|
Перинатальное воспитание, эмоциональная связь между матерью и ребенком.Автор статьи: Третьякова Екатерина Юрьевна
Каждая женщина приходит к беременности со своей личной историей, включая отрочество, детство и собственное рождение, которое окажет значительное влияние на исход беременности и родов. Рождение ребенка для каждой женщины – одно из самых важных, главных и, вместе с тем, сложных событий в жизни. Чем лучше женщина подготовлена к родам, тем богаче ее эмоциональные переживания, спокойнее поведение новорожденного и радостнее воссоединение мамы и малыша. Отсутствие осложнений при этом, по сути, соответствует нормальным физиологическим родам, поскольку роды имеют природный характер, свойственный здоровой женщине. Важность этого периода для формирования полноценных материнско-детских взаимодействий сложно переоценить. Происходящие с женщиной физические, гормональные, социальные изменения влияют на ее эмоциональное состояние, ее отношение к себе, будущему ребенку и окружающему миру. Эмоциональный фон беременности определяют многие факторы: особенности психики будущей матери, ее семейная история, физическое состояние, общественные нормы и ценности и т.д. Вся история существования эмоциональных связей в родительской семье (особенно с матерью), в браке, а также подобного опыта в поколениях играют важную роль в формировании отношения к собственной беременности. Для переживаний беременной женщины характерны колебания настроения, воскрешение прежних тревог, фантазий, незавершенных конфликтов. Женщина становится более сензитивной, нуждающейся в поддержке окружающих. Современные исследования в области психологии, психотерапии и психиатрии таких видных ученых, как Альфред Адлер, Вильгельм Райх, Отто Ранк, Нандор Фодор, Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и других, доказали, что у человека сохраняется бессознательная память о биологическом рождении, которая в дальнейшем определяет его физическое и психическое здоровье, стиль поведения, характер психоэмоциональных реакций и отношение к окружающему миру. Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. Каждый человек несет внутри себя память о собственном рождении. Мы можем не осознавать влияние этой памяти на нашу жизнь, но наши мысли, поступки, переживания, отношения с окружающим миром и другими людьми несут на себе отпечаток этого важнейшего события. И не только потому, что хронологически оно было первым в нашей жизни. Рождение принесло с собой такого уровня перемены, какие могут быть вполне сопоставимы с катаклизмом космического масштаба. Слишком значительно изменились условия существования, невероятно сложные испытания пришлось пройти в период рождения, полная неизвестность ожидала новорожденного человека в новом для него мире. С наступлением беременности у многих женщин возникают тревожные опасения не только по поводу здоровья будущего ребенка, но и страх, сомнения в возможности сохранить «женственность», «сексуальную привлекательность», прежний образ жизни и внешность, а также прежний уровень отношений с отцом ребенка. Эти мысли влияют на состояние и развитие плода. При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода. Многие женщины говорят, что во время беременности у них появляется рефлекс защиты своего ребенка как существа, уже рожденного. Поэтому они сознательно подавляют в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его в необходимых случаях. В это время ребенок “записывал” на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые нужно и можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывается основа сильного, выносливого человека. Не надо загонять эти переживания внутрь себя, необходимо найти их причину, провести серьезную внутреннюю работу: найти источник своего страха, сформулировать его, принять это переживание как часть своей внутренней жизни и, наконец, быть готовыми к необходимости изменить себя. Если самостоятельно у вас не получается справиться со страхами, то можно обратиться за помощью к врачам-психотерапевтам и медицинским психологам, которые помогут вам решить ваши проблемы (существуют апробированные тренинги и методики, хорошо зарекомендовавшие себя на практике). Часто будущие матери задают один и тот же вопрос: для кого важнее результат перинатального воспитания – для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Существует следующая закономерность: все, через что чувствует мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его “живая сырьевая база” как с материальной, так и с психической точек зрения. Часто родители отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в перинатальном периоде. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы не только при снятии сильного эмоционального напряжения, но и в достижении такого внутреннего состояния, которое позволяет воспитывать в ребенке чувство прекрасного. В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает “гормоны радости” (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины. Постарайтесь во время беременности думать о тех качествах, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке, направлять мысли на такие категории, как доброта, мудрость, интеллигентность, честность, духовная красота, помните о том, что плод способен улавливать информацию своими клетками, а также записывать ее. И в заключении хотелось бы добавить, что беременность — это не время для уныния и не причина замыкаться в себе, с головой погружаясь в мир забот о будущем ребенке и обязанностей по отношению к нему. Беременность — это плодотворный период, позволяющий каждой женщине сделать для себя массу новых открытий, раскрыть в себе новые возможности, помогающие поверить в себя и в то, что жизнь — это наслаждение, стоящее того, чтобы жить и рожать детей. В конечном счете, здоровье малыша зависит от того, насколько ответственно и осознанно мама малыша участвует в его рождении. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|