|
Ответы детского психолога. Готовность к школьному обучениюАвтор статьи: Поневаж Вера Васильевна
Сегодня хочу продолжить разговор о развитии ребёнка в дошкольный период. В статье про Раннее развитие я уже рассказывала о созревании мозга, в этот раз просто хочу напомнить о том, что самое активное развитие до 7 лет идёт в области правого полушария. Поэтому, если мы хотим эффективно развивать ребёнка, мы должны отталкиваться от тех функций, которые для правового полушария являются доминирующими. И идеальной формой развития в дошкольном возрасте является игра. Ценность детской игры в полной мере была осознана только во второй половине XX века, классическим трудом по этой теме был и остаётся до сих пор труд Даниила Борисовича Эльконина "Психология игры", где он очень последовательно и доступно описал виды игр и стадии становления игры и те функции, которые каждая стадия выполняет для формирования мозговых функций ребенка. В статье про ранее развитие я уже упоминала о предметной орудийной игре - когда ребёнок усваивает способы обращения с предметами. Ребёнок учится различным захватам, воспринимает социально принятые способы применения орудий. Так ребёнок узнает, что молотком стучат, ложкой едят, пилой пилят, половником наливают суп, стетоскопом слушают дыхание. В этот период развития ребёнку необходимо расширять спектр орудий, с которыми он может познакомиться, предлагая к изучению различные предметы обихода и поясняя их практический смысл. На следующем этапе ребёнок начинает производить цепочки действий в соответствии со взятой на себя ролью. Он не просто стучит молотком, он забивает гвозди, а позже - строит дом. Он уже не просто слушает сердцебиение - он исполняет роль врача. Я врач - поэтому буду слушать тебя. Орудийное постепенно отходит на второй план, появляется замещение предметов. Ребёнок может одним предметом сначала играть так, как будто это молоток, а затем - как будто это стетоскоп. Теперь на первый план выходит роль и все действия, которые этой роли свойственны. Обратите внимание, как логично и постепенно в игре появляется функция обобщения, функция выделения ведущего признака. Ведь не всякий предмет может играть роль другого: надо найти существенный признак и подобрать нечто подходящее из того, что есть вокруг. Из палки можно стрелять, палкой можно есть, но из палки не получится, например, машина. Для машины придется искать палку пошире и покороче. Логичным образом из ролевой игры возникает сюжетная режиссёрская игра. Теперь взрослый включается в игру как объект. «Ты сиди тут и отрывай рот, а я буду тебя лечить». Ребёнок даёт очень четкие инструкции, что делать, что говорить, и, если взрослый пытается перефразировать или внести в игру вариативность - ребёнок искренне расстраивается, обижается, возвращает игру к началу. И игра эта может повторяться без изменений огромное количество раз. Такой вид игры свойственен детям примерно 3-х летнего возраста. Они пока не играют вместе, но им уже нужен напарник для игр. Поэтому я пишу, что напарник - взрослый. Если вы попытаетесь оставить двух детей одного возраста играть вместе, вы либо получите скандал, потому что ни один из них не желает соблюдать правила другого, либо они будут спокойно играть рядом, но не вместе. Каждый играет в свою игру, каждый свою куклу укладывает спать. Но всё же для перехода от режиссёрской игры к игре полноценно сюжетно-ролевой наличие напарника важно. Как иначе ребёнок поймёт, что не бывает полного подчинения в игре и что надо быть адаптивным? Поэтому участвуйте в играх детей, даже если вам пока отводят роль «мебели»! Постепенно «подавайте голос», выражайте свое отношение к роли, давайте ребёнку возможность включать адаптивные социальные механизмы. С точки зрения физиологии мозга многократное повторение одного и того же, которое так порой раздражает взрослых - необходимое условие обучения и освоения. Поэтому имейте терпение, если ребёнок увлечённо играет в одну игру до посинения - ему это надо, не стоит форсировать ситуацию. С ним все нормально, он не отстаёт в развитии, он - в режиме активного обучения. Следующим этапом развития игры является игра сюжетно-ролевая. Такая игра характеризуется наличием нескольких детей-персонажей, подчинённых общему замыслу. Первый пилот и