его анализа, родителям становится видно, что стоит скорректировать в семейной системе родительско-детских отношений, и определяется дальнейшее направление нашей работы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|