второй пилот, врач и медсестра, папа и мама, волк и козлята, кошка и мышки - у каждого есть своя роль, за этой ролью закреплены определенные функции, определённый образ, правила поведения, но конкретные действия не фиксированы. Каждый сам действует, как считает нужным, но строго в рамках выбранной роли. И дети всегда очень ревностно следят за соблюдением этих условностей. «Раз ты волк, так ты не трусь», - Закричал на волка гусь. От такого волка никакого толка!» «Мы не Пети и не Вовы, Мы - собаки и коровы. И всегда собаки лают, Ваших слов не понимают, И всегда мычат коровы, отгоняя мух. А она в ответ: Да, что вы? Ладно, если вы коровы, я тогда пастух! И прошу иметь в виду, я коров домой веду.» (А. Барто) Отдельно хочу обратить ваше внимание на одну особенность детского мышления – детский эгоцентризм. Эгоцентризм (не путать с эгоизмом) – это такая форма развития мышления, когда ребенок не способен встать на позицию, отличную от своей. Ребенок считает за истину только свой чувственный опыт и не способен встать на позицию другого, посмотреть с другой стороны. Кроме того, дети не чувствуют противоречий. Например, ребенок уверен, что, когда он идёт, луна идёт за ним. Ветер дует потому, что деревья качаются. Две половинки блинчика больше, чем один целый. И если вы будет задавать ребенку вопросы «на засыпку» из разряда: а если я пойду вправо, а ты влево – за кем пойдет луна? Или, а бывает ли ветер в пустыне, где нет деревьев? Или будете складывать из двух полублинчиков один и потом разделять обратно. Ребенок спокойно с вами согласится, что это непонятно, но останется при своем мнении. Эту особенность детского мышления глубоко изучал Жан Пиаже, и его имя носят феномены Пиаже, связанные с отсутствием чувства законов сохранения, с отсутствием понимания причинно-следственных связей у детей дошкольного возраста. Без преодоления детского эгоцентризма, без осознания ребенком того, что его знания не абсолютны, что есть вопросы, ответов на которые он пока не знает, ребенка бессмысленно отдавать в школу. Он просто будет постоянно спорить с учителем и всегда оставаться при своем мнении :) И одним из ключевых способов преодоления этих феноменов является как раз сюжетно-ролевая игра, где моё мнение не абсолютное и правила одни на всех. Высшим уровнем развития детской игры являются игры по правилам. Игры по правилам максимально развивают лобные доли, отвечающие за целеполагание и самоконтроль. Ребенок постепенно учится удерживать в голове несколько правил одновременно, игра из конкретно-образного плана переходит в план мысленный. Осваиваются причинно-следственные связи, а также закрепляется так необходимая в школе способность «сидеть на попе ровно» 40 минут. Игры по правилам можно вводить и с 3-4 летнего возраста. Это могут быть простые ходилки с кубиком, лото, домино. Но не ждите, что трехлетка всегда доиграет до конца кона. Ему это просто не по возрасту. Вот после 5 лет настольные игры должны уже плотно занимать свое место среди занятий ребенка. К 7 годам игры типа Каркассона, Монополии, Лабиринта уже должны быть освоены ребенком в полной мере. Конструкторская деятельность также очень важна. (Но с этим аспектом сейчас у детей обычно проблем нет. Все играют в Lego и роботов, но редко кто играет в сложные коллективные игры.) Конструкторская деятельность развивает пространственные понятия, развивает межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, дает понятия о физических законах равновесия, выстраивает причинно-следственные связи. Также важно уделять много внимания физическому развитию (об этом я уже писала в статье про раннее развитие): к школе ребенок должен иметь достаточно сильную спину и мышцы стабилизаторы позвоночника, чтобы не заваливаться на парту, быть готовым к письму и уметь фиксировать внимание на доске и тетради. Кроме того, для письма очень важно иметь хорошие межполушарные связи, а эти связи развиваются в двуручной деятельности, а также в различных спортивных и физических нагрузках: танцы, катание на велосипеде, прыжки через скакалку, игры в вышибалы и прочие. Спортивные игры также эффективно развивают произвольность и являются одним из типов игр по правилам. На всем протяжении дошкольного детства взрослый остается источником знаний об окружающем мире. Задача взрослого на каждом этапе развития игры вносить туда глубину, разнообразие сюжетов и линий поведения. Одним из ключевых законов развития является понятие о Зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития ребенка, это те действия и навыки, которые ребенок пока не может выполнить сам, но уже способен понять и воспроизвести в совместной деятельности со взрослым. Обучение должно идти в зоне ближайшего развития, тогда оно является эффективным. И если в школе такой индивидуальный подход уже будет невозможен, то дома родители вполне могут обеспечить ребенку именно такие условия развития, которые будут подстроены под его потребности и возможности в каждый момент времени. Но для этого взрослый должен быть вовлечен в жизнь и игры ребенка, чтобы чутко отслеживать потребности ребенка и оперативно предоставлять информацию по запросу. Логическим завершением дошкольного игрового детства является переход к школьному обучению. Как мы увидели выше, все игровое развитие постепенно, но неумолимо приближает ребёнка к состоянию, необходимому для успешного обучения в школе. Обратите внимание, я до сих пор ни разу не перечислила ни для одного аспекта такую активность как обучение чтению, письму или счету. Потому что, для того чтобы научить ребенка писать, надо, условно говоря, не учить его буквам в три года, а дать ему наиграться в футбол и вышибалы, а в перерывах между играми давать возможность рисовать и лепить из пластилина. Дети, которым дали возможность наиграться, осваивают чтение и письмо за считанные недели, когда приходит время. Не бегите впереди паровоза, это неэффективно, а, порой, и вредно. Одним из условий готовности к школе является успешное преодоление ребенком кризиса 7 лет. Этот кризис не такой яркий, как кризис 3-х летнего возраста, однако он важен и заслуживает отдельного упоминания. Внешние проявления кризиса это: потеря детской непосредственности, нарочитость до вычурности, часто кривляние, застенчивость, плаксивость, бывают изменения в пищевых пристрастиях, ограничение списка продуктов, которые ест ребёнок. Внутренний смысл кризиса состоит в том, что для ребенка открылся выход из состояния детского эгоцентризма. Он вдруг осознал, что знает не всё на свете. Ему вдруг стало важно, как он выглядит в глазах окружающих. Просто потому, что он стал способен в принципе «посмотреть на себя со стороны». Он потерял уверенность в своей правоте. Продуктивным выходом из этого кризиса является появление адекватной самооценки и желание пойти в школу, чтобы стать взрослым, умным и достойным уважения человеком. Как и любой возрастной кризис, кризис 7 лет имеет вполне обозримые начало и конец, поэтому если вдруг ваш ребенок стал невыносим, потерпите, это временно. А лучше - помогите ему сформировать правильные критерии оценки и самооценки, нарисуйте ему картину его жизни, как и чему он будет учиться и каким умным станет И на волне этого желания самое время начинать покупать атрибуты школьного обучения - школьную форму, ранец, пенал и всё-всё-всё, что будет говорить о его новом статусе – статусе Ученика. Итак, соберем вместе все критерии психологической готовности в школе, которые я перечислила (и еще некоторые, которые обозначим кратко):
Если вы сомневаетесь, готов ли ваш к школьному обучению или стоит подождать еще год – стоит провести диагностику психологической готовности к школе: существует стандартный пакет методик, позволяющий выявить места, на которые стоит обратить внимание. По результатам диагностики я предоставляю письменный отчет с понятными и простыми рекомендациями. Если возможности выбора идти в школу или не идти уже нет, диагностика позволит получить рекомендации, как эффективно провести летние каникулы. Но не удивляйтесь, если основной рекомендацией окажется – оставить ребенка в покое и дать ему отдохнуть Всё же самым главным критерием готовности к школе является желание ребёнка туда идти. Буду рада вашим вопросам и обратной связи, пишите на [email protected] Ваш поддерживающий психолог Вера Поневаж ponevazh.ru Другие статьи серии Ответы детского психолога: Раннее развитие или что на самом деле надо успеть до трёх Развитие мотивации с пелёнок и до пенсии Про капризы и истерики
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|